Если компания работает с медицинскими изделиями – оборудованием, расходными материалами, диагностическими тестами, то качество и безопасность продукта играют для фирмы первостепенную роль. Гарантировать выполнение стандартов помогает ISO 13485. Рассказываем об особенностях и требованиях в системе менеджмента качества (СМК) по медицинским изделиям.
К медицинским изделиям относят реагенты, оборудование, аппараты, материалы и инструменты. Применяют их в области диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, проведения исследований в медицинской сфере. Сертификация продукции способствует повышению конкурентоспособности компании, выходу на новые рынки сбыта, включая международные, и улучшению качества продукции. Изучили стандарт качества и порядок получения сертификата.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Работу над подготовкой международных стандартов ведет ISO. В сфере медицинских изделий одним из международных стандартов, регламентирующих СМК для производителей и поставщиков, является ISO 13485. Текущая версия – ISO 13485:2016, в которой особое внимание уделено управлению рисками.
В нормативном документе описаны стандарты для каждого этапа жизненного цикла медицинского изделия: проектирования и разработки, обеспечения ресурсами, установки, документации, сбыта и утилизации.
Стандарт применяют к производителям, поставщикам, к внешним организациям, которые предоставляют компоненты, сырье для производства, а также проводят техническое обслуживание. Сертифицируются в рамках требований как компании полного цикла, так и предприятия, в которых может проходить один или несколько этапов цикла медизделия: от проектирования и до утилизации.
ISO 13485 делает акцент на влиянии продукции на потребителя, соблюдении гигиены сотрудниками, контроле за производственными и логистическими процессами, определении срока службы изделия и отзыва бракованной продукции. В работу по ISO 13485 входит выполнение сотрудниками нормативов и действия по инструкциям, подготовка помещений под требования стандарта и постоянная работа с документами: журналами, чек-листами, приказами.
Получение сертификата позволяет участвовать в тендерах международного уровня, работать со странами, которые признают ISO 13485. Это страны Евразийской экономической зоны и еще 25 государств, в том числе: Турция, Южная Корея, Египет и другие. В России стандарт представлен, как ГОСТ ISO 13485–2017.
Составили таблицу, в которую внесли ключевые моменты по проведению сертификации услуг.
На какой срок выдается сертификат соответствия? | На три года. |
Кто выдает сертификат соответствия? | Аккредитованные Госстандартом центры сертификации продуктов и услуг. |
Срок пересмотра сертификата соответствия? | Версии стандарта пересматривают каждые пять лет. Если изменений в регулировании рынка не требуются, то значительно реже. |
Возможность получения льготного кредита при наличии сертификата | Сертифицированная компания увеличивает свою инвестиционную привлекательность. Это касается и получения кредитов на льготных условиях. |
Сроки прохождения проверок? | Минимум 3 рабочих дня. |
Какие возможности предоставляет международный сертификат? | ЕАЭС и других странах, где признан стандарт – Австралия, Новая Зеландия |
Можно ли использовать знак соответствия на упаковке | Да, можно, если есть разрешение. |
Условия, которые нужно соблюдать для ISO 13485, могут встречаться и в других международных стандартах – ISO 9001 и GMP. Проработка и прохождение компанией всех этапов сертификации по одному стандарту облегчает аудит по другим.
В 2024 году к компаниям предъявляются следующие требования:
Соблюдение требований стандартов может помочь предотвратить производственные браки, выпуск некачественной или опасной продукции, избежать проблем с законом и штрафов.
Затраты на проведение сертификации компании зависят от следующих факторов:
Стоимость аудита и получения сертификата у центров аккредитации начинается от 70 тыс. рублей, а заканчивается несколькими миллионами. Сертификат будет действовать в течение трех лет.
Этапы, за которые нужно будет заплатить по отдельности:
Процесс сертификации может как оказаться несложным, так и трудозатратным, все зависит от текущей системы работы и менеджмента качества в компании. При этом сертификация строго регламентирована законодательными актами России.
Помочь с подготовкой и прохождением аудита может аккредитованная компания. После того, как центр сертификации будет подобран, нужно подать заявку на предварительный расчет стоимости аудита. Зачастую все можно сделать в режиме онлайн на сайте компании. После оформления заявки с фирмой свяжется консультант центра для уточнения всех деталей сертификации, описания предварительных действий и предоставления списка документов для подготовки к проведению проверки.
Чаще всего требуются уставные документы организации, оргструктура, должностные инструкции, техпаспорта, планы обслуживания медоборудования, лицензии и допуски с указанием разрешенных видов деятельности, документы о соблюдении СанПиН. Менеджер центра сертификации может запросить дополнительные документы.
Менеджеры центра сформируют план действий компании для прохождения аудита. Будет проводиться не только аудит производства, но и оценка персонала. Компания для подготовки к внешнему аудиту выполняет внутренние проверки: готовит производство, тестирует знания сотрудников по стандарту ИСО. В это время осуществляется полный аудит документов заказчика центром сертификации. Далее – выездная проверка.
По результатам проверки аудиторами принимается решение о выдаче документа, положительного или отрицательного. В случае отрицательного результата потребуется устранение выявленных недочетов и дополнительная оптимизация процессов.
Если организация успешно продемонстрировала соответствие стандарту ISO 13485, ей выдадут сертификат соответствия, который может быть на одном или двух языках. Также сотрудники получат сертификаты об окончании обучения, а внутренние аудиторы – соответствующие документы об аттестации. Компания получит разрешение на использование специального знака и будет включена в единый реестр сертифицированных организаций.
В сертификате должен быть указан орган, подтвердивший сертификацию, наименование ISO, название фирмы, номер документа с датой выдачи и сроком действия.
Организации по подготовке к сертификации предлагают свои графики и последовательность действий. Например, он может выглядеть так:
Своими рекомендациями поделился Юрий Мышинский, член экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России:
«Сертификат нужен производителям медицинских изделий для подтверждения их качества и безопасности, что важно для получения разрешений на продажу продукции в различных странах. Он также повышает доверие со стороны клиентов и регулирующих органов.
Важно учитывать, что сертификация ISO 13485 требует постоянного совершенствования системы менеджмента качества. Организации должны быть готовы к регулярным аудитам и обновлению процессов в соответствии с изменяющимися требованиями рынка и регуляторов.
Также сотрудничество с опытными консультантами и обучение персонала играет ключевую роль в успешной сертификации и поддержке статуса сертифицированной компании».
Отвечаем на популярные вопросы о сертификации по стандарту ISO 13485.