Маркировка одежды в 2024 году

Маркировка одежды – важная составляющая контроля качества и механизм отслеживания товаров на рынке. Вместе с экспертом рассказываем, какие требования предъявляют к производителям и продавцам одежды в России.

Маркировка одежды. Фото: shutterstock.com
Андрей Абрамов Журналист КП Георгий Габолаев Основатель и генеральный директор компании «Группа-А»

В среде предпринимателей к маркировке неоднозначное отношение из-за того, что она ведет к удорожанию и усложнению процессов. Однако апологеты меры настаивают: защита прав потребителей превыше всего. Вот как устроена маркировка одежды в 2024 году и как правильно ее выполнить, чтобы не получить штраф.

Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Что такое маркировка одежды

Маркировка одежды – это процесс нанесения на изделие, которое представлено в розничной или оптовой продаже, специальных стикеров и этикеток. Под маркировкой в 2024 году прежде всего понимают код системы «Честный знак». Благодаря нему отслеживается движения товаров от производителя до конечного покупателя. Отсутствие DataMatrix-метки (ее можно назвать аналогом QR-кода в маркировке) должно намекнуть потребителю, что перед ним контрафакт.

Кроме «Честного знака» на одежде также есть этикетка, на которой указано соответствие стандартам безопасности и качества. В том числе маркировка Евразийское соответствие (ЕАС), сведения об импортере и/или производителе, составе вещи, инструкция по уходу (значки, можно ли стирать, отдавать в химчистку).

Опрошенные «КП» предприниматели, которые продают одежду, замечают, что сегодня большое внимание ревизоров (ФНС и Роспотребнадзора) приковано прежде всего к коду «Честного знака». На остальные этикетки смотрят не столь пристально. Да и их, как правило, делают на фабриках, где производят вещи. Поэтому материал о маркировке одежды посвятим прежде всего работе с системой «Честный знак».

Полезная информация о маркировке одежды

Собрали всю важную информацию о маркировке одежды в удобную таблицу.

Где на вещи может располагаться маркировкана этикетке на самой вещи, на самой вещи, на вкладыше с товаром, на упаковке товара
Размер штрафов за отсутствие маркировкиот 5 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от оборота и статуса нарушителя (юрлицо, физлицо)
Когда появилась обязательная маркировка одеждыС 1 января 2021 года, обновление списка вещей с маркировкой произошло с 1 апреля 2024 года, еще одно произойдет с 1 марта 2025 года
Кто может выполнять маркировкуимпортеры, розничные и оптовые продавцы, производители
Цена кода маркировки50 копеек (без НДС) за единицу товара
Где вести маркировку одежды в Россиив системе «Честный знак»
Какое оборудование нужно для маркировкипринтер, сканер штрихкодов, контрольно-кассовая техника (розничным продавцам), усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)
это интересно
Декларация соответствия на продукцию
В каких случаях она требуется и как ее получить
Подробнее

Сроки маркировки одежды

Вот в какие сроки ввели или еще введут маркировку разных категорий товаров.

С 1 января 2021 года

  • Одежда из натуральной и композитной кожи.
  • Блузки, блузы и блузоны (ручного вязания или машинного).
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (горнолыжные тоже), ветровки, штормовки – для мужчин и женщин, девочек и мальчиков.
  • Белье (постельное, кухонное, столовое, туалетное).

Ранее также была введена маркировка всех меховых изделий.

С 1 апреля 2024 года

  • Трикотажные рубашки (ручного вязания или машинного) – мужские или для мальчиков.
  • Вся одежда из искусственного меха.
  • Верхняя одежда из фетра или нетканых материалов, текстиля с пропиткой или покрытием.
  • Плащи с капюшонами, анораки – для мужчин и мальчиков, женщин и девочек (ручной и машинной вязки).
  • Спортивные костюмы и костюмы для лыжного спорта.
  • Костюмы, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты трикотажные – для мужчин и мальчиков, женщин и девочек (ручной и машинной вязки).
  • Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты.
  • Шали, кашне, шарфы, мантильи, вуали, а также аналогичные изделия.
  • Галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки.

С 1 марта 2025 года

  • Майки, нательные фуфайки, кальсоны, трусы, ночные сорочки, пижамы, купальные халаты, домашние халаты и аналогичные изделия для мужчин и мальчиков.
  • Тот же список + нижние юбки, панталоны, пеньюары – только для женщин и девочек.
  • Купальные костюмы.
  • Рукавицы, митенки, перчатки.
  • Колготы, чулки, гольфы, носки и подследники (в том числе компрессионные).
  • Бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, подвязки.
  • Гамаши, гетры и их аналоги.
  • Шляпы и другие головные уборы.

Обращаем внимание, что список сроков маркировок мы составили без указания четких кодов ТН ВЭД и ОКПД 2. Рекомендуем посетить сайт «Честного знака» (раздел «Товары легкой промышленности) и ознакомиться с подробным перечнем.

Список товаров для маркировки одежды

Подробный список всех товаров и пояснений занимает порядка двадцати страниц. К тому же он регулярно пополняется по мере выхода свежих нормативных актов. Сегодня проще сказать, что практически любой предмет одежды подлежит маркировке. Перечислим вещи в назывном порядке без указания конкретных кодов – пусть это будет неким ориентиром. Оставляем также ссылки на полные документы, изданные правительством, где можно найти список товаров и их коды.

Распоряжение Правительства от 28.04.2018 РФ № 792-р.1
Постановление Правительства РФ №1899 от 13.11.2023.2
Постановление Правительства РФ № 883 от 29.06.2024.3

  • Меховые изделия и изделия из искусственного меха.
  • Белье – постельное, текстиль для кухни и туалетный, полотенца.
  • Нижнее белье и купальники.
  • Чулочно-носочные изделия.
  • Верхняя одежда: пальто, полупальто, анораки, пуховики, ветровки, в том числе, одежда с особыми влагозащитными пропитками.
  • Костюмы, рубашки и блузки.
  • Брюки, джинсы и шорты.
  • Аксессуары: галстуки, шарфы, вкали, шали, бабочки, перчатки.
  • Спортивные костюмы, в том числе для горнолыжного спорта.
  • Худи, пуловеры. свитшоты, толстовки.

Правила маркировки одежды

Перечислим основные правила маркировки в России. Прежде нужно получить доступ к системе ГИС МТ. Доступ отличается для разных ролевых моделей (руководителя, администратора, сотрудника и так далее). Для работы с системой нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

После авторизации в ГИС МТ можно переходить к регистрации товаров. Но прежде не забудьте пополнить счет (впрочем, тут система и сама напомнит). Финальный этап процесса – получение кода на товар. Его необходимо распечатать и нанести на товары, а далее подать об этом информацию в личный кабинет системы.

Когда товары размечены, документы одобрены (в системе будет соответствующая маркировка), можно вводить одежду в оборот.

Штрафы за отсутствие маркировки одежды

Санкции могут применять как к юридическим, так и к физическим лицам. За отсутствие маркировки предусмотрена административная и уголовная ответственность.

По КоАП накажут за производство, ввод в оборот, продажу одежды без маркировки. Должностное лицо на 5-10 тыс. рублей, юрлицо – на 50-100 тыс. рублей. Вещи могут конфисковать.

За производство и сбыт товара без маркировки в большом объеме (на сумму порядка 400 тыс. рублей, есть и «особо крупный» штраф – цена выше 1 млн рублей) грозит штраф до 300 тыс. рублей. В зависимости от тяжести и состава преступления (например, в составе группы лиц), нарушителей могут отправить в колонию на срок до шести лет.

Как правильно проводить маркировку одежды

Составили пошаговый алгоритм для маркировки в системе «Честный знак».

Зарегистрируйтесь в ГИС МТ

Под аббревиатурой скрывается Государственная информационная система мониторинга оборота товаров. В системе можно создать несколько профилей – для руководителя организации, администратора, сотрудника с правом подписи или без, а также ОУКЭП. Между профилями можно переключаться.

Чтобы войти в ГИС МТ понадобится усиленная электронная подпись. На компьютере должно быть установлено криптографическое ПО для работы с ней. Напомним, что руководители компаний УКЭП сейчас получают подпись только в Удостоверяющем центре ФНС России. Их сотрудники могут получить свою версию подписи в аккредитованных центрах.

На сайте ГИС МТ при регистрации попросят указать электронную почту, контактный телефон и сертификат УКЭП. Данные уйдут на проверку (до 48 часов). После этого станет доступен более подробный процесс заполнения профиля.

Зарегистрировать товары и получить для них коды

Для этого есть два варианта. Функционалом они практически не отличаются, тут вопрос организации бизнес-процессов. Вот где можно регистрировать товары:

  • «Национальный каталог» (вкладка в главном меню в ГИС МТ) ;
  • сайт Ассоциации автоматической идентификации (ГС1 РУС).

Опишем механизм работы с «Нацкаталогом». Через него можно создать необходимый DataMatrix код, который нужно будет разместить на товаре или упаковке.

Сначала нужно создать описание товара. Используйте кнопку «мастер создания заказа». В целом весь алгоритм довольно логичный: система сама приводит к следующему шагу. Помните, что коды нужны на каждую единицу товара. Если вы поставляете и продаете его упаковками, можно по желанию сделать коды еще и на упаковку.

Коды действуют строго 30 календарных дней – если вы делали все сами. Если обратились к провайдеру услуг, то коды будут актуальны в течение 365 календарных дней.

Печать кодов

Кликаете на нужный вам заказ, а далее выбираете кнопку «Перейти к печати». Система предложит формат, в котором будет выведен лист с кодами. Если что-то пойдет не так (не пропечатается код или иной сбой) у вас будет еще одна попытка. Счетчик обнулится через двое суток.

Пополнение баланса

С вашего счета будут списываться деньги за каждый выданный код. Проверить баланс и поступления можно во вкладке «Мои счета».

Ввод товара в оборот

Когда коды готовы, нужно внести в систему сведения об обороте товаров. Делается это в личном кабинете. Система также предложит указать, из какой страны поступил товар: из России (произведен у нас), либо был импортирован.

Отметим, что подавать информацию о товарах в ГИС МТ можно не только через систему. Если вы ведете таблицу в форматах cms или xml, либо у вас есть стороннее приложение с API, то в системе доступна загрузка сведений и из таких источников.

это интересно
Обязательная маркировка товаров
Подробности процедуры и виды маркировок
Подробнее

Рекомендации эксперта по маркировке одежды

Своими рекомендациями о маркировке одежды поделился бизнес-юрист, генеральный директор «Группа-А» Георгий Габолаев.

«Маркировка одежды – это обязательный процесс, который затрагивает как производителей, так и тех, кто перепродает одежду, включая импортную продукцию, например, из Китая. Важно понимать, что маркировка касается не только новых товаров, но и тех, которые импортируются или повторно продаются на территории России. В целом к маркировке стоит относится не как к очередному обязательству. Это способ повысить доверие к вашему бренду.

Если сами не готовы разбираться в нюансах, можно обратиться к подрядчикам. Сегодня  в России работают множество компаний, которые оказывают помощь в организации маркировки. Они помогут наладить процесс и обеспечить его соответствие требованиям законодательства. Стоимость таких услуг варьируется в зависимости от объема и сложности работы. Цена начинается от 50 тыс. рублей за консультацию и внедрение.

Вручную проводить маркировку довольно долго. Поэтому используйте автоматизацию. Интегрируйте систему маркировки одежду с другими бизнес-процессами. Это снизит риск ошибки и ускорит работу компании. Всегда будьте готовы к проверкам. Убедитесь, что в компании есть вся необходимая документация, а сотрудники знают, как взаимодействовать с ревизорами».

Популярные вопросы и ответы

Задали Георгию Габолаеву несколько уточняющих вопросов по теме.

Какая одежда подлежит маркировке?

Маркировке подлежат практически все категории одежды, в том числе изделия из натуральных и синтетических материалов, верхняя одежда, белье, костюмы, платья, брюки и другие предметы гардероба. Исключение составляют некоторые виды продукции, такие как специализированная одежда для военных, спортивная одежда, производимая в рамках государственных контрактов, и другие категории, регулируемые отдельными нормативными актами.

Зачем нужна маркировка одежды?

Она позволяет обеспечивать прозрачность поставок, защиту потребителей от подделок и контроль за легальностью товара на рынке. Код «Честный знак» помогает в борьбе с незаконным оборотом продукции и контрафактом, а также позволяет защитить добросовестных производителей и продавцов.

Какие коды ТНВЭД попадают под маркировку одежды?

Это различные категории текстильных изделий и готовой одежды. К примеру, коды 6101-6117 (трикотажные изделия), 6201-6217 (верхняя одежда), 6401-6405 (обувь). Полный перечень кодов ТНВЭД можно найти в распоряжениях правительства РФ N792-р, N1973-р,  ППРФ №1956 (в разных редакциях) и ППРФ №1956 (разные редакции). Периодически выходят новые нормативные акты, которые дополняют или уточняют коды.

Какую одежду можно продавать без маркировки?

Без маркировки можно продавать одежду, произведенную для государственных нужд. Например, для военных и правоохранительных органов. А также одежду, которая произведена до введения обязательной маркировки и на это есть документальное подтверждение. Исключение могут составлять определенные виды специализированной и уникальной одежды («ремесленной», которая сделана руками мастера в ограниченном числе экземпляров). Список исключений есть в распоряжении ПРФ № 2402.

Какая детская одежда подлежит маркировке?

Маркировка «Честным знаком» предусматривает наличие кода на всех видах детской одежды: начиная от белья и заканчивая верхней одеждой.

Как выглядит маркировка Честный знак на одежде?

Это DataMatrix-код (визуально напоминает QR без крупных квадратиков по краям), который можно отсканировать фирменным приложением системы и посмотреть историю вещи.
  1. https://taxcom.ru/markirovka/markirovka-legkoj-promyshlennosti/doc/Rasporyazhenie_792.pdf
  2. https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/upload/%D0%9F%D0%9F%D0%A0%201899%20%D0%BE%D1%82%2013.11.23%D0%B3.pdf
  3.  https://markirovka.ru/upload/883.pdf 
КП КП Финансы
Реклама О проекте