Анатолий Степочкин:
Ехали через Ивдель, Бурмантово. Дорога тяжелая, только вездеход и пройдет. Несколько дней добирались по бездорожью, тайге. И вот в одном месте недалеко от небольшой речки мы вдруг увидели палатку. Добротная такая – высокая, плотная. Как маленькая юрта. Около нее две собаки бегают, у входа мясо лосиное лежит. А хозяина нет. Добрались до Саранпауля, погрузили рыбу. На обратном пути опять к этой палатке подъехали. Тут уже мужик нам навстречу вышел. Мы переночевать к нему попросились, он разрешил. В палатке тепло, нары есть, печка-буржуйка топится. И полбачка холодца наварено.
Мы в ответ вытащили бутылку водки, распили ее. Толя спать лег. А мы с хозяином разговорились. Он оказался охотником-заготовителем. Только охота в тот год у него не заладилась. Ружье сломалось. И показывает мне ТОЗ-34. Смотрю – точно, приклад болтается. Я говорю: давай я тебе свое ружье дам (у меня был немецкий «Зауэр»), а ты мне свое сломанное ружье и собачку. Больно хороши у него были собаки. Забегая вперед, скажу, что мы потом с этой собачкой и на лося, и на медведя ходили. Отличная была псина!
В общем, поменялись мы с ним. Он мансийской браги достал. Выпили. Спрашиваю его: «Как, мол, так открыто живешь? Мясо лежит рядом с палаткой. И ты ничего не прячешь». Он мне отвечает: «А у нас прятать ничего не нужно. Мы здесь хозяева. И если кто-то что-то возьмет, мы все равно найдем. У нас один случай был.
Туристы в горах наше священное место разграбили. Шаманы и охотники узнали, выследили их. И среди ночи, когда те уснули, шаманы разрезали брезент и запустили внутрь какой-то дурман. Охотники окружили палатку. И когда туристы выскочили, мы их всех убили. 9 или 10 человек их было.
— Ничего не говорил про год. Я и не спрашивал. Я ему после этого сказал: так вас же за убийство наказать должны были? А он мне ответил: мы здесь сами хозяева и что хотим и то и делаем. Мы никогда людей не обидим, всегда поможем, но на наше священное место покушаться не надо.
Вы спросили его, что это за священное место?— Это в пещере святилище. Туда приносят золото, платину, меха. И раз в год там все собираются и устраивают моления.
— Нет. Я его об этом тоже не спрашивал.
— Они такие люди, что чужого никогда не возьмут, но и свое никому не отдадут.
Из уголовного дела достоверно известно, что манси первыми попали под подозрение. Их несколько раз допрашивали, но те, как мантру повторяли одно и то же – ничего не знаем, ничего не видели. Сразу скажем, что эта история с наказанием туристов показалась нам далеко неправдоподобной по ряду причин. Например, ни у палатки, ни поблизости от нее не было ничьих посторонних следов – ни от лыж, ни от ног.
И все же дурмановая версия наверняка взбудоражит многих. Задались и мы вопросами: а зачем манси дурман? Из чего и для чего они могли его готовить? Может для выкуривания зверей из нор?
За разъяснением мы обратились к уральскому эксперту по манси Алексею Слепухину:
— Не было никогда у манси никакого дурмана, - заявил он. – У них и понятия такого в обиходе нет. Для окуривания своих святилищ они всегда использовали чагу (березовый гриб). Это часть религиозного обряда и окуривать им палатку из мести они бы никогда не стали.
Манси – вообще серьезный народ, это не дикие аборигены. К тому же нет и не было в тех местах, где шли дятловцы, священных мест. Поэтому лично мне вся эта история кажется нереальной.