Рассказываем, как правильно зарегистрироваться в ЕГАИС в 2025 году и для чего нужна эта система.
Реализация спиртных напитков, вне зависимости от вида торговли, требует регистрации в специальной системе. Нельзя просто закупить товар и выставить его на витрину или добавить в меню. Любые действия, связанные с оборотом алкогольной продукции в России, фиксируются в системе ЕГАИС. Она учитывает объемы производства и оборота горячительных напитков. Вместе с экспертами подробно рассказываем о каждом этапе регистрации в системе и необходимом оборудовании.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Прежде чем приступить к регистрации в ЕГАИС, нужно разобраться, что это такое. Буквально аббревиатура расшифровывается как «Единая государственная автоматизированная информационная система». Она создана для контроля алкогольного рынка и обязательна для всех его участников. ЕГАИС обеспечивает федеральный надзор за производством и оборотом спиртных напитков. Благодаря системе удается избежать роста контрафакта и снизить нарушения в этой сфере торговли. В ЕГАИС фиксируется все данные о производстве, продаже и перемещении алкогольной продукции.
Регистрация в ЕГАИС — это условие, который должен выполнить каждый задействованный в сфере оборота алкоголя в России субъект. Полезную информацию об этом процессе предлагаем изучить в формате удобной таблицы.
Обязательность регистрации | Нужна для организаций, которые производят, покупают, хранят и продают алкогольную продукцию. |
Штрафы за нарушения | До 200 тыс. рублей для юридических лиц. |
Совместимость с оборудованием | Требуется специальное оборудование: ПК, сканеры, фискальные регистраторы и товароучетные системы. |
Для работы с ЕГАИС необходима регистрация. Пошагово разбираем каждый этап этой процедуры.
КЭП понадобится для регистрации в системе, подписи актов и других действий, и в целом равносильна обычной подписи на бумаге. Подойдет сертификат подписи, оформленный аккредитованным в Минцифры удостоверяющим центром. Также получить подпись можно в налоговой службе или ее доверенных структурах (выдается только руководителям компаний или ИП).
Речь идет о специальной флешке, которую можно купить в интернет-магазинах или вендинговом аппарате в налоговой (нужно оставить заявку и прийти в назначенную дату). КЭП запишут на токен через удостоверяющий центр.
Процессор должен быть с частотой от 1,9 ГГц. Компьютер должен работать на Windows XP или выше, иметь не меньше 2 ГБ оперативной памяти и 50 ГБ объем жесткого диска. Кроме того, понадобится разъем RJ45 и стабильный интернет.
Установите программное обеспечение для работы с ЕГАИС, например, «Контур.Маркет», «1С:Управление торговлей» или «СБИС».
Нужно зайти на портал ФСРАР (Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками) или относящийся к нему egais.ru. Дальше следует войти в систему с использованием электронной подписи, а далее заполнить регистрационную форму: указать ИНН, ОГРН и другую информацию о своей организации.
После подачи заявления на регистрацию в системе, данные проверяются в течение 3-5 рабочих дней. Далее доступ к ЕГАИС будет открыт. Также потребуется установить транспортный модуль (УТМ). Программа скачивается в соответствующем разделе в «Личном кабинете». Она необходима для работы с ЕГАИС.
Это уникальный шифровальный ключ, который открывает доступ в систему. Его можно получить в интерфейсе УТМ либо удостоверяющем центре. В первом случае для получения необходимо выбрать пункт «Генерация ключа доступа к ЕГАИС» в разделе «Сервисы». Выберите место работы компании, внимательно проверьте данные и нажмите «Сгенерировать сертификат». Он будет записан на токен.
Сейчас она нужна для того, чтобы подписывать электронные документы сотрудникам предприятий или ИП. Заказать МЧД можно на портале Госуслуг в разделе «Доверенности и доступы» в личном кабинете организации.
Регистрация и работа в ЕГАИС невозможна без специального оборудования и программ. Расскажем о каждом поподробнее.
Как мы упоминали выше, для работы с ЕГАИС понадобится процессор с частотой от 1,9 ГГц, операционная система не ниже Windows XP. Оперативная память должна быть не меньше 2 ГБ, объем жесткого диска не менее 50 Гб. Также в списке: Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45. Общесистемное ПО Java 8 и выше.
Сканеры необходимы для считывания информации с акцизных марок на алкогольной продукции. Подойдут модели 2D-сканеров, поддерживающие GS1 DataMatrix. Главное — совместимость с ЕГАИС. Подойдут стационарные модели, используемые на кассовых узлах, портативные сканеры (для мобильного использования на складах), сканеры с функцией RFID, способные считывать информацию с RFID-меток и быстрее обрабатывать данные.
Сертификаты усиленной электронной цифровой подписи для ЕГАИС выдаются в удостоверяющих центрах. Для получения ЭЦП понадобятся паспорт, СНИЛС и ИНН, а для юрлиц — ОГРН. Заказать ее можно как при личном посещении офиса, так и дистанционно, с помощью действующей КЭП или по биометрии.
Товароучетная система обеспечивает интеграцию с ЕГАИС для учета операций. К популярным вариантам можно отнести «1С», «МойСклад», «Контур.Маркет». Системы могут хранить данные как на облачных серверах, так и на внутренних. Эти программы включают функции товароучета: составляют отчетность, следят за движением товара. Некоторые разработаны для работы с алкогольной продукцией и ЕГАИС и обладают собственным мобильным приложением. Отметим, у самой ЕГАИС своего приложения нет.
Советами по поводу того, что нужно знать в связи с регистрацией в ЕГАИС поделился Георгий Габолаев, основатель и генеральный директор компании «Группа-А», а также Илья Васильев, руководитель развития государственных сервисов ЕГАИС и «Меркурий» в DocsInBox.
«Проверяйте совместимость оборудования: важно убедиться, что оно соответствует требованиям системы. Также регулярно нужно обновлять ПО, своевременное обновление гарантирует корректную работу с ЕГАИС.
Рекомендуется обучить сотрудников. Все они должны понимать, как работать с ЕГАИС. Еще необходимо держать в порядке документы, несоответствие данных в лицензиях или регистрационных файлах может привести к отказу в доступе.
Для работы с ЕГАИС подойдут только версии браузера Internet Explorer или его эмуляции. Установить его лучше заранее, чтобы не заниматься этим в последний момент».
На актуальные вопросы по теме регистрации в ЕГАИС ответил основатель и генеральный директор компании «Группа-А» Георгий Габолаев.