В условиях стремительного развития цифровизации ошибка с переводом средств — нередкое явление. Расскажем, как вернуть деньги, если перевел не туда и что делать в такой ситуации.
Каждый житель России может столкнуться с тем, что деньги были случайно отправлены не тому адресату. Ошибка в номере телефона или реквизитах карты может привести к потере солидной суммы. Вместе с экспертами подробно объясним, как действовать при ошибочном переводе и можно ли вернуть деньги, если отправил их не тому человеку в 2025 году.
Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Составили таблицу с полезными сведениями об ошибочных переводах.
Первоочередные действия при ошибочном переводе | Связаться с получателем, обратиться в службу поддержки банка с заявлением о возврате ошибочно перечисленных средств. |
Варианты автоматического возврата при ошибочном переводе | Если перевод был сделан на несуществующий счет, по некорректным реквизитам или ошибочно указанному корреспондентскому счету банка-получателя. |
Наказание за присвоение ошибочно зачисленных средств | Получателю придется вернуть не только всю сумму перевода, но и возможные проценты за пользование чужими средствами, а также покрыть судебные издержки, если дело дойдет до суда. |
Рекомендуемые сроки запроса возврата ошибочного перевода | Запросить возврат надо сразу же после обнаружения ошибки и подать заявление в банк в течение 7 рабочих дней |
Отправитель может перевести деньги не только на неверный счет, но и на несуществующий номер. Расскажем о каждом варианте подробнее.
Если перевод был отправлен по неверным реквизитам карты, банк получателя обычно возвращает всю сумму назад в банк отправителя, поскольку при обработке транзакции система обнаруживает несовпадение данных. Весь процесс возврата, как правило, занимает от пяти дней до месяца. Если ошибка была допущена в корреспондентском счете банка-получателя, средства вообще не будут списаны со счета.
Проблема появляется, если платеж был отправлен действующему пользователю, а указанный номер телефона действительно привязан к чьей-то банковской карте. В этом случае, переведенные вами средства поступят другому человеку.
Вернуть деньги, ошибочно отправленные на чужой номер или банковскую карту, довольно сложно, особенно, если получатель уже получил доступ к этим деньгам. Шанс вернуть ошибочный перевод все же есть — особенно, если оба счета (отправителя и получателя) открыты в одном банке.
Если деньги ушли клиенту другого банка, процесс возврата будет сложнее, но и тогда первым шагом должно быть обращение в службу поддержки своего банка — через чат или по горячей линии, с заявлением о неправомерно совершенной операции.
Ключевой момент в том, что для возврата средств требуется согласие получателя. Обычно сотрудники банка сами связываются с получателем и разъясняют ситуацию, предлагая вернуть ошибочно полученные деньги. В большинстве случаев люди соглашаются вернуть сумму, опасаясь возможных проблем с законом, так как необъяснимое зачисление средств часто вызывает подозрения, а банки в подобных инцидентах защищают интересы отправителя.
Некоторые банки позволяет подать заявку на возврат денег через мобильное приложение, просто нажав соответствующую кнопку, например, «Оспорить». Если такой функции нет, нужно обратиться в поддержку банка и сообщить детали: сумму, дату и примерное время операции. Чем быстрее вы обратитесь, тем выше вероятность возврата.
Банк не вправе изъять средства со счета получателя без его согласия, даже если банк отправителя предоставил документы и доказательства ошибки. Если получатель отказывается возвращать деньги добровольно или игнорирует просьбы, отправителю потребуется направить ему досудебную претензию. Согласно российскому законодательству (ч. 5 ст. 4 АПК РФ), получатель должен дать ответ в течение 30 дней. Если реакции не последовало, следующим шагом является обращение в суд. К исковому заявлению прикладывается и досудебная претензия, а также, при необходимости, заявление в полицию и требования возвратить средства на основании статьи 1102 ГК РФ «Обязанность возврата неосновательного обогащения». В иске можно запросить и проценты за пользование вашими деньгами (ст. 395 ГК РФ).
Если вы отправили деньги на номер телефона, который не зарегистрирован ни за одним клиентом банка, перевод не будет исполнен. Такой платеж возвращается автоматически, никаких финансовых потерь у отправителя не возникнет.
Если деньги все же были переведены на несуществующие реквизиты или номер телефона, банк классифицирует такой перевод как невыясненный платеж. В этом статусе средства могут находиться до пяти рабочих дней, после чего обычно возвращаются отправителю. Если возврат не произошел, необходимо обратиться в свой банк, выполнивший перевод, предоставив ему данные о неверно указанных реквизитах.
Подробно распишем каждый шаг по возврату ошибочно отправленных средств.
Если вы видите контакты получателя при переводе по телефону через СБП, попробуйте связаться с ним напрямую и попросить вернуть деньги. Он может пойти навстречу и вернуть средства добровольно. В противном случае обращайтесь в банк.
Если самостоятельно вернуть деньги не удалось, как можно быстрее обратитесь в свой банк:
С 2023 года спорные ситуации по ошибочным переводам в СБП стали проще для отправителей. Банки обязаны рассматривать такие претензии. Вы можете подать заявление как в свой банк, так и в банк получателя, либо обратиться в поддержку СБП — все обращения рассматриваются через специальную систему «Диспут+».
В случае, если получатель частное лицо, то без его согласия банк не может вернуть вам деньги. Если человек отказывается возвращать ошибочный перевод, для возврата приходится обращаться в суд по делу о неосновательном обогащении. Если адресатом оказалась организация, возврат зачастую возможен и без ее согласия, например, при отмене заказа.
Важно. Если вы получили незапрошенный перевод от незнакомца, ни в коем случае не отправляйте эти деньги по чьей-то просьбе напрямую. Ваш перевод может попасть мошенникам, а вам придется еще раз выплачивать сумму по решению суда. В подобной ситуации обязательно сообщите о произошедшем в свой банк и действуйте только по его официальным инструкциям, чтобы вернуть средства на счет отправителя.
Рекомендациями поделился Кырлан Марчел, к.ю.н., управляющий партнер исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право», и Оксана Васильева, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Кырлан Марчел:
«Оспаривание ошибочного перевода на карту можно начать по пути наименьшего сопротивления — связаться с получателем ваших средств и объяснить сложившуюся ситуацию. Всегда есть вероятность, что адресат окажется на вашей стороне и вернет положенную сумму назад сразу либо же обратиться в поддержку своего банка. Если служба поддержки подтвердит, что вы не мошенник, а ошибившийся законопослушный гражданин, то шансы вернуть средства высоки.
Если получатель ответил отказом, обращаемся в отдел полиции по прописке или по адресу нахождения банка, где открыт счет. В качестве доказательств ошибочности перевода можно предоставить скриншоты переписки с человеком, кому этот перевод предназначался».
Оксана Васильева:
«Соберите документальные доказательства ошибочного перевода: квитанции, скриншоты операций, банковские выписки и переписку с получателем, если она есть. Эти материалы понадобятся как банку, так и, возможно, суду. Далее подайте официальное заявление в банк с подробным описанием ситуации. Укажите реквизиты ошибочного перевода, причины, по которым операция считается ошибочной, и запрос на возврат средств.
Если получатель отказывается сотрудничать, запросите помощь у банка — некоторые учреждения могут отправить официальный запрос на возврат средств. Эта процедура называется чарджбэк. Если получатель и банк не реагируют, обращайтесь в суд с иском о неосновательном обогащении, приложив все собранные доказательства.
Профилактика ошибок в будущем также важна: проверяйте реквизиты несколько раз перед отправкой, используйте подтверждение по SMS или электронной почте, настройте шаблоны для частых переводов».
Попросили Кырлана Марчела и Оксану Васильеву ответить на самые популярные вопросы по теме.