10 лучших систем управленческого учета на предприятии в 2024 году

Во время масштабирования бизнеса предприниматели сталкиваются с проблемой нехватки автоматизации: значительная часть рабочего времени уходит на регистрацию операций и подготовку отчетов. Расскажем, какие системы учета могут помочь автоматизировать процесс управления и освободить время для других бизнес-задач.

Лучшие системы управленческого учета на предприятии. Фото: shutterstock.com
Екатерина Виденина Директор по внедрению YCLIENTS  Инна Филатова Автор КП

Не нужно инвестировать огромные суммы в разработку индивидуальной системы управленческого учета, существуют готовые решения, которые прекрасно подходят для малых и средних предприятий. Современные сервисы управленческого учета автоматически генерируют отчеты и графики, стоит лишь ввести информацию о денежных потоках, поступлениях и отгрузках. Рассмотрим десять популярных сервисов, которые помогут наладить контроль за бизнесом.

Что такое управленческий учет 

Управленческий учет – это система сбора, обработки и анализа информации, которая используется внутри организации для принятия управленческих решений. В отличие от финансового учета, нацеленного на внешние отчеты для инвесторов, налоговых органов и других заинтересованных сторон, управленческий учет ориентирован на внутреннее использование, что позволяет руководству отслеживать эффективность работы предприятия и оптимизировать бизнес-процессы.

Основная задача управленческого учета заключается в том, чтобы обеспечить руководителя и владельцев компании исчерпывающей информацией, необходимой для принятия обоснованных решений и улучшения управленческих процессов.

Основные функции управленческого учета включают:

  • сбор  и обработка финансовых и операционных данных, таких как затраты, доходы, объемы продаж и производственные процессы, выявление тенденций и оценка эффективности деятельности компании;
  • оптимизация затрат;
  • контроль кассовых разрывов;
  • планирование и прогнозирование;
  • расчет себестоимости и управление товарными запасами;
  • контроль и оценка выполнения показателей;
  • предоставление аналитической информации для принятия стратегических и оперативных решений, таких как запуск новых продуктов, оптимизация цен или сокращение издержек.

В управленческом учете объекты – это те элементы, которые необходимо учитывать, анализировать, планировать и контролировать. 

В первую очередь внимание уделяется наиболее значимым факторам, влияющим на прибыль и безопасность бизнеса. К таким объектам относятся:

  • доходы и расходы – ключевые показатели финансовой деятельности;
  • активы – сюда входят наличные деньги, дебиторская задолженность, инвестиции, запасы и другие виды имущества;
  • обязательства – это кредиторская задолженность и другие долги;
  • источники финансирования – собственный капитал, прибыль, а также привлеченные средства, например, займы и кредиты;
  • финансовые результаты – расчет прибыли или убытков, включая все факторы, влияющие на них;
  • центры финансовой ответственности – к ним можно отнести, например, отделы закупок.

Управленческий учет условно делится на два типа: текущий и стратегический. Текущий учет фокусируется на ближайших событиях, в то время как стратегический ориентирован на долгосрочные цели.

Управленческим учетом занимаются бухгалтеры, владельцы компаний и финансовые директора.

Начинать вести управленческий учет стоит с самого начала своей деятельности, даже в простых таблицах, главное — чтобы информация была удобной для сбора и визуализации. Если уже есть таблицы в Excel, отражающие движение денежных средств, прибыль и баланс, это основа для краткосрочного принятия решений. Для долговременной стратегии стоит рассмотреть автоматизированные ИТ-платформы. Они упрощают процесс ввода и обработки данных, а также генерацию типовых отчетов.

Все они работают по схожему принципу: предприниматель загружает данные, и программа на основе этих сведений генерирует отчеты. Наиболее заметные различия заключаются в том, какие именно данные может обработать сервис, какие отчеты он способен предоставить, а также в подходе к управленческому учету, который используют разработчики.

Рейтинг топ-10 лучших систем управленческого учета 

Разберем топ-10 лучших систем управленческого учета, которые представлены на российском рынке. 

Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

«БитФинанс»

«БитФинанс»
«БитФинанс»

Система управленческого учета на базе 1С, которая помогает оптимизировать рутинные задачи – от согласования заявок до формирования финансовых отчетов и планирования деятельности. Программа не включает услуги аутсорсинга финансового директора. Для внедрения можно привлечь специализированного консультанта за отдельную плату.

Программа интегрируется с популярными бухгалтерскими системами и предоставляет инструменты для формирования отчетности по международным стандартам МСФО. 

Предлагает гибкие настройки для формирования платежных календарей, управления лимитами и автоматизации финансовых операций, таких как заявки на расходы и оплаты. Это делает ее полезным инструментом для компаний, стремящихся к эффективному управлению своими финансами. Внедрение системы «БИТ.ФИНАНС/Управленческий Учет» занимает от месяца.

Характеристики 

Стоимость настройки и внедрения«БИТ.Финанс Стандарт» – 50 тыс. рублей;

«БИТ.Финанс ПРОФ» – 150 тыс. рублей;

«БИТ.ФИНАНС/Управленческий Учет» – 350 тыс. рублей.
Функционалформирование бюджета движения денежных средств (БДДС), бюджета доходов и расходов (БДР), бюджета по балансовому листу (ББЛ) и операционных бюджетов;

поддержание многосценарного планирования и анализ фактических данных, контроль лимитов бюджета и исполнение заявок прямо со смартфона;

возможность параллельного ведения различных видов учета, устранение взаимозависимых операций (ВГО) и консолидация отчетности.
Бесплатный доступесть демо версия
Мобильное приложениеесть

Плюсы и минусы

+ широкий круг аналитических данных, интеграции с 1С, поддержка международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), есть оповещения и уведомления через Telegram-бота.
— нет пробного периода, бессрочная лицензия и ее приобретение не гарантирует обновления программы: для этого необходимо оплачивать абонентское обслуживание, стоимость которого составляет минимум 18,6 тыс. рублей в год.

«Финансист»

«Финансист»
«Финансист»

Сервис представляет собой платформу для финансового планирования, управленческого учета и визуализации данных. Он предлагает возможность создания финансовых моделей с пошаговыми подсказками и поддерживает более 300 показателей и метрик для анализа.

Основная аудитория «Финансиста» – предприниматели, топ-менеджеры и финансовые директора из различных отраслей, включая IT, строительство и медицину. Сервис идеально подходит для компаний с выручкой от 5 до 200 млн рублей, активно использующих данные для принятия обоснованных решений.

Характеристики 

Стоимость настройки и внедренияStart при оплате за год стоит 4,9 тыс. рублей в месяц, всего – 58,8 тыс. рублей. На нем доступен только ДДС;

Business при оплате за год – 14,9 тысячи рублей в месяц, всего – 178,8 тысяч рублей. Доступны: ДДС и ОПУ;

Сorporation при оплате за год – 32,9 тыс. рублей в месяц, всего в год – 394,8 тыс. рублей.
Функционалотчет о прибылях и убытках, отчет по движению денежных средств, процесс бюджетирования, платежный календарь и отчеты по контрагентам;

казначейство и согласование платежей, отчеты по продажам, товарам и проектам, BI-аналитика, многопользовательский режим с настройкой прав доступа для различных сотрудников;

учет нефинансовых показателей KPI в управленческой отчетности, интеграция с банками, сервис поддерживает связь с несколькими юридическими лицами;

функция финансового директора на аутсорсинге предоставляет услуги по оценке бизнеса, разработке стратегий и регулярным консультациям, Telegram-бот для быстрого обращения в техподдержку.
Бесплатный доступтолько демонстрация функционала от специалиста
Мобильное приложениеесть

Плюсы и минусы

+ быстрая интеграция с 46 конфигурациями 1С, поддержка финансового аналитика в каждом тарифном плане, удобное разнесение данных, полноценное планирование по статьям затрат с возможностью отслеживания лимитов в каждой операции, функция согласования платежей, гибкие настройки отчетов.
— патентная система налогообложения не поддерживается, поэтому лучше применять УСН или ОСНО для ИП и ООО, сильно различается стоимость в зависимости от выбранного пакета, раздел «Контрагенты» может быть неинформативным, так как остатки задолженности актуальны только при наличии отдельных документов. 

«ПланФакт»

«ПланФакт»
«ПланФакт»

Универсальный онлайн-сервис для автоматизации финансового учета, популярный среди компаний с оборотом от 1 до 50 млн рублей в месяц, включая строительные фирмы, интернет-агентства и рестораны. Особенно востребован он проектными организациями.

Сервис помогает малому и среднему бизнесу управлять финансами: позволяет планировать доходы и расходы, вести учет денежных потоков и анализировать финансовые показатели в реальном времени. Инструмент автоматически интегрируется с банковскими счетами и эквайрингом, что упрощает обработку платежей. Пользователь может создавать бюджеты и получать уведомления о рисках кассовых разрывов.

Характеристики

Стоимость настройки и внедрения«Начальный» тариф при оплате за 2 года – 1,5 тысячи рублей в месяц. Доступны учет денег и ДДС. За год сразу тариф будет стоить 22,5 тыс. рублей;

«Расширенный» тариф при оплате за 2 года – 5 950 рублей в месяц. Доступны – ДДС, ОПУ и Баланс. За год сразу тариф выйдет 89,1 тыс. рублей.
Функционалосновные отчеты: ДДС, ОПУ, Баланс;платежный календарь для планирования поступлений;

интеграция с рядом банков и эквайрингом, возможность взаимодействия с 1С и маркетплейсами, учет по проектам;

анализ показателей как по всей компании, так и по отдельным юридическим лицам, разграничение прав доступа и видимости данных для сотрудников.
Бесплатный доступсемь дней бесплатного тестирования
Мобильное приложениеесть

Плюсы и минусы

+ легко распределяются затраты по нескольким проектам одновременно, информативный дашборд, простой интерфейс и удобная навигация, поддержка через мессенджеры, бот в Telegram, мобильная версия.
— ограниченная интеграция с 1С, баланс и отчет о прибылях и убытках будут корректными только при условии ручного ввода данных, отсутствие индивидуальных показателей (например, невозможно рассчитать выручку на сотрудника или создать свои параметры), отсутствие возможности копирования правил.

«Финолог»

«Финолог»
«Финолог»

Онлайн-сервис для управленческого учета и финансового анализа, ориентированный на малый и средний бизнес. Он позволяет эффективно отслеживать финансовые показатели, автоматизирует учет денежных потоков и упрощает процесс планирования. С помощью этого инструмента предприятия могут более точно управлять доходами и расходами, снижая вероятность ошибок, связанных с ручным учетом.

С помощью интуитивного интерфейса и множества возможностей настройки «Финолог» подходит как новичкам, так и опытным пользователям. Сервис предлагает интеграцию с различными бухгалтерскими и банковскими системами, позволяя автоматизировать загрузку данных и создавать детализированные отчеты, что упрощает принятие финансовых решений.

Характеристики 

Стоимость настройки и внедрения3 990 рублей в месяц. При разовой оплате за год – 29 990 рублей;

Консультационная поддержка «Забота» – 14 990 рублей;

«Финдиректор» – 44 990 рублей.
Функционалключевые отчеты, платежный календарь, интеграция с банками, эквайрингом и с картами физических лиц для автоматизации учета поступлений;

предсказывание кассовых разрывов, оценка рентабельности и эффективности бизнеса, привязка операций прихода или расхода к разным проектам для учета рентабельности каждого из них.
Бесплатный доступсемь дней бесплатного тестирования
Мобильное приложениеесть

Плюсы и минусы

+ удобные подсказки на каждом экране, возможность расшифровки каждой суммы, возможность создания мини-CRM-системы, отдельный инструмент для разработки простой финансовой модели, функция ABC-анализа клиентов, автоматизация учета денежных операций с интеграцией в банковские системы.
— неудобные отчеты, заявленная функция расчета складских остатков и учета продаж не работает, количество доступных показателей крайне ограничено, система не предоставляет дашборд.

это интересно
CRM-системы для фитнес-студий
Рассказываем о лучших платформах
Подробнее

«Финтабло»

«Финтабло»
«Финтабло»

Сервис от компании «Нескучные финансы», предлагающий аутсорсинг финансового учета и готовые решения для различных отраслей. Хорошо подходит для тех, кто хочет глубже разобраться в управленческом учете, благодаря детальным инструкциям и возможности автоматизировать многие процессы.

Сервис оснащен необходимыми инструментами для управленческого учета, с пошаговой настройкой и обучающими видео. Услуги финдиректора можно заказать у разработчика.

Характеристики 

Стоимость настройки и внедрения«Денежный поток» – 2 390 рублей в месяц при оплате за два года. На нем доступен только ДДС. Если оплатить за год, то – 38 280 рублей;

«Баланс» – 11 990 рублей в месяц при оплате за два года. Доступны: ДДС, ОПУ и Баланс. Если оплатить за год, то – 191 880 рублей.
Функционалосновные отчеты включают: движение денежных средств (ДДС), отчет о прибыли и убытках (ОПУ) и баланс;

отображение аномалии в других отчетах, платежный календарь – удобная система уведомлений о кассовых разрывах и сроках операций;

интеграция с крупными банками и эквайрингами, автоматическая загрузка данных по платежам и поступлениям, доступна интеграция с 1С, но только для версий с 2015 года и выше;

возможность создания бюджетов, а также учет заработной платы и налогов, товарный учет и анализ прибыльности проектов также обеспечиваются
Бесплатный доступсемь дней бесплатного тестирования
Мобильное приложениенет

Плюсы и минусы

+ удобные подсказки, функция автосверки, автоматический расчет амортизации и процента по кредиту, автоматическое отражение операций в отчете о прибылях и убытках на момент их оплаты, сервис предоставляет информацию о себестоимости сделок и способен рассчитывать рентабельность.
— предлагает единую методологию ведения управленческого учета, что в основном подходит для малого и среднего бизнеса, однако не всем компаниям она может быть полезна, отсутствует автоматическая интеграция фактических данных, нельзя скопировать уже существующее правило, нет приложения.

Corplan

Corplan
Corplan

Современное решение для управления корпоративной производительностью, которое значительно упрощает процессы финансового планирования, анализа и отчетности. Платформа предлагает широкий спектр инструментов, включая бюджетирование, управление персоналом, анализ цепочек поставок и маркетинговые стратегии.

С помощью Corplan компания может эффективно автоматизировать рабочие процессы и интегрировать данные из различных источников, что позволит принимать обоснованные решения на основе фактических данных. 

Характеристики 

Стоимость настройки и внедрения«Старт» для троих пользователей по 8 тыс. рублей;

«Стандарт» для пятерых пользователей по 12 тыс. рублей;

«Стандарт» для семерых пользователей по 15 тыс. рублей.
Функционалинтеграция данных из различных источников, таких как системы учета, управления запасами, управления продажами и других операционных систем предприятия;

возможность создавать детализированные бюджеты, прогнозы и планы развития, используя финансовые и операционные данные организации;

возможность отслеживания ключевых показателей эффективности, выявления тенденции и отклонения, а также быстрого реагирования на изменения внешних условий;

возможность индивидуальной настройки и адаптации платформы под конкретные задачи и процессы своей компании.
Бесплатный доступдемонстрация функционала от специалиста, есть тестовый доступ по согласованию со специалистами
Мобильное приложениенет

Плюсы и минусы

+ удобный и интуитивно понятный интерфейс, подходит для компаний малого и среднего бизнеса, включает в себя прогнозы по кассовому разрыву и денежному потоку. возможность создания индивидуализированных моделей для планирования, отчетности и анализа, отвечающих конкретным требованиям бизнеса, готовые шаблоны и инструменты.
— нет обычного пробного периода, поддержка работает только в рабочее время.

«Аспро.Финансы»

«Аспро.Финансы»
«Аспро.Финансы»

Онлайн-платформа, разработанная для финансового анализа и управления средствами в бизнесе. Помогает компаниям эффективно контролировать свои денежные потоки, составлять бюджеты, анализировать финансовые данные и принимать обоснованные управленческие решения. 

Интуитивно понятный интерфейс сервиса предлагает разнообразные функции, включая учет наличных, планирование своих выплат и поступлений, а также анализ рентабельности проектов. «Аспро.Финансы» ориентирован на потребности малого и среднего бизнеса, гарантируя надежность и безопасность хранения всех данных.

Характеристики 

Стоимость настройки и внедрения«Компания» для одной фирмы – 1 790 рублей в месяц при оплате сразу за два года. В функционал входит ДДС.

«Группа компаний» для двух фирм – 3 190 рублей в месяц при оплате сразу за два года. В функционал входит ДДС, ОПУ.

«Бизнес+» для неограниченного количества компаний – 5 990 рублей в месяц при оплате сразу за два года.
Функционалосновные отчеты: движение денежных средств, прибыль и убытки;

бюджетирование и платежный календарь, создание расходов через QR-код, дашборды с актуальными графиками, автораспределение платежей;

импорт выписок из банков, интеграция с банками, база знаний.
Бесплатный доступбесплатная демонстрация функционала от специалиста, 14 дней бесплатного доступа
Мобильное приложениенет

Плюсы и минусы

+ поддерживает мультивалютные операции и позволяет настраивать категории для удобства учета, система предлагает инструменты для анализа как расходов, так и доходов, а также позволяет прогнозировать кассовые разрывы, настройка и использование платформы просты и не требуют специальных технических знаний.
— клиенты в отзывах просят больше функциональности, чтобы можно было собирать свою систему с определенным инструментарием.

Adesk

Adesk
Adesk

Онлайн-сервис для финансовой аналитики, специально созданный для бизнеса. Он помогает компаниям эффективно управлять финансовыми потоками, анализировать основные показатели и принимать обоснованные решения на основе актуальных данных. Этот инструмент особенно полезен для малого и среднего бизнеса, которому необходимо автоматизировать и оптимизировать финансовый учет.

Adesk предлагает интуитивно понятный интерфейс и широкий набор функций, включая интеграцию с банковскими счетами и бухгалтерскими системами, что позволяет собирать все данные в одном месте.

Характеристики 

Стоимость настройки и внедрения«Эконом» – 990 рублей в месяц при оплате за год (ДДС);

«Бизнес» – 2 990 рублей в месяц при оплате за год (ДДС, ОПУ);

«Первый» – 3 990 рублей в месяц при оплате за год (ДДС, ОПУ, Баланс).
Функционалсистема включает учет по проектам и оценку рентабельности, а также управление задолженностями как по дебиторской, так и по кредиторской счетам. Есть балансовый отчет, а также управление остатков на складе и учет товарных запасов;

аналитика по расходам, бюджетирование и план-факт анализ, с гибкой настройкой периодов бюджетирования;

платежный календарь и согласование платежей, интеграция со всеми популярными банками для бизнеса, а также с банковскими картами физических лиц.
Бесплатный доступбесплатная демонстрация функционала от специалиста, 14 дней бесплатного доступа
Мобильное приложениеесть

Плюсы и минусы

+ автоматизация финансового учета с возможностью интеграции данных из банков, интуитивно понятный интерфейс и доступ к аналитическим данным в режиме реального времени, программа доступна как на стационарных компьютерах, так и через мобильные приложения.
— бывают задержки в работе вне зависимости от скорости интернета, некоторые клиенты просят внедрить автоматический перенос плановых неисполненных операций на текущую дату, поскольку их тяжело искать.

«Куб24»

«Куб24»
«Куб24»

Онлайн-сервис, предназначенный для бизнеса с оборотом от 2 до 300 млн рублей в месяц. Основными пользователями являются оптовые и розничные продавцы, селлеры маркетплейсов и проектные организации.

Платформа обеспечивает аналитическую отчетность по запасам, позволяет отслеживать остатки на складах и анализирует маржинальность сделок. Сервис проводит АВС-анализ и расчет неснижаемого остатка. Предлагает услуги специалистов для ведения учета и анализа, стоимость которых варьируется, в зависимости от выручки компании.

Характеристики

Стоимость настройки и внедрения«ФинДиректор» – 2 тыс. рублей в месяц или 24 тыс. рублей в год при оплате за 12 месяцев
Функционалформирует отчеты о движении денежных средств (ДДС), операционном профите (ОПУ) и балансе. Отчеты создаются по различным параметрам, включая кошельки и проекты;

интеграция с 1С корректирует данные по банковским выпискам, платформа поддерживает интеграцию с основными банками, эквайрингом и системами CRM.
Бесплатный доступ14 дней
Мобильное приложениеесть

Плюсы и минусы

+ интерфейс платформы разработан с учетом удобства пользователя, что позволяет быстро настроить систему, поддержка мультивалютного учета и возможность формирования консолидированных отчетов, система отчетности предлагает широкие возможности для настройки аналитики, в соответствии с индивидуальными требованиями бизнеса, круглосуточная техподдержка.
— короткий период бесплатного доступа.

Planior

Planior
Planior

Онлайн-платформа для бюджетирования и управленческого учета, специально разработанная для бизнеса. Этот сервис позволяет эффективно планировать бюджет, организовывать управленческий учет, получать финансовые отчеты и анализировать ключевые показатели деятельности компании.

В комплекте идут готовые шаблоны бюджетов, включающие более 195 типовых статей, которые можно легко адаптировать под уникальные нужды вашей организации.

Характеристики

Стоимость настройки и внедрения«Базовый» – 260 рублей в месяц;

«Оптимальный» – 760 рублей в месяц (БДР и БДДС, учет кассовым методом);

«Корпоративный» – 1350 рублей в месяц (БДР, БДДС, Баланс, учет кассовым методом).
Функционалдашборд с наглядными графиками по 37 финансовым показателям, создание Бюджета доходов и расходов (БДР), Бюджета движения денежных средств (БДДС) и Баланса, а также вспомогательных бюджетов;

удобная функция загрузки операций из банковских выписок, файлов Excel и реестров из таких систем, как «Яндекс.Касса» и «Робокасса», в формате CSV,
 
интеграция с крупными банками, планирование доходов и расходов по статьям бюджета, анализ плана в сравнении с фактическими данными, а также прогностика выполнения бюджета с учетом различных предположений и сценариев «что-если», поддержка учета как кассовым методом, так и методом начисления.
Бесплатный доступбесплатная демонстрация функционала от специалиста, 14 дней бесплатного доступа
Мобильное приложениенет

Плюсы и минусы

+ платформа предоставляет возможность вести учет в 30 различных валютах с конвертацией по курсу ЦБ, а также автоматически рассчитывает курсовые разницы, можно консолидировать бюджеты различных юридических лиц, исключая при этом внутригрупповые операции, поддерживает многопользовательский доступ, позволяя настраивать права для каждого сотрудника.
— нет приложения, мало подсказок для новичков, но есть демо, которые можно посмотреть на сайте.

Как выбрать систему управленческого учета 

Рассмотрим основные шаги, которые компания должна пройти на пути к автоматизации учета.

Определение потребностей бизнеса

Перед тем как начать выбор системы, важно четко сформулировать, какие функции будут необходимы, учесть, какие именно данные хотите отслеживать. Например, такие как: прибыль, расходы, запасы товаров, расчет и выплата зарплаты сотрудникам и другие. 

Учитывать размер и сложность бизнеса

Малый бизнес может использовать простые решения, которые обеспечивают базовый учет, в то время как для крупных организаций требуются более комплексные системы, способные интегрироваться с другими платформами и обеспечивать рост компании.

Для небольшого бизнеса производительность системы не так критична. В случае с большими предприятиями, которые обрабатывают миллионы транзакций, производительность становится ключевым фактором. Отчетность должна формироваться очень быстро — желательно за 10-20 секунд, но не более минуты.

Разобраться в функционале нескольких систем 

Перед тем как выбрать управленческую систему учета, рекомендуется обратиться к менеджерам для получения информации о возможности протестировать программное обеспечение или воспользоваться бесплатными периодами работы.

Ключевые функциональные возможности:

  • Формирование отчетов. Система должна поддерживать создание отчетов о прибылях и убытках, баланса и отчета о движении денежных средств, обеспечивая возможность связывать эти данные между собой.
  • Гибкость настройки. Важно, чтобы владелец бизнеса или ответственный сотрудник сам мог настроить уровень детализации и расшифровки отчетов – например, по различным направлениям бизнеса или видам продуктов.
  • Оперативность анализа. В современном бизнесе необходимость в ежедневном анализе данных становится критически важной. В идеале, система должна автоматически синхронизировать данные учета. При внесении изменений в первичку система должна корректно обновлять информацию, сохраняя при этом историю изменений для анализа в будущем.
  • Интеграция с внешними системами. Программа должна легко взаимодействовать с другими приложениями, банками и сторонним ПО. Система учета должна легко интегрироваться с первичными источниками данных. Ручной ввод информации трудоемок и связан с множеством рисков, включая ошибки, возможное искажение информации и изменения данных с обратной стороны.
  • Планирование и прогнозирование. Управленческий учет не только отражает текущую ситуацию, но и помогает предсказать дальнейшие события. Должны быть предусмотрены возможности для составления финансовых прогнозов и долгосрочных планов.
  • Удобство интерфейса. Интерфейс программы должен быть интуитивно понятным, чтобы избежать ошибок и повысить эффективность работы. 

Крайне важно, чтобы система управленческого учета поддерживала работу с внутригрупповыми операциями, особенно если речь идет о группе компаний с финансовыми потоками между юридическими лицами. 

И, разумеется, должна быть возможность углубиться в каждую цифру и проверить первичные документы, на основе которых они сформированы. Это критично, так как без этих данных бизнес рискует видеть только результаты, не понимая их происхождения.

Простота настройки

Любой проект по автоматизации требует значительных доработок в течение полугода или даже дольше после запуска. Связано это с тем, что в бизнесе постоянно происходят изменения: появляются новые подразделения, меняются правила учета, структура счета и прочее. Поэтому важно уделить внимание гибкости системы. Она должна позволять вносить изменения самостоятельно, без необходимости постоянно  обращаться к разработчикам.

Поддержка и обучение

При выборе подходящего сервиса учтите, что важным аспектом являются техническая поддержка и обучение пользователей. Это особенно критично, если нет опыта работы с подобными системами, так как правильное понимание функционала существенно упростит процесс внедрения.

Подумайте о том, кто будет взаимодействовать с отчетами. Если компания работает с новым программным обеспечением, стоит протестировать его в течение нескольких дней или даже недель. Не стесняйтесь задавать разработчикам все интересующие вопросы, чтобы избежать недоразумений и упущенных моментов.

Цены и модели подписки

Сравните стоимость разных систем. Некоторые из них могут представлять собой разовую покупку на несколько лет, другие требуют подписки. Убедитесь, что модель ценообразования соответствует вашему бюджету и ожиданиям.

Отзывы и репутация

Изучите отзывы пользователей о системе. Это даст представление о реальных проблемах и преимуществах, с которыми сталкиваются другие компании.

Будьте открыты к изменениям

В процессе работы может возникнуть необходимость в доработках или изменениях. Открытое отношение к обратной связи может помочь оптимизировать систему под свои нужды.

это интересно
Виртуальные АТС
Составили список самых полезных систем для бизнеса
Подробнее

Отзыв эксперта о системах управленческого учета

Своим мнение о современных системах управленческого учета на предприятии поделилась Екатерина Виденина, директор по внедрению YCLIENTS.

«Любой управленец или владелец бизнеса сталкивается с множеством обязательных, зачастую рутинных задач, таких как планирование бюджета, учет складских остатков, расчет и выплата зарплат сотрудникам. Эти процессы требуют значительных затрат времени и сил, поскольку все данные нужно собрать, оцифровать и обработать с помощью различных сервисов. При оценке затрат в разрезе дня, недели и месяца становится понятно, что автоматизация позволяет сократить подобную рутину и реализовать все задачи в одном месте. Появляется время для развития и масштабирования бизнеса.

Выбирая систему, важно учитывать потребности бизнеса. Сначала следует определить, какие задачи нужно решить, а затем подобрать систему с необходимыми возможностями и интеграциями, к примеру, проведение онлайн-платежей, создание программ лояльности или выплата зарплат сотрудникам. Кроме того, если бизнес уже использует часть этих сервисов, это поможет сэкономить – комплексное решение часто выгоднее, чем оплата каждого сервиса по отдельности.

На этапе внедрения системы важно решать не только текущие задачи, но и думать о будущем, поскольку бизнес должен непрерывно развиваться и адаптироваться к новым условиям. Процесс внедрения может потребовать времени и внимания, но после его завершения и освоения системы, бизнес-процессы станут более контролируемыми, прозрачными и централизованными».

Популярные вопросы и ответы 

Разобрали популярные вопросы на тему управленческого учета, которые чаще всего возникают у компаний.

Как сэкономить на покупке и внедрении системы управленческого учета?

Сэкономить на покупке и внедрении системы управленческого учета можно различными способами. Вот несколько рекомендаций:

1. Исследуйте рынок и сравните различные программы. Обратите внимание на функциональность, стоимость лицензий и дополнительные расходы, такие как поддержка и обновления.
2. Протестируйте заинтересовавшие программы в бесплатный период. 
3. Четко идентифицируйте, какие функции системы критически важны для бизнеса, и избегайте переплаты за ненужные возможности.
4. Выбирайте системы, которые позволяют добавлять модули по мере необходимости, что даст возможность использовать только те функции, которые нужны.
5. Инвестируйте в подготовку внутренних специалистов, которые смогут обучить остальных сотрудников, вместо того чтобы нанимать внешних консультантов.
6. Не бойтесь вести переговоры о скидках, особенно если планируете заключить долгосрочный контракт. Некоторые поставщики предлагают выгодные условия для крупных клиентов.
7. Убедитесь, что бизнес-процессы оптимизированы перед внедрением новой системы. Это поможет снизить необходимость в усовершенствованных функциях и, следовательно, сократить расходы на внедрение.
8. Используйте интеграции с существующими системами, чтобы избежать дублирования функций и интуитивно связать данные.

Для чего нужны системы управленческого учета?

Выбор системы или подхода зависит от размеров бизнеса, специфики отрасли, бюджета и опыта сотрудников. Они нужны бизнесу, чтобы максимально облегчить учет и освободить время руководителя и сотрудников для других задач. Сервисы нужны для: 

1. Централизация данных. В них автоматически собираются ключевые финансовые показатели, такие как выручка, прибыль, задолженности, расходы и товарные запасы, что позволяет получить ясное представление о текущем состоянии дел.
2. Комплексный анализ. Информацию из различных источников и структур, включая несколько юридических лиц, расчетных счетов и кассовых операций, а также десятка источников поступлений и расходов можно собрать сразу в одном месте. 
3. Быстрая доступность данных. С помощью сервисов управленческого учета информация становится доступна мгновенно, не нужно ждать, пока ее кто-то соберет и обработает, что значительно упрощает процесс принятия решений.
4. Прогнозирование и анализ. Современные платформы способны предсказывать кассовый разрыв, проводить план-фактный анализ и контролировать выполнение плановых показателей. С их помощью можно легко получить аналитику по различным направлениям и проектам. Например, с помощью сервиса можно отслеживать отклонения в отчетах о движении денежных средств.

Какие есть альтернативы системам, программам, сервисам управленческого учета?

Альтернативы системам, программам и сервисам управленческого учета являются традиционные таблицы, такие как Excel, специализированные программы, например 1С:Бухгалтерия, облачные сервисы, локальные решения для специфических отраслей, аналитические платформы и собственные разработки, а также консультационные и аутсорсинговые услуги.
КП КП Финансы
Реклама О проекте