Рассказываем, что такое страховка по кредиту, как ее вернуть в 2024 году и какие документы потребуются.
Страховка по кредиту необходима для обеспечения безопасности заемщика и банка (или другой финансовой организации). Она помогает сторонам сделки избежать неприятных последствий. Под страховкой понимают различные страховые продукты, которые человеку предлагают при оформлении кредита. В некоторых случаях процедура является обязательной, например, в ипотечном кредитовании, но большинство предложений банков добровольны. Вместе с экспертами подготовили подробную инструкцию по возвращению страховки по кредиту в 2024 году.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Для начала следует разобраться с самим понятием страховки по кредиту. Если говорить простым языком, то это услуга, которая защищает заемщика и кредитора на случай внезапных обстоятельств, мешающих выплатам. Существует несколько видов страховок по кредиту: на случай смерти, потери трудоспособности или увольнения, утраты имущества, например, в результате пожара. В ситуации, если что-то подобное произойдет с застрахованным заемщиком, банк получит остаток долга от страховой компании, а не от родственников или наследников владельца полиса.
Собрали полезную информацию о процессе возврата страховки в удобную таблицу.
Срок возврата страховки | Страховку можно вернуть в полном объеме в течение 30 дней. |
Период возвращения | Уплаченные за страховку деньги можно получить как в период охлаждения, так и после него, но до окончания срока действия договора. |
Денежный вычет за время | Чем позже человек принимает решение отказаться от страховки, тем больше потери: страховщик вернет деньги за вычетом суммы за прошедшую часть срока действия договора и расходов на ведение дела. |
Пересмотр условий кредита | Банк может пересмотреть условия сделки, например, повысить процентную ставку. |
О возврате денег за страховку говорится в законе №353-ФЗ 1, а также в указании ЦБ РФ о периоде охлаждения 2. Основные моменты следующие:
— Кредитор должен информировать заемщика о добровольности страхования (исключения также прописаны);
— Отказаться от страховки за потребительский кредит можно в течение 30 дней с момента заключения договора. С 24 января 2024 года «период охлаждения», в который это можно сделать, был увеличен с 14 до 30 дней. В любом случае, все зависит от того, как указано в договоре. Важный момент, полный возврат страховой премии в течении семи дней с момента подачи заявления потребителем;
— При досрочном погашении заемщик имеет право на возврат части страховки;
— Банки и кредитные организации не должны навязывать людям дополнительные услуги, связанные со страхованием.
Также страхование регулирует Закон о защите прав потребителей. Возврат средств связан с правом людей на то, что деньги им вернут, если услуги не предоставлены должным образом или не использованы. Кроме того, о страховании говорится в статье 782 Гражданского кодекса РФ, в том числе, об условиях расторжения договора и возврате страховой премии.
Вернуть деньги за страховку по кредиту можно несколькими способами: в период охлаждения и при досрочном погашении займа. Подробнее вопрос осветил Алексей Козаков, член Адвокатской Палаты Белгородской области.
Период охлаждения установлен Банком России. Это срок, в течение которого покупатель страховки может от нее отказаться, а кредитор — расторгнуть договор. Главное, чтобы за этот период не наступил страховой случай. Тогда все пройдет без потери средств страхования. Минимальная продолжительность периода составляет 14 дней, максимальная — 30 с момента заключения договора с условием о полном возврате страховой премии в течение семи дней с момента подачи заявления. Для возврата средств необходимо написать заявление на отказ от страхования, приложить необходимые документы и подать их страховщику.
Что касается досрочного погашения кредита, то здесь заемщик может рассчитывать на часть страховой премии за неиспользованный период. Ее выплатят, если не было страховых случаев. Для получения средств необходимо будет подать заявление на возврат части страховки, приложить соответствующие документы, дождаться расчета и получить деньги на указанные реквизиты.
Заявление на возврат страховки по кредиту может быть составлено в свободной форме. Хотя у большинства банков и есть специальная форма. Главное, что там должно быть: название документа, контактные данные организации, информация о кредите и заемщике, а также их соглашении, указание стоимости страховки, требование о возврате и его обоснование, прилагаемые документы и банковские реквизиты, дата и подпись. Приводим образец подобного заявления.
Алексей Козаков, член Адвокатской Палаты Белгородской области и Павел Озеров, эксперт в области страхования, совладелец Mainsgroup, поделились рекомендациями по возврату страховки по кредиту.
Павел Озеров:
«Внимательно читайте условия, которые вам предлагают банк и страховая компания, сопоставляйте их со своей ситуацией и своими возможностями. Страхование — это дополнительные расходы. Насколько они сопоставимы с той выгодой, которую вы получите в случае оформления? Готовы ли вы нести эти расходы? Страхование оправдано далеко не в каждом случае, оно имеет смысл при больших суммах и длительных сроках кредитов, но банки об этом не говорят, так как им это выгодно.
При заключении договора важно помнить, вы имеете право выбрать любую страховую компании, а не только ту, которую предлагает банк. Сопоставьте предложения разных страховщиков, изучите их условия и выберите то, что больше вам подойдет. Уделите внимание длительности периода охлаждения. Также при заключении договора страхования с банком рекомендуется проследить, чтобы он был индивидуальным, а не присоединенным к коллективному. В этом случае деньги будет вернуть сложнее».
Алексей Козаков:
«При оформлении кредита, в том числе при покупке автомобиля, нужно внимательно изучить договор кредитования и точные условия обязательных условий и рисков, которые необходимо страховать. Также необходимо требовать и получать копии каждого документа, который подписывает заемщик, даже тех, которые «для внутреннего пользования банка». Каждый гражданин имеет право получить копию любого документа, им подписанного. Это важно для решения возможных проблем с отказом от страховки.
Недобросовестные агенты могут не выдать контактные данные страховщика, куда нужно направлять заявление об отказе от страховки, сохранив в досье банка расписку о доведении до заемщика этой информации. Не лишним будет после оформления кредита проконсультироваться с юристом, знакомым с этой сфере. Он может найти услуги, от которых можно отказаться и получить деньги назад».
Павел Озеров, эксперт в области страхования, совладелец Mainsgroup, ответил на актуальные вопросы по теме.
Источники