Пленки, полиэтилен, коробки – все это позволяет хранить продукцию, а также без риска порчи перевозить товар на большие расстояния. Рассказываем о процессе упаковки товара на складе и основных правилах.
Мы привыкли, что любая вещь из магазина должна быть в идеальном состоянии. Малейшие повреждения приводят к недовольству клиентов. Для сохранности товара нужна упаковка, но мало просто обклеить коробку пленкой. Необходимо следовать определенным правилам и использовать подходящие материалы. Если все сделать хорошо, то можно избежать проблем при транспортировке и негативных отзывов покупателей. Особенно актуальным этот вопрос стал с ростом популярности маркетплейсов. Вместе с экспертом рассказываем, как правильно упаковать товар на складе и какие пункты включает в себя этот процесс.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Собрали важную информацию об упаковке товаров в таблицу.
Какой товар нужно упаковывать | В упаковке нуждаются все виды товара: пищевая продукция, бытовая химия, одежда. |
Кто занимается упаковкой | Упаковывать товар может как сам продавец, так и работники склада. При желании можно обратиться к фулфилмент-компаниям. |
Виды упаковок товаров | Все упаковки делятся на три вида: первичная, вторичная и третичная. То, какую из них нужно использовать, зависит от типа и размера товара. |
Зачем нужна упаковка | Правильная упаковка позволяет продукции не потерять товарный вид, а также доехать до потребителя в целости |
Что можно использовать для упаковки | Все зависит от того, какой именно товар планируется хранить или перевозить. Подходят: крафтовая бумага, термопакеты, пищевая пленка, полипропиленовые мешки, сетки, картонные коробки. |
Основные требования к упаковке от маркетплейсов | В зависимости от площадки правила могут отличаться, но каждый маркетплейс следит за надежностью упаковки, читаемостью этикетки и наличием маркировки. |
Согласно закону, существует три вида упаковки товаров. Работники складов должны выбрать только один из них на основе трех факторов: характера продукции, условий ее хранения, а также параметров транспортировки.
Такой вид упаковки контактирует непосредственно с готовым продуктом. Он предназначен для обеспечения физической защиты товара, а также его защиты от загрязнений. На самой упаковке может содержаться важная информация. В частности, инструкции по использованию, состав, срок годности или другие сведения. К первичной упаковке относятся: бутылки для напитков, пластиковая банка для йогурта и, например, пищевая пленка, которой обматывают овощи.
Как правило, ее применяют для групповой упаковки небольших товаров или дополнительной защиты продукции во время хранения, а также транспортировки. Используются либо картон, либо пластиковая пленка или полимерные материалы. При этом вторичная упаковка нередко сочетается с первичной, хотя и существенно отличается от нее. Во-первых, она должна обеспечивать контроль первого вскрытия. Поэтому даже небольшие коробки заклеены сверху. Во-вторых, вторичная упаковка более информативна. На ней всегда содержатся детальные сведения о продукции. Примеры вторичной упаковки: обычные и жесткие коробки, термоусадочная пленка или сумки.
Ее часто называют погрузочно-разгрузочной, либо транспортной. Она необходима для перевозки товара и подразумевает использование прочных материалов. Те, которые позволяют не повредить товар даже в случае, если логистическая цепочка длинная. Например, ящики, деревянные поддоны или пластиковые контейнеры. При этом каждый из них нередко используют вместе со стретч-пленкой. В частности, обматывают товар, положенный на поддоны. Особенно актуальной третичная упаковка считается для лекарств, а также хрупкой продукции (больших партий посуды, предметов интерьера или бытовой техники).
Независимо от того, какой именно товар планируется упаковывать, работники склада должны соблюдать четкие правила. В зависимости от площадки они могут отличаться. Рассмотрим общие требования, которые применимы для всех.
Правила предусматривают, что товар следует плотно закрывать со всех сторон. Независимо от того, какой материал используется, другие люди не должны иметь возможности добраться до продукции без повреждения упаковки. При необходимости сотрудники склада имеют право оставить отверстия для вентиляции, но они должны быть небольшими.
Используемый упаковочный материал должен защищать продукцию от неблагоприятного воздействия окружающей среды – влаги, пыли или грязи. Именно поэтому поверх упаковки часто наклеивают скотч. Особенно важно закрывать им щели.
Упаковка не должна быть значительно больше самой продукции. Как правило, требуется, чтобы их размер был практически одинаковым. При этом допускается разница в пределах 1,5 – 2% от объема, но и это считается нежелательным.
Упаковка должна обеспечивать надежную фиксацию продукции, чтобы товар не повреждался даже во время длительной транспортировки. В таких целях часто используется пузырчатая пленка. Однако разрешено применять аналоги. Например, пенопласт.
Процесс упаковки товара на складе включает в себя несколько важных этапов. Подробно расскажем о каждом из них.
В первую очередь работники склада анализируют, товар какой категории им предстоит упаковать. На основе этого выбираются материалы, которые будут использоваться, учитывается также и их стоимость. Например, любую продукцию можно складывать в металлические коробки с полимерами или пузырчатой пленкой, но это может дорого стоить. Поэтому рассчитывается оптимальное соотношение цены материалов и хрупкости товара.
Как только материалы выбраны, работники начинают подготавливать тару, в которой будет лежать товар. Ее очищают от грязи и пыли, а также проверяют целостность. В случае, например, с коробками, также осматривается их состояние. Например, при наличии отсыревших частей емкость не используют.
На этом этапе работники склада берут товар и помещают его в выбранную тару. Кроме того, сотрудники фиксируют продукцию внутри емкости. Чаще всего это делают с помощью пенопласта, картонных разделителей или пузырчатой пленки.
Как только товар внутри коробки или другой тары оказывается упакован, емкость закрывают. Затем ее обматывают пленкой и заклеивают скотчем. Работники следят за тем, чтобы не осталось никаких щелей, за исключением вентиляционных. В противном случае продукция может пострадать от грязи или пыли во время транспортировки.
На данном этапе сотрудники склада наклеивают бирки. Они позволяют грузчикам получить информацию о содержимом емкости. Например, о хрупкости товара или недопустимости помещения тары под прямые солнечные лучи. Все это обеспечивает благополучную транспортировку товара.
Финальный этап упаковки товара. Во время него продукция уже лежит внутри той или иной емкости, а сама тара обмотана пленкой. Кроме того, на ней присутствуют все необходимые наклейки. Работники склада лишь передают тару грузчикам, после чего товар везут в точку.
Существует несколько форм упаковки товара. Их использование зависит от того, какой именно тип продукции требуется подготовить к транспортировке или хранению на складе. Рассмотрим самые распространенные варианты.
Эту форму упаковки товаров называют классической или универсальной, так как она подходит практически для всего. В тару кладут наполнительный материал, после чего помещают туда же продукцию. При этом сама коробка может быть любой: картонной, металлической, пластиковой, деревянной или стеклянной.
Такая форма упаковки считается узкопрофильной. Ее часто используют для пищевой продукции. При этом сами пакеты либо мешки изготавливаются из разных материалов. В том числе из пластика, бумаги или ткани.
Еще одна узкопрофильная форма упаковки. К ней относятся баллончики, бутылки, бочки и банки. Как и в предыдущих случаях, они могут быть изготовлены из разных материалов. Чаще всего для их производства используются металл, дерево и ПВХ – полимерный материал. Внутрь таких емкостей нередко помещают химические вещества, как в жидком, так и в сухом виде.
Самая простая, но в то же время не особо популярная форма упаковки продукции. К ней относятся, например, пленки и тенты. Как правило, она применяется в сочетании с другими видами упаковок.
Очевидно, что упаковывать абсолютно любую продукцию одним и тем же способом нельзя. Нужно учитывать, к какому виду она относится. Существуют две основные классификации товаров – продовольственные и непродовольственные. Поговорим о том, какие правила существуют для каждого из случаев.
Продовольственные товары можно упаковывать в большое количество материалов. Например, в крафт-бумагу или крафт-пакеты. При этом важно, чтобы они не впитывали жир и не портились из-за него. Кроме того, часто используют пакеты, особенно фасовочные.
Иногда для упаковки используют фольгу и термопакеты (например, при перевозке горячих блюд). Если же продукт может оставаться холодным, но должен быть свежим, то применяют пищевую пленку. Она особенно актуальна для овощей, фруктов, ягод, печенья или конфет.
В крупных поставках используют полипропиленовые мешки. Например, когда доставить требуется сахар или любые виды круп. Чтобы доставить овощи или фрукты, невосприимчивые к влиянию внешней среды, используются сетки. Например, для перевозки яблок, лука или картофеля.
В случае непродовольственных товаров все по-другому. Здесь ключевыми факторами считаются не только вид продукции, но и то, как ее будут доставлять. Например, для курьерских отправлений всегда используются коробы, сейф-пакеты, воздушно-пузырчатая пленка или пломбы.
Иногда применяются пакеты из крафт-бумаги. В них часто упаковывают одежду, аксессуары или канцелярские товары. При этом используют их в сочетании с еще одним видом упаковки для непродовольственной продукции – пакетами-майками.
Но бывают и исключительные случаи. К таковым относится доставка стройматериалов. Для их упаковки используются листовой гофрокартон, а также стрейч-пленка. Иногда используется воздушно-пузырчатая пленка, но достаточно редко.
Советами по упаковке товара на складе поделился Сергей Жуликов, ведущий менеджер по развитию направления «Фулфилмент» компании «МОЛКОМ».
«Рекомендую клеить на заказы этикетку «Упаковано под камерой». Опыт продавцов показывает: это снижает риски подмен, повреждений и потерь.
Обеспечьте установку на складе камер с высоким разрешением и видеофиксацию операций с момента подбора товаров и до отгрузки заказа со склада. На записи должны быть видны: номер заказа, штрихкод, наименование. В претензионной работе с маркетплейсами записи помогают селлерам подтверждать свою позицию и получать компенсации.
Кроме того, следите за новостями маркетплейсов. Они периодически меняют регламенты по упаковке, хотя и предупреждают об этом заранее. Пренебрежение к правилам приводит к отказу в приеме товара. Также проверяйте, какие категории планируют включить в систему «Честный знак».
Еще совет: покупайте однотипную упаковку большими партиями, если товарная матрица постоянна. Это позволит экономить на расходных материалах. Разбейте матрицу товара на группы и упаковывайте их одинаково, чтобы повысить выработку и уменьшить затраты. Более того, в момент упаковки заказов заклеивайте групповой короб пломбировочным скотчем.
И главное – сотрудничайте с проверенными службами доставки, а лучше пользуйтесь услугами агрегаторов, чтобы упростить переключение на работу с подрядчиками, которым вы доверяете, кто исполняет SLA и подходит вам по тарифам».
Попросили эксперта ответить на самые популярные вопросы, связанные с упаковкой товаров на складе.