Иногда деловые процессы предприятия уже не поддаются совершенствованию и тонкой перестройке. Когда нужно реформировать весь подход, наступает время реинжиниринга бизнес-процессов.
Каждое предприятие заинтересовано в росте прибыли, расширении клиентской базы и оптимизации затрат. Для улучшения показателей часто необходимо полностью изменить привычный процесс, отказаться от сомнительных этапов работы и использовать новые технологии. Вместе с экспертом подробно разбираемся в реинжиниринге бизнес-процессов.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Реинжиниринг – это кардинальное переосмысление, перепроектирование существующего в компании бизнес-процесса. Его проводят в целях улучшения показателей эффективности предприятия, роста прибыли.
Приведем простой пример. Анна владеет салоном свадебных платьев, который расположен в историческом месте – здесь уже полвека торгуют торжественными нарядами. Однако клиентов у салона становится меньше, невесты все чаще выбирают маркетплейсы. Помощница хозяйки по старинке дает рекламу в городскую газету и не понимает, почему после очередного объявления число клиентов не растет.
Наконец хозяйка решила разобраться в теме и поняла: ее подход к делу устарел. Но сдаваться она не намерена. Помощница отныне будет маркетологом: пусть изучит, какая реклама работает на аудиторию. Анна же изучила ассортимент своих поставщиков и поняла: эти модели вышли из моды. Она решает найти новые швейные цеха, а заодно заказать им коллекцию коктейльных платьев и смокингов. Ведь площади у нее есть, клиенты о магазине знают, а значит можно увеличить ассортимент.
В данный момент хозяйка салона занимается реинжинирингом бизнес-процессов. То есть реформирует подход к делу, а точнее – к отдельным аспектам (рекламе и ассортименту товаров). Реинжиниринг возможен не только в торговле, но и в бизнесе любого масштаба.
Собрали всю важную информацию в виде удобной таблицы.
Кто занимается реинжинирингом | проектный офис внутри компании. |
Возможно ли привлечение подрядчиков | да, консалтинг возьмет на себя трудоемкие задачи и поможет выстроить переформатированные процессы. |
Виды реинжиниринга | эволюционный (компания остается в своей сфере, но находит новый подход к процессам) и революционный (реинжиниринг по итогу меняет нишу компании). |
Основные приемы реинжиниринга | новые полномочия и обязанности сотрудников, объединение процессов, изменение приоритетности процессов. |
Возможные проблемы при внедрении | нехватка ресурсов, ошибки на этапе разработки, изменение всего и сразу, неприятие нового персоналом. |
Итоговая цель реинжиниринга – сделать бизнес-процесс более эффективным для предприятия. Чтобы каждый вложенный рубль окупал себя сторицей. При этом можно выделать конкретные цели на этом пути.
Рано или поздно даже самая актуальная на сегодняшний день технология станет анахронизмом. Товар или услуга могут надоесть покупателям и перестанут отвечать духу времени. Но пока до этого не дошло, конкуренты не дремлют и выпускают свой продукт. Цель реинжиниринга – продолжать предлагать рынку конкурентоспособный и востребованный товар (услугу).
Иногда проблема не в некомпетентности сотрудников или отсутствии у них мотивации. Просто сам подход к выпуску продукта неправильный. Он отнимает много ресурсов и денег, не позволяет прибыли расти, финансовая модель рушится или стагнирует.
Какие-то департаменты (отделы) компании могут дублировать функционал других. Либо же перестать работать эффективно в силу изменившихся обстоятельств. Просто так держать в штате специалистов – накладно. Нужно направить их усилия в нужное русло.
Бизнес живет в эпоху перемен и больших открытий, а главное – изменений потребительских привычек и формировании новых. Успеха добьется тот, кто сумеет адаптироваться к новым условиям.
Чтобы успешно провести реинжиниринг на предприятии нужно соблюдать базовые принципы технологии перестройки.
То есть объединение процессов с целью оптимизации. И речь не о пресловутом решение: «сокращаем часть сотрудников, а их обязанности перераспределяем». Вы меняете процессы и находите точки соприкосновения между актуальными потребностями и вашими ресурсами (в том числе, гипотетическими).
То есть замыкание полномочий на одном отделе, сотруднике или напротив – предоставление новых полномочий каждой единице.
Реинжиниринг – это не одно единственное решение проблемы. На этапе внедрения стоит изучить несколько гипотез, которые ведут к реализации вашей цели.
Реинжиниринг должен быть продиктован необходимостью к изменениям. Реформа ради реформы только отвлечет ресурсы и не повлечет никакого роста показателей.
Ряд деловых процессов – линейны. Делаем A, далее B, потом переходим к C1 или C2 в зависимости от развития событий. Возможно, стоит выстроить процесс также, как работает квантовый компьютер – параллельно решать несколько задач. Или напротив, сейчас отделы делают все и сразу, из-за чего образуется хаос, поэтому нужно упорядочить их работу.
Выделяют семь этапов переформатирования деловых процессов. Подробно расскажем о каждом из них.
То есть прогнозирование: в какую сторону движется рынок и как ваша адаптация позволит работать эффективнее (с точки зрения прибыльности, снижения затрат, удовлетворения клиентского спроса).
Может быть не одна. Гипотезой вы формулируете вариант развития. Предположим, вы управляете продуктовым ритейлером. Неотъемлемая часть такого бизнеса – логистика. Но она отнимает слишком много ресурсов. Тут можно сформулировать три гипотезы:
Как видно, некоторые варианты взаимоисключающие. От какого из них будет больше пользы? Это станет ясно на следующем этапе внедрения. И еще одно наблюдение: бизнес зачастую боится радикально избавляться от каких-то структур внутри себя. Если говорить о нашем примере, может возникнуть вопрос: как же мы будем совсем без логистики? А если поставщики подведут? Но не забывайте, что «предпринимательство» и «предпринимать» – родственные слова. Проблемы можно решать по мере поступления.
Это проверка гипотезы на рациональность. Проще говоря: насколько предложенное решение подходит бизнесу. Наступает время расчетов и цифр. Считаем, насколько каждое решение сокращает затраты, уменьшает потери и улучшает качество бизнес-процесса. На этапе анализа следует досконально изучить структуру улучшаемого показателя, понять из чего он состоит. Только после этого нужно принимать решение.
Пошаговый алгоритм, который необходимо будет пройти для запуска гипотезы в работу.
Речь о пересмотре своей экономической модели с учетом новшеств. Обращайте внимание не только на изменение показателей, но и на то, как ноу-хау скажется на текущих процессах. Если вернуться к нашему примеру с пересмотром подхода к логистике и принять решение о разгрузке и хранении товара в зале, это наверняка приведет к ухудшению клиентского опыта. Проще говоря, будет тесно, возможно и грязно. А еще часть сотрудников может сказать: «Я не хочу заниматься разгрузкой товара, я пришел работать за кассой». Конечно, это наивный пример, но показательный.
Означает ли это, что от гипотезы нужно отказаться? Нет, ведь экономический результат может превышать издержки в виде тесноты. Будем следить за уборщиками, чтобы лучше прибирались, а персонал можно привлечь к работе дополнительными выплатами за разгрузку.
Рационально будет начать применять новую идею в одном филиале. Или в рамках работы одного отдела/сотрудника (зависит от масштабов и ориентации вашего бизнеса). На этом этапе более явственно проявят себя риски. В том числе те, что не попали во время разработки в ваше поле зрения. Нивелировав их, можно масштабировать практику.
То есть отслеживание, как реинжиниринг сказался на вашем деле, рынке, финансовых показателях, условиях труда, эффективности сотрудников. Собираете данные, вносите их в сравнительную таблицу. Проводите интервью с вашим персоналом и отслеживайте, как происходят изменения.
Разберем несколько общих кейсов, как перестройка деловых процессов может способствовать росту бизнеса. Это не руководство к действию, а лишь пример, который может быть не схож с ситуацией вашего предприятия.
Компании стремятся вести экспансию рынка через открытие новых филиалов. Например, страховых компаний. Сначала запуститься в каждом районе города, затем пойти по региону, зайти в следующий и так далее. Однако каждый офис – это расходы средств и времени: прием и обучение нового персонала, отстройка жизни филиала и так далее. При этом офис постоянно потребляет ресурсы и не факт, что начнет окупать себя даже в долгосрочной перспективе.
Выход: чтобы лучше изучить новый рынок и сэкономить деньги, нужно создать сеть торговых представителей. Еще вариант: коллаборация с местным бизнесом смежной сферы. Например, если мы говорим про страховой рынок, то ничего не мешает предлагать полисы компании на новой территории через автосалоны, банки, магазины. Главное, найти такой формат, который будет выгоден всем сторонам.
Легко объяснить на примере лондонского такси. Раньше кэбы стояли (а точнее, простаивали), либо наматывали по городу холостой пробег. Тогда было решено создать единый центр заказа такси – по телефону. Эта практика получила развитие во всем мире. Правда, потом ее переиграли мобильные приложения.
Представим корпорацию, у которой много дочерних компаний. Например, они занимаются добычей полезных ископаемых. Каждому предприятию нужно развиваться, пополнять склады расходниками, вести текущий ремонт и прочее. Но в корпорации нет единого центра, который занимается снабжением, все отдано на откуп «дочкам». Из-за чего те львиную часть ресурсов тратят на обеспечение себя: объявляют тендеры, ищут поставщиков. При этом всем нужно плюс-минус одно и то же. Решением может быть создание единого подразделения, которая возьмет на себя все вопросы снабжения.
Первый авиа-лоукостер Европы – ирландский Ryanair. Компания поняла: билет на самолет должен стоить, как поездка на такси. И конкурировать с ценой билета на поезд. Для этого сделали так, чтобы борта максимальное время находились в воздухе, быстро высаживали и забирали пассажиров. Все сторонние процессы вроде бортового питания, уборки и обслуживания отдали на аутсорс. Договорились о лизинге на новые и экономичные самолеты. В итоге доход компании от количества перевезенных пассажиров покрывают текущие расходы и позволяют зарабатывать.
Сегодня это уже норма, так и эффективность работы персонала можно отследить и клиентский сервис подтянуть. Предположим, компания-дилер неких наукоемких механизмов. Везут их из-за рубежа. Заказчику важно знать, на каком этапе доставка. Внедрение цифровых систем с механизмом отслеживания груза позволит сделать так, что клиентский менеджер не будет тратить время на обзвон контрагентов и структур внутри компании. Когда груз отправиться из-за рубежа, данные уже будут в системе. Потом он придет на склад компании и снова данные будут в системе. Затем его возьмут на транзитную перевозку и так далее. В этой цепочке каждый участник сможет передавать информацию о местоположении груза.
Показателен пример стриминга Netflix. Сегодня это едва ли не синоним онлайн-кинотеатра. Но на рубеже нулевых годов фирма доставляла DVD-диски на дом по подписке. Это было новшеством, ведь конкуренты возили VHS-кассеты. А потом компания смекнула: контент производится быстро, скорости потокового видео растут, распространенность интернета в домохозяйствах увеличивается. И вообще уже есть смартфоны (тогда первые модели) и планшеты. Нужно выходить в онлайн.
Можно провести ее в формате оптимизации бизнес-процессов или подойти кардинально – с реинжинирингом. Предположим, есть некая компания, которая ищет ремонтные бригады по заявкам от населения. Менеджер может принимать заявку, затем садиться на телефон и искать свободных рабочих. Клиент за это время может уйти к конкурентам. В этом случае можно создать готовую базу подрядчиков и внедрить в нее календарь занятости исполнителей и их требования. Чтобы сразу видеть, кому звонить первым делом и предлагать заказ.
Своими советами поделился собственник и руководитель тренинговой компании Eurasia TM, преподаватель MBA РАНХиГС Илья Глазырин.
«Для лучшего знакомства с темой рекомендую книги Майкла Хаммера, основателя теории реинжиниринга бизнес-процессов. Автор системно и при этом интересно излагает истории компаний. Причем описывает не только удачный опыт, но и обратную сторону.
Также замечу, что реинжиниринг не обязательно проводить своими силами. Его можно отдать на откуп подрядчикам. И сегодня это далеко не редкость. Что не отменяет правила: внутри компании должен быть свой собственный проектный офис. К реинжинирингу должны быть причастны сотрудники, знающие бизнес изнутри, но получающие помощь консультантов. Самые лучшие проекты – это те, где совмещены внешние консультанты и внутренние исполнители.
Помните, что не всегда реинжиниринг бывает успешным. По моим наблюдениям, 80% инноваций в России откатываются назад в течение двух-трех лет после внедрения. Бывает так, что гипотеза на дистанции и при практическом воплощении показывает себя неэффективно. Поэтому имеет смысл тщательно изучать гипотезу вместе с консультантами, обучать персонал новому, это в сумме повышает шанс на успешность реинжиниринга».
Задали еще несколько вопросов по теме бизнес-тренеру Илье Глазырину.