С взыскателями долгов могут столкнуться граждане, которые просрочили выплаты по займам. Рассказываем, как вести себя если угрожают коллекторы
Человек, который перестал выплачивать долги, рано или поздно столкнется с сервисами по взысканию задолженности. Если посмотреть на ситуацию со стороны закона, то коллекторы должны вести себя максимально тактично. Согласно 230-ФЗ, гражданина могут беспокоить с телефонными просьбами выплатить долг только днем и не более 8 раз в месяц. Однако на деле так бывает далеко не всегда – недобросовестные взыскатели идут на нарушение закона. На должника пытаются надавить всеми возможными способами, вплоть до угроз и назойливого беспокойства родственников, друзей и коллег.
В нашем материале мы расскажем, как можно оградиться от коллекторов, которые используют незаконные методы работы.
Списать кредиты по 127-ФЗ на привлекательных условиях
В этой таблице мы собрали главную информацию о правилах работы коллекторов.
Как могут взаимодействовать коллекторы | личная встреча, телефонный разговор, письма, через представителя |
Когда могут начать работать коллекторы | после 90 дней просрочкиесли должник не контактирует с кредиторомесли должник отказался платить по займу |
Когда коллекторы могут беспокоить должника | по будням – с 8 до 22 часовпо выходным – с 9 до 20 часов |
Как часто коллекторы могут обращаться к должнику по телефону | не более 8 раз в месяц |
Когда можно отказаться от личного общения с коллекторами | после 4 месяцев просрочки платежа |
В неприятную ситуацию, связанную с невыплатой долга, может попасть практически любой заемщик. Как правило, она не возникает на пустом месте. Если гражданину нечем платить по кредиту, а дело дошло до вмешательства коллекторов, значит у должника действительно серьезные проблемы. Главное в этой ситуации – не паниковать и действовать рассудительно. Расскажем, что можно сделать.
Не нужно путать службу взыскания банка, в котором образовалась задолженность, и коллекторское агентство. В первые месяцы кредитная организация попытается разрешить проблему своими силами и без трат на сторонних специалистов. В этот момент вполне реально договориться с банком об оформлении кредитных каникул, рефинансировании или реструктуризации. Главное – показать, что вы готовы к диалогу. Стоит напомнить, что с 2024 года кредитные каникулы стали постоянной мерой поддержки.
Должник вправе прекратить непосредственное общение с кредитором или его представителями после 4 месяцев просрочки выплат по займам. Здесь есть два сценария.
В первом случае должник оформляет заявление об отказе во взаимодействии – после этого с ним смогут работать только через письма. Но если в суде примут решение о взыскании долга, то заявление аннулируется на 2 месяца.
Во втором случае должник оформляет заявление о взаимодействии через своего представителя (адвоката).
Работа коллекторских агентств строго регламентируется. Компании состоят в специальном реестре ФССП. Если организация будет нарушать правила честной работы – ее могут лишить права заниматься деятельностью по взысканию долгов. Поэтому в порядочных организациях дорожат репутацией.
Соответственно, должник, который предполагает, что его права нарушают коллекторы, вправе обратиться в ФССП, прокуратуру или НАПКА (профильная ассоциация коллекторов). Жалобы можно оставить на сайтах организаций. К ним нужно прикрепить доказательства неправомерной работы (аудиозаписи, скриншоты переписки и так далее). Также следует озвучить название агентства и имя сотрудника, который, якобы, вел себя некорректно.
Несмотря на жесткий контроль, не все коллекторские агентства работают по правилам. Некоторые взыскатели действуют анонимно, поэтому привлечь их к ответственности будет сложно. Если вы понимаете, что ваши права нарушают, а безымянный коллектор не реагирует на объективные требования прекратить незаконную деятельность – просто игнорируйте. Не стоит пытаться вести конструктивную беседу.
В соцсетях и мессенджерах можно ограничить круг лиц, которые отправляют вам сообщения. Также сейчас существует множество приложений для смартфонов, которые блокируют звонки с незнакомых номеров.
Как мы уже указывали, отношения между кредиторами (их представителями) и должниками регламентируются 230-ФЗ. В нем четко прописаны все права сторон.
Коллектор вправе:
При этом взыскатель долга обязан:
Представителю агентства запрещено:
Ведущий юрист компании «КредитаНет» Кима Чахоян дала несколько советов, которые помогут остановить незаконные действия коллекторов.
«Коллекторы – это одна из главных проблем должников. Как правило, если работу по взысканию начинает коллектор, то беспокоят звонками уже не только должника, но также его родных, близких и даже работодателей, – объясняет эксперт.
– Самое главное в этой ситуации – ни в коем случае не терпеть нарушений закона. Коллекторы, в рамках своих полномочий, по закону не имеют права оказывать какое-то физическое воздействие. Но и по части телефонных разговоров с должниками есть определенные лимиты. Например, не более 2 звонков в неделю, а также есть ограничение по времени звонка в течение дня.
Коллектор может поинтересоваться, когда человек готов внести оплату, но никак не требовать ее. Если в ход пошли угрозы, негативное и аморальное общение – есть два варианта действий. Первый – это писать жалобы через официальный сайт ФССП (в специальную графу вносится вся информация). Как правило, после отправки такой жалобы звонки прекращаются. А второй вариант – это жалоба в НАПКА (Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских Агентств). Они тоже отслеживают работу коллекторов на предмет законности. Но для отправки жалобы человеку надо знать точное наименование коллекторского агентства, ФИО сотрудника и номер договора, по которому идет взыскание. Коллекторское агентство можно лишить лицензии за нарушение закона.
Существует еще один способ – это отзыв своих персональных данных, отказ от взаимодействия. Это хороший инструмент, но он работает не всегда, так как возможен отказ в заявлении».
На вопросы о работе коллекторов отвечает ведущий юрист компании «КредитаНет» Кима Чахоян.
Источники