Данные с Госуслуг — желанная добыча для мошенников. С ними аферисты могут оформить на вас кредит или выманить деньги у родственников. Рассказываем, что делать, если в 2025 году взломали Госуслуги.
Госуслуги сегодня — один из самых популярных сервисов в России. Портал позволяет удаленно заказывать справки, подавать заявления без очередей, записываться к врачу, экономить деньги на оплате госпошлин. Но вместе с удобствами идут и риски: взлом аккаунта на Госуслугах грозит серьезными проблемами его владельцу. Пошагово разберемся, как защитить личный кабинет от мошенников, восстановить доступ и куда обращаться, в случае взлома Госуслуг в 2025 году.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Всю важную информацию о портале оформили в виде удобной таблицы.
Основные разделы портала | — личный кабинет пользователя; — список услуг; — документы; — заявления; — платежи. |
Регистрация на Госуслугах | детей до 14 лет регистрируют родители, после — самостоятельно |
Способы регистрации | — онлайн через банк; — лично через центр обслуживания; — по номеру телефона или е-mail. |
Основные методы защиты аккаунта | — контрольный вопрос; — дополнительный способ подтверждения входа (код из SMS, биометрия, одноразовый код); — уведомление о входе. |
Восстановление доступа к учетной записи | — на Госуслугах (если в кабинете остались прежние телефон или почта); — онлайн через банк; — лично через центр обслуживания или МФЦ. |
Подробно распишем все шаги, которые надо предпринять в случае взлома аккаунта на Госуслугах.
При взломе необходимо восстановить пароль. Это можно сделать в личном кабинете Госуслуг, если мошенники не поменяли почту и номер телефона. На странице авторизации появится кнопка «Восстановить». Система попросит ввести номер телефона или почту, а также цифры ИНН, СНИЛС или паспорта. После этого ждите кода в SMS или письма на почту — это нужно для создания нового пароля.
Чаще всего мошенники меняют привязанные к аккаунту почту и телефон, поэтому еще один способ восстановить пароль — онлайн-банк (с Госуслугами работают все крупные кредитные учреждения). Откройте приложение или сайт банка и попробуйте вновь пройти регистрацию на Госуслугах. Если все нормально, вы получите новый пароль для входа, а номер телефона теперь будет тот, что используется в личном кабинете банка.
Третий вариант — личное обращение в центр обслуживания или МФЦ (с собой нужно захватить паспорт и СНИЛС). Сотрудник проведет проверку личности и вышлет данные для входа в Госуслуги на почту или в SMS.
Стандартная рекомендация не только при взломе Госуслуг, но и аккаунта в соцсетях или мессенджерах. Необходимо зайти в личный кабинет, далее выбрать графу «Профиль» и «Безопасность». После этого ищите вкладку «Действия в системе» и жмите «Выйти». Тоже самое необходимо сделать во вкладке «Моб. приложения» (надо будет выбрать приложения, в которые вы не входили).
Все действия в аккаунте фиксируются, поэтому следы мошенников отыскать несложно. Откройте личный кабинет на Госуслугах, перейдите в «Профиль» и «Безопасность». Вам нужна вкладка «Действия в системе». Ищите подозрительные пункты, вроде упоминания МФО или банков (если мошенники пытались оформить на вас кредит). Если встретите упоминание МФО, обязательно позвоните туда и выясните, не принимала ли организация заявок от вас. Если да, сообщите о взломе и о том, что взять займ пытались мошенники. Также на всякий случай можно отозвать ранее выданные разрешения и согласия (нужный пункт ищите в графе «Профиль»).
Если у вас нет платно й подписки кредитного бюро, запросить историю можно через Госуслуги. Нужно выбрать услугу «Получение информации о хранении вашей кредитной истории» и заказать отчеты в БКИ. Помните, что бесплатно получать историю можно лишь два раза в год. Когда отчет придет в личный кабинет, посмотрите, какие заявки в банки и МФО подавались от вашего имени. В случае, если решение по кредиту еще не принято, ваш звонок может его отменить.
Взлом Госуслуг нужен мошенникам не только для оформления кредитов, но и получения информации о финансовом состоянии человека. Для этого аферисты могут запросить данные трудовой книжки, индивидуального лицевого счета, справку 2‑НДФЛ. Проверить список поданных заявлений можно в личном кабинете.
Даже если мошенники не взяли кредит на ваше имя, не запрашивали справки и в целом не нанесли какого-то ущерба, сообщить о взломе все равно необходимо. Если у злоумышленников останется доступ к аккаунту, они могут использовать ваши данные позже.
Если мошенники подали заявку от вашего имени, немедленно свяжитесь с финансовой организацией и объясните ситуацию. Нужно рассказать, что кредит хотят получить злоумышленники и заявка поступила не от вас. Если банк и МФО еще не выдали деньги, заявку после проверки отменят. В противном случае запросите у организации копии документов, которые использовали мошенники. Также необходимо подать заявление об аннулировании кредитного договора, но перед этим обратитесь в полицию.
Можно прийти в отделение полиции лично либо подать заявление онлайн через сайт МВД (потребуется выбрать свой регион). Уведомление правоохранительных органов послужит доказательством вашей непричастности в случае оформления кредита на ваше имя. В заявлении следует как можно более подробно описать взлом — укажите примерное время, сообщите о действиях мошенников в системе, номере мобильного, который оказался привязан к кабинету.
О взломе аккаунта важно уведомить и поддержку Госуслуг. Сделать это можно несколькими способами — через обратную связь, горячую линию, соцсети и мессенджеры.
Перечислим основные негативные последствия взлома аккаунта на Госуслугах.
В крупных банках мошенникам скорее всего откажут из-за более тщательной проверки заемщиков, а вот в небольших МФО вполне могут одобрить заявку. Поэтому важно проверить кредитную историю и оперативно связаться с кредитором до одобрения и выдачи денег.
Злоумышленники могут использовать личную информацию о вас для различных «схем-разводок». Например, если вы ожидаете вычета за покупку квартиры, они могут позвонить супруге от имени налоговой и сообщить о «проблемах». Если у вас есть счет в банке, злоумышленники могут напугать его «блокировкой».
Еще один способ воровства через взлом Госуслуг. Мошенники подают заявление на вычет от вашего имени. При этом в качестве счета, куда отправят деньги, указывается подставной.
Многие россияне регулярно получают различные смс или звонки с навязыванием услуг, удивляясь, откуда звонившие взяли номер. Виной тому становятся мошенники, которые продают базы данных о пользователях. Оказаться в ней можно и после взлома Госуслуг. И если для обычных граждан все обычно заканчивается назойливыми звонками, то слив личной информация можно обернуться серьезными проблемами для известных и публичных личностей.
Своими рекомендациями по защите личного кабинета на Госуслугах поделился Филипп Щербанич, IT-эксперт, backend-разработчик.
«Осторожность — главная рекомендация по защите своего аккаунта. Злоумышленники часто применяют методики фишинга: они создают точные копии популярных ресурсов, заставляя вас вводить свои данные, которые затем оказываются в их руках. Поэтому всегда внимательно проверяйте название сайта, который посещаете, а также его сертификат безопасности (кем и когда он выдан, кто его подписал).
Выбирайте сложный пароль. Для его создания и хранения лучше использовать какой-нибудь популярный менеджер паролей. Если пароль генерируется автоматически и вы его не запоминаете, злоумышленнику его точно не узнает.
Подключите уведомления о входе в личный кабинет на электронную почту и активируйте вход с дополнительным способом подтверждения. При этом избегайте использования SMS-кодов для входа, поскольку известны случаи, когда мошенникам удавалось клонировать сим-карту и перехватывать коды подтверждения. Кроме того, если вы не будете пользоваться своей сим-картой несколько месяцев (примерно полгода), оператор может отключить ее и продать ваш номер другому человеку. Я и сам столкнулся с подобной ситуацией ранее, потеряв контроль над своим первым телефонным номером.
Сервис Госуслуг рекомендует дополнительно настроить контрольный вопрос. Это может стать дополнительным уровнем защиты — главное, самому не забыть ответ на него.
Дополнительно к вышеперечисленному, я не рекомендую подключать к своему браузеру непроверенные расширения, ведь они могут иметь доступ к интернет-страницам на которых вы находитесь, и украсть ваши личные данные. И обязательно установите антивирус, ведь зловредное ПО тоже может похитить вашу личную информацию с Госуслуг».
Попросили Филиппа Щербанича ответить на самые популярные вопросы по теме.