Безопасные покупки в интернете

Покупать в интернете легко и удобно. Не нужно ехать в ТЦ, ходить по бутикам, тащить покупки домой. Но такой шопинг может обернуться серьезными неприятностями. Рассказываем в статье о правилах безопасного онлайн-шопинга.

Безопасные покупки в интернете. Фото: pixabay.com
Влад Смертин Журналист КП

Магазинов во Всемирной паутине огромное количество, и такое дикое многообразие часто ставит в тупик. Забиваешь в поиске «купить семена» или «качественный отпариватель недорого» и получаешь бесконечный поток ссылок. Как разобраться, где лучше покупать?

Пошаговая инструкция как безопасно покупать в интернете

Мошенники, расставляющие фальшивые сайты-магазины как ловушки, — это, к сожалению, сегодняшняя реальность.

— Это может быть фирма-однодневка или просто копия другого магазина, — говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Геннадий Локтев. — Копии, как правило, делают мошенники. У них был сайт «Меховые шапки для вас»: товар не соответствовал заявленному или просто ничего не отправляли людям. Как следствие, куча гневных постов. Тогда те же люди делают сайт «Меховые шапки для всех» — с похожим оформлением и таким же ассортиментом. Пока не появятся новые обозленные обманом люди, сайт будет работать.

Цены

— Самый простой способ обезопасить себя — выбирать товар на сайте известного вам магазина, — советует Геннадий Локтев. — Даже если вам придет товар ненадлежащего качества, у крупной сети нет проблем с тем, чтобы вернуть деньги. А уж если дойдет до суда, такая компания точно не исчезнет, не заплатив.

Но не все так однозначно. Во-первых, на популярном маркетплейсе может просто не оказаться того, что нужно именно вам, особенно если речь о каких-то специфических товарах: одежда очень большого размера или экзотические фрукты. Во-вторых, сайты поменьше или недавно открывшиеся точки в попытках заманить покупателя могут предложить более выгодные цены.

Тут нужно быть осторожным и включать голову. Товар на 25% дешевле, чем в крупных магазинах, — в такое еще можно поверить. А вот если просят в три раза меньше остальных — скорее всего, это мошенники, которые перестанут выходить на связь сразу после того, как вы переведете деньги.

Адрес сайта

Многое об интернет-магазине можно сказать уже по одному только его наименованию в адресной строке браузера.

— Вы должны увидеть домен первого уровня — например, magazin.ru. А вот многоэтажные конструкции типа magazin.tilda.ru должны насторожить, — считает Ольга Пешкичева, основатель сайта совместных покупок. — Второй вариант означает, что сайт не просто сделан на сторонней платформе, но и в самом дешевом варианте. Значит, его основатели не особо хотят вкладываться в бизнес.

Важно даже, что идет перед названием сайта в адресной строке. Если поставить туда курсор, перед magazin.ru возникнут определенные символы: https:// или http://. Отличие всего в одной букве, а разница значительная.

— Если прямо на сайте принимают оплату, то есть просят вас ввести данные карты, он обязательно должен использовать https — это защищенный протокол подключения. Без него информацию легко могут перехватить мошенники, — предупреждает Мария Кошель, владелец интернет-магазина мебели.

Но не только в адресной строке собака зарыта. Пролистайте сайт онлайн-магазина до самого низа страницы. Обычно там указывается период, в течение которого эта страничка функционирует. Например: «Интернет-магазин Ромашка, 2011 — 2020». Чем старше сайт, тем больше в нем уверенности.

— Сам сайт должен быть информативным. Не только расписывать качества товара, но и подробно рассказывать об условиях доставки и оплаты товара, — отмечает гендиректор сервиса для потребителей «Право требования» Анна Комракова. — Продавец также должен указать всю информацию о себе. В идеале это реквизиты юрлица или ИП, а еще фактический адрес и номер телефона.

Возврат товара

Онлайн-шопинг появился не сегодня и не вчера, так что правила дистанционной торговли давно прописаны в законе. В частности, в статье 26 закона «О защите прав потребителей».

Там написано, что все мы имеем право без объяснения причины вернуть товар в течение семи дней с момента его доставки. При этом если в обычном магазине у вас не возьмут назад, например, нижнее белье, в случае с виртуальной торговой точкой таких ограничений нет. Единственное, что не выйдет вернуть просто так, это вещи, изготовленные на заказ. Если они пришли в нормальном состоянии и надлежащего качества, сдать их назад не получится.

Если с книгой, джинсами или мобильным телефоном, который вы выбрали онлайн, все в порядке, но вы все-таки решите отказаться от покупки, продавец вычтет из денег, которые вам вернет, стоимость обратной доставки. Это логично, магазин ведь потратил средства, чтобы доставить вам товар, а вы отказались без каких-либо зависящих от него причин.

А вот если телефон пришел с треснутым экраном, а книжка заляпана грязью — с продавцом придется договариваться. Закон предоставляет широкое поле для маневра: товар можно заменить, отремонтировать или получить «соразмерную недостатку скидку».

Есть вероятность, что магазин не захочет принимать товар обратно. Мол, вы сами что-то там сломали. Как правило, крупные площадки так не поступают. На всякий случай эксперты советуют снимать процесс распаковки на видео или делать это прямо в пункте выдачи заказов. Тогда, если обнаружится брак, вам прямо там помогут оформить возврат.

Впрочем, чаще всего жалуются не на поломки, а на сроки доставки. Тут, признаются эксперты, все довольно тонко. С одной стороны, срывая сроки, продавец нарушает наши права. С другой — разбираться и жаловаться в Роспотребнадзор, значит, тратить время и силы. Конечно, если дело принципиальное, можно написать во все инстанции или просто отказаться от покупки. Но вряд ли служба доставки от этого станет работать лучше.

Важно отметить, что российские законы распространяются только на отечественные интернет-магазины. Зарубежные сайты работают по правилам той страны, где они юридически зарегистрированы. Впрочем, крупные площадки вроде Asos подстраиваются под наши реалии.

Отзывы

Перед покупкой, особенно крупной, хочется узнать, что думают о товаре люди, которые уже потратили на него свои деньги и попользовались им. Казалось бы, простая и понятная схема: покупатели оставляют отзывы на сайте магазина или специальном агрегаторе типа Яндекс.Маркет, Отзовик или Айрекоменд, а человек, присматривающий, например, телевизор, прочитал и сделал выводы. Но проблема в том, что в интернете полно фальшивых отзывов, написанных по заказу магазинов или производителей.

Впрочем, вычислить фальшивку можно. Пишут их по конкретному заданию заказчика, а значит, во всех есть что-то общее.

  • В текстах одинаковые речевые обороты и ошибки. Если отзывы писал один и тот же человек, как бы хорошо он ни постарался, они будут похожи. Типовое строение фраз, ошибки, порядок слов. Как правило, при чтении это заметно.
  • Похожие отзывы опубликованы подряд. У заказчиков, как правило, одно техзадание, а у исполнителей нет времени, чтобы ждать, поэтому свои тексты они вываливают один за другим. Если отзывов не было неделю, а потом за день появилось пять новых — это подозрительно.
  • Слишком абстрактно. У людей, которые пишут отзывы за деньги, нет времени, чтобы как следует изучить предмет. А берутся они за любое предложение — будь это хоть черепица, хоть чайный сервиз. Поэтому в фальшивых мнениях будут общие слова: «качество отличное», «низкая цена», «очень понравилось».
  • Ссылка на сайт производителя или магазина. Ссылка нужна заказчикам, чтобы люди переходили к ним в магазин, а сайт чаще выдавали поисковики.
  • В отзыве повторяются одни и те же слова. Если в пяти предложениях «покупатель» три раза сказал, что пылесос очень тихий, скорее всего, это профессиональный автор, а на конкретном качестве ему велел сосредоточиться заказчик. Когда человек наберет в строке поисковика «тихий пылесос», сайт выдаст ему такой отзыв.
КП КП Финансы
Реклама О проекте