Воинский учет – это крайне важное дело для любого бизнеса. Ошибки грозят работодателю крупными штрафами. Рассказываем, кто отвечает за воинский учет в организации в 2024 году и как грамотно выстроить этот процесс.
Информация о военнообязанных необходима ответственным органам для планирования призыва, проведения военных сборов и других целей, поэтому к систематизации данных относятся достаточно строго. В такой ситуации владелец крупного бизнеса или индивидуальный предприниматель должен позаботиться об учете своих сотрудников и выстроить грамотную работу.
Воинский учет таит немало тонкостей и непосвященному человеку может быть затруднительно правильно оформить бумаги и отправить их по нужному адресу. В результате ошибки организация или сотрудник, ответственный за учет, может получить штраф. При этом с 1 октября 2023 года суммы штрафных санкций за нарушения ведения воинского учета серьезно увеличили. Избежать негативных последствий поможет подробная инструкция, которую мы подготовили вместе с экспертом. В ней пошагово расписано каждое действие работодателя для правильного ведения воинского учета, а также приведен образец приказа.
Добавим, с 1 ноября в России должен был заработать единый электронный реестр воинского учета. Он аккумулирует данные о гражданах, полученные от МВД, ФНС и других ведомств, а также работодателей. Реестр необходим, чтобы оперативно обновлять данные о военнобязанных, а также своевременно направлять им повестки в военкоматы.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
С учетом последних изменений законодательства вопрос о воинском учете в компаниях становится все актуальнее. Руководитель может делегировать эти задачи профильному отделу или специальному работнику, однако ему лучше разобраться в основных моментах. Важные сведения и полезную информация о воинском учете в организации мы оформили в виде удобной таблицы.
Что такое воинский учет в организации | Представляет собой учет сотрудников, которые пригодны к военной службе или прошли ее и подлежат мобилизации в случае необходимости. Речь в подобной документации может идти только о военнообязанных. |
Зачем нужен воинский учет | Представители малого и среднего бизнеса обязаны его вести, потому что таковы требования федерального законодательства1. |
Кто обязан вести воинский учет | Все организации малого и среднего бизнеса. |
Обязаны ли ИП вести воинский учет | В профильных нормативных актах нет упоминаний об ИП, но на практике и к ним могут возникнуть вопросы. Если дойдет до судебного разбирательства, то вопрос решится в пользу индивидуального предпринимателя. |
Кто отвечает за ведение воинского учета в организации | Непосредственно ведением учета могут заниматься отдельные специалисты, но ответственность за процесс лежит на руководителе. Важно отметить, что законом предусмотрены штрафные санкции как для сотрудников, осуществляющих учет, так и для самой компании. |
Что ждет организацию, которая не ведет воинский учет | За непредставление сведений, передачу ложной информации или срыв сроков подачи нужных данных, компанию и ее руководителя ожидают штрафы до 500 тыс. рублей. Они предусмотрены кодексом об административных правонарушениях. |
Когда заработает единый электронный реестр воинского учета | С 1 ноября 2024 года. |
Если в коллективе работают граждане, попадающие под воинский учет, компания должна их оповещать в случае поступления повесток, при необходимости оформлять работникам бронь, формировать отчеты для военкомата, то есть выполнять все требования законодательства. Мы подготовили пошаговую инструкцию внедрения такого процесса на предприятии. При соблюдении нижеуказанных правил, проблем с военкоматом не будет.
На воинском учете состоят сотрудники организации, а сама компания отвечает за его ведение. Всю информацию о военнообязанных работниках предприятию необходимо передавать в военкомат. На учет компанию ставят по месту ее регистрации. Руководителю следует собрать пакет документов для администрации муниципалитета и военкомата, подготовить сопроводительное письмо в свободной форме с просьбой о постановке на учет. Следует помнить, что у местной администрации и военкомата требования к документам могут отличаться. Поэтому обязательно уточните эту информацию на месте. В списке обязательных документов точно будут: форма Ф-18, данные о регистрационных документах, ответственном за учет сотруднике.
В организации должен быть ответственный за ведение учета. В его должностную инструкцию нужно внести соответствующие обязанности. Если военнообязанных в компании больше 2 тысяч человек, то вести его следует как минимум двум работникам.
Необходимо издать приказ о том, что в компании ведется воинский учет. Нужные образцы есть в нормативных актах. Ориентироваться здесь следует на постановление правительства РФ № 7192.
Необходимо составить план работы по организации воинского учета. Это таблица, форма которой представлена в приложении к постановлению № 719.
В плане должны быть указаны все обязательные мероприятия по учету, срок их исполнения, ответственное лицо. Также там должен быть пункт для отметки о выполнении задачи. Обязанность по проверке документа лежит на руководителе организации, так как план содержит задачи, за которые тот отвечает. К примеру, постановка на учет нового работника (с 2024 года это нужно будет делать в пятидневный срок). План подписывает ответственный сотрудник, а утверждает непосредственно глава организации.
Военкомат будет проверять как приказ, так и план работы. Также подлежат проверке: картотека военнообязанных сотрудников, журнал учета по ней, журнал проверок состояния учета и отдельные документы по тем военнообязанным, которые находятся в запасе. Связь с представителями военного комиссариата рекомендуется поддерживать на постоянной основе. Так в компании будут точно знать, к какому сроку нужно предоставить тот или иной документ.
Компании необходимо направить сведения о военнообязанных сотрудниках в военкоматы по местам их прописки. Информация о постоянной регистрации работников должна быть актуальной. Военкомат следует оперативно информировать о каждом изменении данных.
Наказание за ошибки в ведении воинского учета с 1 октября 2023 года стало строже, чем раньше. Военные комиссары могут выписать штрафы не только самой организации и ее руководителю, но также и ответственным за ведение учета. Поэтому всю работу в этом направлении следует организовать правильно и не затягивать с отчетностью.
Предприятие может получить штраф, например, за то, что не уведомило сотрудника о поступлении повестки (в том числе в электронном виде) или не отпустило его в военкомат в указанное время. В таком случае размер штрафа составит от 350 до 400 тыс. рублей.
Столько же придется заплатить, если организация не предоставила список сотрудников, подлежащих постановке на ВУ.
Ответственному за ведение журнала учета при нарушениях грозит штраф от 60 до 80 тыс. рублей. Столько же придется выплатить компаниям, обязанным поставлять технику согласно планам мобилизации и не сделавшим этого. Ранее за такие нарушения не штрафовали.
Основатель ГК «РосКо» и налоговый консультант Алена Талаш подготовила образец такого приказа. Именно этот документ подлежит проверке военкоматом и ошибок в нем быть не должно. Перед сдачей приказа обязательно перепроверьте все данные. Иногда ответственные органы могут потребовать наличия в приказе пункта «согласовано военным комиссариатом». Он должен быть внесен по требованию.
Налоговый консультант Алена Талаш поделилась советами, как вести воинский учет в организации. Эксперт выделила несколько важных моментов.
Проверяйте актуальность данных. Раз в год, а лучше в квартал нужно сверять список военнообязанных сотрудников и обновлять его.
Определите ответственных за ведение учета. Это может быть один человек или группа. Все зависит от того, сколько в вашей компании военнообязанных.
Автоматизируйте процесс учета. Сегодня информационные системы позволяют использовать специальное программное обеспечение для ведения воинского учета.
Добавьте в команду ответственного за воинский учет юриста. Он будет следить за изменением и соблюдением требований законодательства, а также доносить актуальную информацию до сотрудников.
Мы попросили нашего эксперта ответить на самые главные вопросы по теме с учетом изменений законодательства и увеличения штрафов за нарушения.
Источники