Маркировка одежды – важная составляющая контроля качества и механизм отслеживания товаров на рынке. Вместе с экспертом рассказываем, какие требования предъявляют к производителям и продавцам одежды в России.
В среде предпринимателей к маркировке неоднозначное отношение из-за того, что она ведет к удорожанию и усложнению процессов. Однако апологеты меры настаивают: защита прав потребителей превыше всего. Вот как устроена маркировка одежды в 2024 году и как правильно ее выполнить, чтобы не получить штраф.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Маркировка одежды – это процесс нанесения на изделие, которое представлено в розничной или оптовой продаже, специальных стикеров и этикеток. Под маркировкой в 2024 году прежде всего понимают код системы «Честный знак». Благодаря нему отслеживается движения товаров от производителя до конечного покупателя. Отсутствие DataMatrix-метки (ее можно назвать аналогом QR-кода в маркировке) должно намекнуть потребителю, что перед ним контрафакт.
Кроме «Честного знака» на одежде также есть этикетка, на которой указано соответствие стандартам безопасности и качества. В том числе маркировка Евразийское соответствие (ЕАС), сведения об импортере и/или производителе, составе вещи, инструкция по уходу (значки, можно ли стирать, отдавать в химчистку).
Опрошенные «КП» предприниматели, которые продают одежду, замечают, что сегодня большое внимание ревизоров (ФНС и Роспотребнадзора) приковано прежде всего к коду «Честного знака». На остальные этикетки смотрят не столь пристально. Да и их, как правило, делают на фабриках, где производят вещи. Поэтому материал о маркировке одежды посвятим прежде всего работе с системой «Честный знак».
Собрали всю важную информацию о маркировке одежды в удобную таблицу.
Где на вещи может располагаться маркировка | на этикетке на самой вещи, на самой вещи, на вкладыше с товаром, на упаковке товара |
Размер штрафов за отсутствие маркировки | от 5 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от оборота и статуса нарушителя (юрлицо, физлицо) |
Когда появилась обязательная маркировка одежды | С 1 января 2021 года, обновление списка вещей с маркировкой произошло с 1 апреля 2024 года, еще одно произойдет с 1 марта 2025 года |
Кто может выполнять маркировку | импортеры, розничные и оптовые продавцы, производители |
Цена кода маркировки | 50 копеек (без НДС) за единицу товара |
Где вести маркировку одежды в России | в системе «Честный знак» |
Какое оборудование нужно для маркировки | принтер, сканер штрихкодов, контрольно-кассовая техника (розничным продавцам), усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) |
Вот в какие сроки ввели или еще введут маркировку разных категорий товаров.
С 1 января 2021 года
Ранее также была введена маркировка всех меховых изделий.
С 1 апреля 2024 года
С 1 марта 2025 года
Обращаем внимание, что список сроков маркировок мы составили без указания четких кодов ТН ВЭД и ОКПД 2. Рекомендуем посетить сайт «Честного знака» (раздел «Товары легкой промышленности) и ознакомиться с подробным перечнем.
Подробный список всех товаров и пояснений занимает порядка двадцати страниц. К тому же он регулярно пополняется по мере выхода свежих нормативных актов. Сегодня проще сказать, что практически любой предмет одежды подлежит маркировке. Перечислим вещи в назывном порядке без указания конкретных кодов – пусть это будет неким ориентиром. Оставляем также ссылки на полные документы, изданные правительством, где можно найти список товаров и их коды.
Распоряжение Правительства от 28.04.2018 РФ № 792-р.1
Постановление Правительства РФ №1899 от 13.11.2023.2
Постановление Правительства РФ № 883 от 29.06.2024.3
Перечислим основные правила маркировки в России. Прежде нужно получить доступ к системе ГИС МТ. Доступ отличается для разных ролевых моделей (руководителя, администратора, сотрудника и так далее). Для работы с системой нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
После авторизации в ГИС МТ можно переходить к регистрации товаров. Но прежде не забудьте пополнить счет (впрочем, тут система и сама напомнит). Финальный этап процесса – получение кода на товар. Его необходимо распечатать и нанести на товары, а далее подать об этом информацию в личный кабинет системы.
Когда товары размечены, документы одобрены (в системе будет соответствующая маркировка), можно вводить одежду в оборот.
Санкции могут применять как к юридическим, так и к физическим лицам. За отсутствие маркировки предусмотрена административная и уголовная ответственность.
По КоАП накажут за производство, ввод в оборот, продажу одежды без маркировки. Должностное лицо на 5-10 тыс. рублей, юрлицо – на 50-100 тыс. рублей. Вещи могут конфисковать.
За производство и сбыт товара без маркировки в большом объеме (на сумму порядка 400 тыс. рублей, есть и «особо крупный» штраф – цена выше 1 млн рублей) грозит штраф до 300 тыс. рублей. В зависимости от тяжести и состава преступления (например, в составе группы лиц), нарушителей могут отправить в колонию на срок до шести лет.
Составили пошаговый алгоритм для маркировки в системе «Честный знак».
Под аббревиатурой скрывается Государственная информационная система мониторинга оборота товаров. В системе можно создать несколько профилей – для руководителя организации, администратора, сотрудника с правом подписи или без, а также ОУКЭП. Между профилями можно переключаться.
Чтобы войти в ГИС МТ понадобится усиленная электронная подпись. На компьютере должно быть установлено криптографическое ПО для работы с ней. Напомним, что руководители компаний УКЭП сейчас получают подпись только в Удостоверяющем центре ФНС России. Их сотрудники могут получить свою версию подписи в аккредитованных центрах.
На сайте ГИС МТ при регистрации попросят указать электронную почту, контактный телефон и сертификат УКЭП. Данные уйдут на проверку (до 48 часов). После этого станет доступен более подробный процесс заполнения профиля.
Для этого есть два варианта. Функционалом они практически не отличаются, тут вопрос организации бизнес-процессов. Вот где можно регистрировать товары:
Опишем механизм работы с «Нацкаталогом». Через него можно создать необходимый DataMatrix код, который нужно будет разместить на товаре или упаковке.
Сначала нужно создать описание товара. Используйте кнопку «мастер создания заказа». В целом весь алгоритм довольно логичный: система сама приводит к следующему шагу. Помните, что коды нужны на каждую единицу товара. Если вы поставляете и продаете его упаковками, можно по желанию сделать коды еще и на упаковку.
Коды действуют строго 30 календарных дней – если вы делали все сами. Если обратились к провайдеру услуг, то коды будут актуальны в течение 365 календарных дней.
Кликаете на нужный вам заказ, а далее выбираете кнопку «Перейти к печати». Система предложит формат, в котором будет выведен лист с кодами. Если что-то пойдет не так (не пропечатается код или иной сбой) у вас будет еще одна попытка. Счетчик обнулится через двое суток.
С вашего счета будут списываться деньги за каждый выданный код. Проверить баланс и поступления можно во вкладке «Мои счета».
Когда коды готовы, нужно внести в систему сведения об обороте товаров. Делается это в личном кабинете. Система также предложит указать, из какой страны поступил товар: из России (произведен у нас), либо был импортирован.
Отметим, что подавать информацию о товарах в ГИС МТ можно не только через систему. Если вы ведете таблицу в форматах cms или xml, либо у вас есть стороннее приложение с API, то в системе доступна загрузка сведений и из таких источников.
Своими рекомендациями о маркировке одежды поделился бизнес-юрист, генеральный директор «Группа-А» Георгий Габолаев.
«Маркировка одежды – это обязательный процесс, который затрагивает как производителей, так и тех, кто перепродает одежду, включая импортную продукцию, например, из Китая. Важно понимать, что маркировка касается не только новых товаров, но и тех, которые импортируются или повторно продаются на территории России. В целом к маркировке стоит относится не как к очередному обязательству. Это способ повысить доверие к вашему бренду.
Если сами не готовы разбираться в нюансах, можно обратиться к подрядчикам. Сегодня в России работают множество компаний, которые оказывают помощь в организации маркировки. Они помогут наладить процесс и обеспечить его соответствие требованиям законодательства. Стоимость таких услуг варьируется в зависимости от объема и сложности работы. Цена начинается от 50 тыс. рублей за консультацию и внедрение.
Вручную проводить маркировку довольно долго. Поэтому используйте автоматизацию. Интегрируйте систему маркировки одежду с другими бизнес-процессами. Это снизит риск ошибки и ускорит работу компании. Всегда будьте готовы к проверкам. Убедитесь, что в компании есть вся необходимая документация, а сотрудники знают, как взаимодействовать с ревизорами».
Задали Георгию Габолаеву несколько уточняющих вопросов по теме.
Источники