Воинский учет в организации в 2024 году

Воинский учет – это крайне важное дело для любого бизнеса. Ошибки грозят работодателю крупными штрафами. Рассказываем, кто отвечает за воинский учет в организации в 2024 году и как грамотно выстроить этот процесс.

Воинский учет в организации. Фото: shutterstock.com
Алена Талаш Основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Михаил Горюнов Журналист КП

Информация о военнообязанных необходима ответственным органам для планирования призыва, проведения военных сборов и других целей, поэтому к систематизации данных относятся достаточно строго. В такой ситуации владелец крупного бизнеса или индивидуальный предприниматель должен позаботиться об учете своих сотрудников и выстроить грамотную работу.

Воинский учет таит немало тонкостей и непосвященному человеку может быть затруднительно правильно оформить бумаги и отправить их по нужному адресу. В результате ошибки организация или сотрудник, ответственный за учет, может получить штраф. При этом с 1 октября 2023 года суммы штрафных санкций за нарушения ведения воинского учета серьезно увеличили. Избежать негативных последствий поможет подробная инструкция, которую мы подготовили вместе с экспертом. В ней пошагово расписано каждое действие работодателя для правильного ведения воинского учета, а также приведен образец приказа.

Добавим, с 1 ноября в России должен был заработать единый электронный реестр воинского учета. Он аккумулирует данные о гражданах, полученные от МВД, ФНС и других ведомств, а также работодателей. Реестр необходим, чтобы оперативно обновлять данные о военнобязанных, а также своевременно направлять им повестки в военкоматы.

Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Полезная информация о воинском учете в организации

С учетом последних изменений законодательства вопрос о воинском учете в компаниях становится все актуальнее. Руководитель может делегировать эти задачи профильному отделу или специальному работнику, однако ему лучше разобраться в основных моментах. Важные сведения и полезную информация о воинском учете в организации мы оформили в виде удобной таблицы.

Что такое воинский учет в организацииПредставляет собой учет сотрудников, которые пригодны к военной службе или прошли ее и подлежат мобилизации в случае необходимости. Речь в подобной документации может идти только о военнообязанных. 
Зачем нужен воинский учетПредставители малого и среднего бизнеса обязаны его вести, потому что таковы требования федерального законодательства1.
Кто обязан вести воинский учет Все организации малого и среднего бизнеса. 
Обязаны ли ИП вести воинский учетВ профильных нормативных актах нет упоминаний об ИП, но на практике и к ним могут возникнуть вопросы. Если дойдет до судебного разбирательства, то вопрос решится в пользу индивидуального предпринимателя. 
Кто отвечает за ведение воинского учета в организацииНепосредственно ведением учета могут заниматься отдельные специалисты, но ответственность за процесс лежит на руководителе. Важно отметить, что законом предусмотрены штрафные санкции как для сотрудников, осуществляющих учет, так и для самой компании.
Что ждет организацию, которая не ведет воинский учетЗа непредставление сведений, передачу ложной информации или срыв сроков подачи нужных данных, компанию и ее руководителя ожидают штрафы до 500 тыс. рублей. Они предусмотрены кодексом об административных правонарушениях. 
Когда заработает единый электронный реестр воинского учетаС 1 ноября 2024 года.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организации

Если в коллективе работают граждане, попадающие под воинский учет, компания должна их оповещать в случае поступления повесток, при необходимости оформлять работникам бронь, формировать отчеты для военкомата, то есть выполнять все требования законодательства. Мы подготовили пошаговую инструкцию внедрения такого процесса на предприятии. При соблюдении нижеуказанных правил, проблем с военкоматом не будет.

это интересно
Какие льготы положены ветеранам боевых действий
Подробный список
подробнее

Постановка организации на воинский учет

На воинском учете состоят сотрудники организации, а сама компания отвечает за его ведение. Всю информацию о военнообязанных работниках предприятию необходимо передавать в военкомат. На учет компанию ставят по месту ее регистрации. Руководителю следует собрать пакет документов для администрации муниципалитета и военкомата, подготовить сопроводительное письмо в свободной форме с просьбой о постановке на учет. Следует помнить, что у местной администрации и военкомата требования к документам могут отличаться. Поэтому обязательно уточните эту информацию на месте. В списке обязательных документов точно будут: форма Ф-18, данные о регистрационных документах, ответственном за учет сотруднике.

Поиск ответственного сотрудника

В организации должен быть ответственный за ведение учета. В его должностную инструкцию нужно внести соответствующие обязанности. Если военнообязанных в компании больше 2 тысяч человек, то вести его следует как минимум двум работникам. 

Издание приказа

Необходимо издать приказ о том, что в компании ведется воинский учет. Нужные образцы есть в нормативных актах. Ориентироваться здесь следует на постановление правительства РФ № 7192.

Подготовка плана

Необходимо составить план работы по организации воинского учета. Это таблица, форма которой представлена в приложении к постановлению № 719.

В плане должны быть указаны все обязательные мероприятия по учету, срок их исполнения, ответственное лицо. Также там должен быть пункт для отметки о выполнении задачи. Обязанность по проверке документа лежит на руководителе организации, так как план содержит задачи, за которые тот отвечает. К примеру, постановка на учет нового работника (с 2024 года это нужно будет делать в пятидневный срок). План подписывает ответственный сотрудник, а утверждает непосредственно глава организации.

Согласование плана с военкоматом

Военкомат будет проверять как приказ, так и план работы. Также подлежат проверке: картотека военнообязанных сотрудников, журнал учета по ней, журнал проверок состояния учета и отдельные документы по тем военнообязанным, которые находятся в запасе. Связь с представителями военного комиссариата рекомендуется поддерживать на постоянной основе. Так в компании будут точно знать, к какому сроку нужно предоставить тот или иной документ.

Передача сведений о сотрудниках в военкомат

Компании необходимо направить сведения о военнообязанных сотрудниках в военкоматы по местам их прописки. Информация о постоянной регистрации работников должна быть актуальной. Военкомат следует оперативно информировать о каждом изменении данных.

Штрафы предпринимателям за нарушения воинского учета в организации 

Наказание за ошибки в ведении воинского учета с 1 октября 2023 года стало строже, чем раньше. Военные комиссары могут выписать штрафы не только самой организации и ее руководителю, но также и ответственным за ведение учета. Поэтому всю работу в этом направлении следует организовать правильно и не затягивать с отчетностью. 

Предприятие может получить штраф, например, за то, что не уведомило сотрудника о поступлении повестки (в том числе в электронном виде) или не отпустило его в военкомат в указанное время. В таком случае размер штрафа составит от 350 до 400 тыс. рублей.

Столько же придется заплатить, если организация не предоставила список сотрудников, подлежащих постановке на ВУ. 

Ответственному за ведение журнала учета при нарушениях грозит штраф от 60 до 80 тыс. рублей. Столько же придется выплатить компаниям, обязанным поставлять технику согласно планам мобилизации и не сделавшим этого. Ранее за такие нарушения не штрафовали.

Образец приказа об организации воинского учета

Основатель ГК «РосКо» и налоговый консультант Алена Талаш подготовила образец такого приказа. Именно этот документ подлежит проверке военкоматом и ошибок в нем быть не должно. Перед сдачей приказа обязательно перепроверьте все данные. Иногда ответственные органы могут потребовать наличия в приказе пункта «согласовано военным комиссариатом». Он должен быть внесен по требованию. 

Советы эксперта по ведению воинского учета в организации 

Налоговый консультант Алена Талаш поделилась советами, как вести воинский учет в организации. Эксперт выделила несколько важных моментов.

это интересно
СЭД экономят время и деньги предпринимателя
Выбрали лучшие системы
подробнее

Актуальность

Проверяйте актуальность данных. Раз в год, а лучше в квартал нужно сверять список военнообязанных сотрудников и обновлять его.

Ответственные лица

Определите ответственных за ведение учета. Это может быть один человек или группа. Все зависит от того, сколько в вашей компании военнообязанных.

Автоматизация

Автоматизируйте процесс учета. Сегодня информационные системы позволяют использовать специальное программное обеспечение для ведения воинского учета.

Юрист

Добавьте в команду ответственного за воинский учет юриста. Он будет следить за изменением и соблюдением требований законодательства, а также доносить актуальную информацию до сотрудников.

Популярные вопросы и ответы 

Мы попросили нашего эксперта ответить на самые главные вопросы по теме с учетом изменений законодательства и увеличения штрафов за нарушения.

Какие есть сроки постановки воинского учета в организации?

Если говорить о сотрудниках, то военнообязанные должны быть поставлены на учет уже в день приема на работу. Сами же организации не состоят на воинском учете, но обязаны его вести. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение учета в организациях, где более 500 работающих или учащихся, ежегодно. В остальных – не реже одного раза в три года. Но не стоит забывать, что могут быть и внеплановые проверки.

Как поставить организацию на воинский учет?

Информацию о ведении организацией воинского учета нужно передавать в органы местного самоуправления и военный комиссариат по месту регистрации предприятия. Нужно собрать пакет документов, который там попросят.

Кто осуществляет воинский учет в организации?

За него изначально отвечает руководитель. Тем не менее вести учет могут сотрудники, которых специально для этого назначили. Глава компании может выделить под такие задачи даже целый отдел. 

Согласно положению правительства, если в компании менее 500 военнообязанных, то отвечать за воинский учет может один сотрудник по совместительству. Если работает от 500 до 2 тысяч человек – один освобожденный сотрудник. До 4 тысяч – два сотрудника. Если на предприятии работает свыше 4 тысяч человек, нужно выделить еще по одному сотруднику на каждые 3 тысячи военнообязанных. Тогда процессом будет руководить целый учетный стол.

Каким организациям можно не вести воинский учет?

В законодательстве не прописано, что им обязаны заниматься индивидуальные предприниматели. На практике от них, конечно, могут потребовать предоставить отчетность, ведь при поступлении на работу бизнесмены запрашивают у новоиспеченных сотрудников документы воинского учета. Сейчас ИП могут вести учет разве что на добровольной основе.

Кто подлежит воинскому учету в организации?

Это совершеннолетнии мужчины-призывники до 27 лет (с начала 2024 года планка поднимется до 30 лет). Также сюда относятся военнообязанные, пребывающие в запасе. Кроме того, в эту категорию попадают и женщины, у которых есть военно-учетная специальность.
  1. ФЗ №53 http://www.kremlin.ru/acts/bank/12128/page/1 
  2. Постановление правительства № 719 http://government.ru/docs/all/58076/
КП КП Финансы
Реклама О проекте