Пошаговая инструкция и советы экспертов при работе с программой iiko (Айко) для ресторанов. Вместе с экспертом Руфиной Фокиной разбираемся, как пользоваться программой, где купить, сколько стоит и нужно ли проходить обучение сотрудникам
Ведущий бизнес-тренд в наше время — автоматизация всего и вся на производстве. «Роботы» экономят бюджет, делают работу персонала более эффективной и помогают вести учет. Сегодня автоматизацией пользуются сотни тысяч ресторанов в мире. Не только сетевые гиганты или фешенебельные заведения, но и столовые в бизнес-центрах, дарк-китчен доставки (кухни, в которых готовят только на вынос), фудтраки и небольшие кофейни. Одна из популярных программ для автоматизации ресторанов — iiko (Айко). Вместе с экспертом расскажем про ее основные характеристики, где купить, как пройти пройти обучение и сколько стоит iiko.
iiko – система, которая помогает автоматизировать ресторанный бизнес. Ее используют более 40 000 ресторанов в 17 странах мира. Система позволяет выстроить бизнес-процессы и работать в режиме одного окна как в мини-кофейнях, так и в больших сетевых проектах.
Программа охватывает основные бизнес процессы на предприятиях общественного питания: продажи, маркетинг, управление персоналом, закупки и склад, учет и финансовое планирование, помогает контролировать важные операции и вовремя принимать решения для повышения или сохранения заработка и сокращения потерь.
Компания предлагает бизнесу разные пакетные решения, большинство на базе облачных сервисов (т.е. хранение информации на удаленных серверах, чтобы иметь быстрый доступ с любых устройств и отовсюду). В пакет могут входить приложения для администрирования заведения или сразу всей сети, работа с продажами и обслуживанием гостей и другие.
iiko дает возможность автоматизировать, эффективно управлять и контролировать многие процессы на предприятиях общепита:
Привычному формату кафе и ресторанам с обслуживанием у столика, программа позволит повысить уровень сервиса и увеличить средний чек за счет приема заказов через мобильный телефон или POS-терминал. Также программа работает с подсказками для официанта, данными стоп-листа и рейтингом продаж.
Для владельцев кафе с доставкой разработчики подготовили шаблон готового сайта, централизованный прием заявок из любых источников, планирование маршрута и отслеживание курьеров на интерактивной карте.
В сфере фаст-фуда через это программное решение могут работать терминалы самообслуживания с формированием комбо-наборов, мобильные приложения гостя, акции и пуш-уведомления для увеличения посещаемости.
Используя умную систему в столовой, можно настроить автоматическое распознавание блюд на подносе, подключить весы к кассе, контролировать переработку и списания с линии раздачи, соотносить продажи и остатки блюд по единой цене.
Система для автоматизации предлагает и актуальные для всех видов общепита функции. Например, планирование графика работы персонала на основании прогноза продаж и расчет заработной платы по сформированной программе мотивации.
В программе iiko можно настроить автоматическую фиксацию приемки товара, проведение инвентаризаций, формирование актов перемещения и списания. Все это позволяют сделать прямо с мобильного телефона или POS-терминала. Руководитель получит реальную отчетность по каждому предприятию или общую по сети заведений в онлайн-режиме.
Данные конструктора отчетов покажут точки роста, помогут оптимизировать меню, работу персонала и получить полный управленческий учет.
Для работы с программой в зале и баре необходимо базовое оборудование:
POS-терминалы или терминалы самообслуживания и принтеры чеков.
Для работы на кухне нужно следующее:
Принтер чеков или POS-терминал шеф-повара (для распределения заказов по цехам).
Для доступа к отчетности и работе с базой данных подойдет обычный компьютер.
Минимальные системные требования для терминала с iikoFront (задействован во фронт-офисе ресторана, т.е. в непосредственной работе с клиентами):
Минимальные системные требования для компьютера с iikoOffice (нужна в работе администратора, бухгалтера, директора ресторана):
— Каждый сотрудник ресторана использует систему автоматизации по-своему. Программа устроена так, чтобы снабжать персонал заведения нужной информацией в нужный момент и помогать выполнять ежедневную работу. А управляющий и владелец бизнеса могут контролировать все процессы в реальном времени и иметь достоверные данные для принятия решений, — объясняет эксперт.
Важным условием для корректной работы программы является правильная первичная настройка базы данных, фиксация всех операций на рабочих местах, формирование и поддержание корректных данных технологических карт.
Если данные условия будут выполнены, программа позволит получать реальные данные по бизнесу, прогнозировать продажи, автоматизировать закупки и работу персонала.
Не стоит забывать про ограничение прав доступа и определение ролей с набором разрешенных операций для разных сотрудников, это позволяет выявлять возможные хищения и контролировать опасные операции
Для входа в систему можно использовать как код-пароли сотрудников, так и авторизацию по отпечатку пальца или face ID.
Разработчики сервиса ведут свой Youtube-канал. На нем размещены видеокурсы для самостоятельного изучения программы, разные вебинары и лайфхаки по работе с пакетом программ. На официальном сайте компании есть раздел «Помощь», в котором выложена необходимая документация. В ней пошаговые инструкции для разных этапов работы и наглядные примеры.
— К каждому клиенту прикрепляется поддерживающий партнер – тот, у которого они купили систему. Пользователей системы обучают именно они. Как правило, это происходит во время установки программы. Также с ними всегда можно договориться и о дополнительном обучении, — говорит Руфина Фокина.
Айко продают в 50 странах мира около 400 дистрибьюторов. Если зарегистрироваться на сайте компании, то можно пользоваться опцией «найти дилера». Тогда увидите, где рядом с вами можно купить программу.
У iiko два больших раздела с решениями. Первый работает на базе облачных сервисов. И подразделяется на разные наборы приложений. Одни оптимальны для фудтраков, другие для небольших кофеен, а третьи для ресторанов, дарк китчен и сетей. Цена лицензии — от 1295 до 8590 руб. в месяц — при условии работы на одной кассе. Под кассой подразумевается терминал приема заказов в зале или рабочее место оператора доставки.
Есть пакет с локальным, а не облачным решением для любых ресторанов. Цена от 90 400 руб. единовременно. Также компания позволяет отдельно докупить собственные приложения, которые могут дополнить автоматизацию бизнеса. Например, это программа для курьеров или виджет для сайта, который позволяет пользователям бронировать столики. Приложения стоят от 490 до 15 000 руб. месяц.
Полный прайс-лист опубликован на официальном сайте программы.