Люди бизнеса знают, что в предпринимательстве все переплетено. Не получается заниматься только «купи-продай», внедрять новации или просто оказывать услуги. Кроме извлечения прибыли, предприниматели также занимаются решением актуальных социальных проблем. Просто у одних эти задачи идут фоном, а другие ставят их во главу угла. Такие проекты называют социально-предпринимательскими.
И если раньше в России это было лишь неформальное обозначение, то в 2024 году — вполне официальный статус. Создан реестр социальных предпринимателей. Государство поддерживает такие проекты, ведь по сути они помогают решать важные для общества проблемы. Рассказываем все про реестр социальных предприятий и как в него попасть.
Реестр социальных предпринимателей России с точки зрения закона — это перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которые получили статус «социального предприятия». Эти сведения — включены в Единый реестр субъектов МСП, который администрирует ФНС.
Если простым языком объяснить суть реестра — это перечень ИП и юридических лиц (ООО), которые отвечают критериям социального предпринимательства. Такой бизнес в отличие от «классического» направлен не только на получение прибыли, но и на «достижение общественно полезных целей, способствование решению социальных проблем граждан и общества» (выдержка из закона). Подробнее о критериях расскажем ниже.
В России есть закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» (№ 209-ФЗ). Этот документ приняли еще в 2007 году. Как и почти любой другой законодательный акт, постепенно он совершенствовался и дорабатывался с учетом актуальных реалий.
В 2019-м в него внесли важные поправки (№ 245-ФЗ). Связаны они с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство». Если коротко, то задача госпрограммы поддержать бизнес на всех этапах развития, убрать административные барьеры, и популяризировать образ бизнесмена. Ведь там, где развивается малый и средний бизнес, появляются рабочие места, рождаются новые проекты, платятся налоги и так далее.
Вместе с нацпроектом в 209-й закон добавили понятия социальное предприятие и социальное предпринимательство.
Приведем несколько примеров социального предпринимательства. Это не полный список, а несколько кейсов:
Государство поддерживает бизнес, ориентированный на «социалку». Для этого есть целый комплекс субсидий и мер. Расскажем о преимуществах, которые дает зачисление в реестр.
Ставка по такому банковскому займу для бизнеса будет ниже среднерыночной. Потому что ее субсидируют из бюджета. Деньги можно потратить на развитие своего дела. Каждый регион сам формирует условия программы.
Помещений, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. Здесь, как и в случае с кредитами, каждый регион также определяет свои условия. В некоторых объекты сдают в аренду даже за 1 рубль в год.
Ради этой меры поддержки чаще всего и хотят попасть в реестр социальных предпринимателей. Гранты главным образом дают на запуск социального предприятия. Можно получить до 500 тысяч рублей, если победить в конкурсе проектов, а в арктических зонах до 1 миллиона рублей.
Отдельного сайта, посвященного конкурсам по грантам нет. Следите за информацией региональных ЦИСС (Центр инноваций социальной сферы) и региональных отделений «Моего бизнеса».
По налоговым платежам, которые поступают в местный бюджет. Регион, в котором вы ведете бизнес, сам решает, давать ли такую льготу. Зачастую она действует для предприятий, которые выбрали «упрощенку» (систему налогообложения УСН «доходы» или «доходы минус расходы»).
Региональные кураторы программы часто проводят образовательные мастер-классы — офлайн и онлайн. Там рассказывают о том, как стать социальным предпринимателем, обсуждают насущные для бизнеса темы и рассказывают о новых мерах поддержки. В некоторых регионах налажена система менторства, когда бизнес-коучи или опытные предприниматели курируют проект, помогают советами.
Хоть предпринимательство и социальное, но его важная составляющая — получение дохода, никуда не уходит. А выручка тесно связана с рекламой, оптимизацией бизнес-процессов, создания бизнес-плана и прочим маркетингом. Социальным предпринимателям помогают с продвижением.
Получить меры поддержки как социальный предприниматель можно в любом регионе страны. Другое дело, что субъекты с разной степенью активности включились в выполнение задач нацпроекта. Где-то меры поддержки обширнее. Расскажем о передовых инициативах в разных регионах.
Снизили налоговую ставку на предпринимателей на УСН. Для тех, кто платит по системе «доходы» — 1%, для «доходы минус расходы» — 5%. Проводят конкурсы по бесплатному размещению рекламы для социальных предпринимателей на площадках партнеров. Организуют форумы социального проектирования.
Активно наладили систему консультирования социальных предпринимателей. Регулярно проводят образовательные мероприятия. Проводили акселерационную программу «Ферма социального предпринимателя»: участники защищали свой проект в формате питч-сессии перед экспертами в форма, участники могли претендовать на грант на грант в размере до 500 тысяч рублей.
В ХМАО бизнесу на УСН «доходы» снизили ставку до 1%. Объекты в собственности региона дают в аренду по цене в 10% от рыночной. Есть программы компенсации кредита и лизинга, а также программы кредитного поручительства. Правда, эти меры поддержки применяются ко всем субъектам МСП. Если же включать в региональные практики еще большие налоговые льготы и субсидии для социальных предпринимателей, это только будет способствовать более интенсивному развитию направления.
В Башкирии создали пул менторов и инвесторов, к которым социальные предприниматели могут обратиться за помощью. Работает клуб социальных предпринимателей, выдают гранты на развитие бизнеса.
Главный критерий отличия — это получение не просто финансовой выгоды бизнесом, а решение социальных проблем. Социальный бизнес делят на четыре категории. Расскажем о критериях каждой. Мы старались изложить все простыми словами. Если вы привыкли читать документ в первоисточнике, то смотрите приказ Минэкономразвития № 773 от 29 ноября 2019 года.
Социально уязвимыми называют инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, матерей(отцов)-одиночек или многодетных родителей, пенсионеров и «предпенсионров», выпускников детдомов до 23 лет, бывших заключенных, которые вышли на свободу, но с них пока не снята и непогашена судимость, беженцы и вынужденные переселенцы, малоимущие, люди без определенного места жительства.
Обязательные критерии
Кого относят к социально уязвимым, смотрите в предыдущем пункте.
Обязательные критерии
Вот какое предпринимательство относят к этой категории. Оказание:
Также бизнес, который:
Обязательные критерии
Здесь можно ориентироваться по рекомендуемым ОКВЭД. Указываем их в скобках.
Обязательные критерии
С марта 2023 года статус социального предпринимателя могут получать ИП с инвалидностью. Согласно изменениям статьи закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», теперь сами инвалиды вправе становиться социальными предпринимателями и пользоваться соответствующими льготами. Ранее такая возможность предоставлялась лишь бизнесменам, которые дают работу социально-уязвимым категориям граждан, в том числе, инвалидам.
Обязательные критерии
Производство и продажа подакцизных товаров (например, алкоголь, табачная продукция и прочие), а также добыча и продажа полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Прежде всего компания должна быть в реестре субъектов МСП (ИП или ООО) — интерактивная карта и поиск есть на сайте налоговой. Далее нужно собрать документы и передать их в региональный орган власти, который курирует включение в реестр. Полный порядок описан в приказе Минэкономразвития №773 от 29 ноября 2019 года. Публикуем сокращенную инструкцию.
Единого названия у него нет. Чаще всего местное министерство или департамент экономического развития (а в Подмосковье это, например, Министерство инвестиций, промышленности и науки) отдает эти полномочия «Центру развития инноваций социальной сферы» (ЦИСС), «Агентству городского развития», «Агентство инвестиционного развития», «Фонду развития предпринимательства» и так далее.
Проще всего обратиться в центр «Мой бизнес», он есть в каждом регионе. Где-то один на весь субъект, а где-то много филиалов. Интерактивная карта здесь. Если не можете ничего найти, тогда обращайтесь за справкой в региональное ведомство, которое курирует предпринимательство.
Для каждой из четырех категорий социального предпринимательства — свой набор бумаг. Полный список есть в приложении к приказу Минэкономразвития. Если не хотите выискивать в документе, то посетите сайт организации, которая курирует программу в регионе. Или запросите перечень документов у сотрудников.
Также понадобится заявление от имени юридического лица с подписью руководителя или представителя по доверенности. Если у организации есть печать, она тоже нужна. ИП пишут от своего имени или документ готовит уполномоченный представитель.
Понадобится также приложить отчет о социальном воздействии, сведения о численности и заработной плате работников, сведения о реализации товаров, работ, услуг, справку о доле доходов, полученных от осуществления деятельности (для каждой категории свой набор документов!). Все формы для заполнения также есть в приказе Минэкономразвития или сотрудники, курирующие программу, расскажут, где их найти.
Уполномоченные сотрудники проверят правильность заполнения бумаг. Это технические моменты.
В каждом регионе собирают комиссию, которая рассматривает заявки. Если все документы заполнены верно, предприниматель отвечает критериям социального бизнеса, то комиссия утверждает решение. Предприятие признают социальным и отправят данные об этом в реестр.
Важно: подавать заявку на статус социального предприятия необходимо ежегодно. В противном случае статус снимают.
На вопросы отвечает Петр Кирьян — политолог, автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений».