К сожалению, стать жертвой обмана может любой – и неопытный человек, и специалист в банковской сфере. Разбираемся с экспертами, как быть, если человек перевел деньги мошенникам. Реально ли вернуть средства и куда обратиться за помощью.
Кибермошенники очень изобретательны и придумывают все новые способы похищения средств у доверчивых граждан. По данным Центробанка РФ, в 2023 году злоумышленникам удалось украсть 15,8 млрд рублей, причем львиная доля операций была сделана физическими лицами, которые перевели деньги мошенникам. Чтобы нечистым на руку людям было труднее добраться до ваших сбережений, в банках работает антифрод (от английского выражения anti-fraud – борьба с мошенничеством). Это система мер, направленная на предотвращение сомнительных транзакций. Рассказываем, как обычно происходит возврат средств, что нужно сделать пострадавшему и велики ли шансы на успех.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Собрали всю важную информацию в удобной таблице.
ФинЦЕРТ | Специальное подразделение Банка России, которое собирает данные обо всех случаях мошенничества в банках и имеет базу данных о дропперах (мошенниках) |
Признаки сомнительного перевода | • деньги переведены на счет, которым владеет лицо из базы дропперов; • перевод сделан с устройства, уже использованного мошенниками; • необычная для клиента сумма или частота переводов, подозрительное место отправки или используемое устройство; • по данным операторов связи, накануне отправитель получал подозрительные сообщения или звонки. |
Когда банк обязан возместить ущерб | • перевод сделан получателю, связанному с мошенничеством, а клиент не получил уведомление о рисках; • если банк не задержал операцию на 2 дня; • перевод был сделан после того, как клиент уведомил банк об утере личных данных или потере карты |
Когда банк не должен возмещать ущерб | Если выполнены все требования безопасности, подозрительный перевод был задержан на 2 дня, клиент получил уведомления о рисках, но сам принял решение о переводе |
Сроки возврата средств | Для банков – 30 дней при переводе внутри страны, 60 дней – при переводе за рубеж |
Обязанности банка-получателя мошеннического перевода | Сверится с базой данных дропперов и прекратить банковское обслуживание мошенников |
Специалисты рекомендуют обманутым гражданам не паниковать и действовать быстро. Алгоритм действий зависит от обстоятельств, суммы ущерба и времени совершения мошенничества.
Как можно быстрее поставьте в известность банк, откуда был сделан перевод. Заблокируйте карту или учетную запись в онлайн-банке, попробуйте отменить транзакцию. Ваш банк в срочном порядке свяжется с банком-получателем и попросит заблокировать счет подозрительного лица. Если вы среагировали в течение суток, есть шанс, что деньги вернут.
Заявление о мошенническом переводе можно подать в отделение полиции по месту жительства или на сайте МВД. К заявлению обычно просят приложить выписку о движении средств на карте и счете, которую делают в банке. Чем больше подробностей о случившемся вы опишите, тем выше вероятность, что правоохранительные органы отыщут преступника.
При сумме ущерба до 50 тыс. рублей иск будут рассматривать в мировом суде, а свыше 50 тыс. – в районном. Если сумма значительная, стоит обратиться в прокуратуру. В этом случае заявление подают лично или отправляют заказным письмом. Как показывает практика, рассмотрение дела о мошеннических схемах не бывает быстрым. Разбирательство может занять от двух месяцев до нескольких лет.
В случае массового обмана через социальные сети и тематические форумы поищите других жертв мошенничества. Коллективный иск обычно привлекает больше внимания и помогает снизить расходы на юридическое сопровождение.
Обращение в ЦБ может помочь в расследовании, особенно, если вас обманула компания. Тогда регулятор проведет проверку и отправит результаты следователям.
Дропперы всегда делают расчет на панику. Если вы заподозрили обман, не верьте их обещаниям вернуть деньги, это очередная попытка обмана. Сохраняйте спокойствие и действуйте последовательно.
Вопросы о подозрительном переводе решаются в чате поддержки, по телефону горячей линии, в приложении, на официальном сайте или во время личного визита в банк. Имейте в виду, если вы сами поделились с мошенниками личной информацией – данными своей карты, счета, паролем, ПИН-кодом, или заметили пропажу денег со счета не сразу, а спустя некоторое время, шанс вернуть деньги невелик.
Если мошенник – юридическое лицо, имеет смысл составить письменное заявление на имя руководителя компании, передав претензию лично в офисе или отправив заказным письмом по почте. Часто просто угрозы обратиться в суд или полицию бывает достаточно, чтобы с вами начали говорить и возможно вернули деньги.
Когда ваши действия не приносят результатов, а дело усложняется, имеет смысл обратиться за помощью к опытному юристу.
Попросили экспертов дать основные рекомендации гражданам, которые перевели деньги аферистам.
Руководитель антифрод-системы, Управление безопасности и взыскания задолженности, ПАО «Норвик Банк» Иван Лазарев:
«Первое, что нужно сделать для возврата средств, если есть подозрение о перечислении мошенникам, уведомить банк о перечислении денежных средств с расчетного счета без добровольного согласия, либо под действием обмана. Банки по межбанковским каналам могут взаимодействовать между собой, есть возможность приостановить дальнейшее перечисление денежных средств. После оповещения банка, клиенту нужно обратиться в правоохранительные органы. Они проведут по заявлению проверку, возбудят уголовное дело и, возможно, наложат арест на денежные средства, находящиеся на счете злоумышленника. Также можно вернуть денежные средства в рамках гражданско-правового законодательства: обратиться в суд с иском о неосновательном обогащении в отношении лица, на чье имя открыт банковский счет, с ходатайством о принятии обеспечительных мер по иску.
Юрист по банкротству физических лиц компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар:
«К сожалению, мошенникам до сих пор удается убедить потенциальную жертву самостоятельно передавать конфиденциальную информацию, например, о реквизитах карты или счета, однако не всегда именно они являются целью. Еще одна задача – убедить клиента в том, что он должен перевести деньги самостоятельно. Аферисты вводят жертв в заблуждение, играют на человеческих слабостях, они умеют правильно выстроить диалог и надавить на самые чувствительные места. Схем и приемов множество, а в их сети все чаще попадают не только доверчивые обыватели всех возрастов, но и вполне осведомленные и даже юридически подкованные граждане. «Секрет успеха» преступников – в одновременном использование современных технологий и психологических манипуляционных методов, в том числе, элементов нейролингвистического программирования. Отметим, что, увы, раскрываемость подобного рода преступлений оставляет желать лучшего: мошенники идут на разнообразные ухищрения, чтобы не попасться правоохранителям.
Пока механизм по возврату средств банками только набирает обороты, а значит вернуть украденные деньги сложно. Даже если дело доходит до суда, он не всегда встает на сторону жертв мошенничества, ведь потерпевший сам подтверждал операции по своему счету. В случае, если человек уже пострадал от подобного обмана, необходимо обратиться в правоохранительные органы, как и при любом другом мошенничестве.
Федеральным законом от 24.07.2023 № 369-ФЗ добавляется ряд превентивных мер, направленных на недопущение перевода денег гражданина злоумышленникам. В частности, банк отправителя должен проверить операцию на наличие согласия клиента, и если оно есть, то определить, не получено ли оно под влиянием обмана, и приостановить исполнение распоряжения клиента вплоть до отказа в переводе. Новый закон также устанавливает критерии анализа операции: нужно учесть и бэкграунд действий клиента, и изучить базы данных о попытках мошенничества. При этом банк должен уведомить обо всем клиента, дать рекомендации, как не допустить подобного в будущем, а также переспросить, точно ли совершать операцию. Закон дает гражданам два дня на подтверждение, что выглядит разумным.
Законом предусмотрена двойная проверка – операцию проверяет не только банк отправителя, но и банк получателя. Эффективность такой двойной заслонки вызывает вопросы – насколько ценной и новой будет информация от принимающей стороны и как именно ее использовать? Еще одно новшество – кредитное учреждение будет отвечать за несоблюдение порядка проверки и подтверждения операции перед обманутым плательщиком, возмещая сумму перевода. Для этого будет достаточно заявления клиента, которое рассматривается в течение 30 дней. Пока не ясен стандарт доказывания корректности совершенных банком действий, учитывая различия в банковских «антифродах». К тому же банкам придется лавировать между нуждой обеспечить лояльность клиентов (а частые необоснованные блокировки переводов этому не способствуют) и необходимостью соблюдать требования закона».
На вопросы о переводе денег мошенникам отвечает руководитель антифрод-системы, Управление безопасности и взыскания задолженности, ПАО «Норвик Банк» Иван Лазарев.