Правозащитники, как и другие специалисты, чья деятельность связана с ежедневным решением большого количества задач, нуждаются в автоматизированных программах. Расскажем о лучших CRM-системах, которые подойдут для использования в юридической компании и станут незаменимыми помощниками в работе.
Записать клиента на консультацию, успеть на судебное заседание, подготовить документы, запланировать встречу с коллегами — стоит только подобрать подходящий сервис, и все это станет в разы проще. Раньше юристы были вынуждены использовать универсальные программы и подстраивать их под специфику своей работы. На сегодня многие операторы дополняют сервисы недостающими модулями, а некоторые и вовсе готовы предложить отдельный узкопрофильный продукт. О тех и о других расскажем в статье более подробно. Составили рейтинг лучших CRM-систем для юридической компании в 2024 году.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Программа разработана исключительно для использования в юридической компании или адвокатской конторе. Система проста и не перегружена лишними настройками и функциями, а значит, не отнимет много времени на изучение. Программа многопользовательская, но у каждого специалиста есть личный кабинет со списком текущих задач и своей клиентской базой. Все здесь устроено таким образом, чтобы использовать как можно меньше других ресурсов и обходиться без посторонней помощи менеджеров по продажам или секретарей. Юрист сам может записать клиента на удобное для него время, сформировать договор на оказание услуг и выставить счет на оплату.
Можно вести в CRM и судебные дела. Информация о ходе процесса, смене статуса и предстоящих заседаниях автоматически подгружается в систему. Это стало возможным благодаря интеграциям с КАД (картотека арбитражных дел) и СОЮ (система судов общей юрисдикции). Все дела хранятся в единой базе и для удобства распределены по категориям.
Функционал | Биллинг с почасовой тарификацией, синхронизация с календарями, воронки продаж, личный кабинет клиента, ведение дел, автоматическое создание документов по шаблонам, интеграции с КАД, СОЮ, ЕГРЮЛ и ФССП |
Тестовый период | 14 дней |
Демоверсия | Нет |
Мобильное приложение | Нет, но есть адаптивная версия для смартфона |
Цена | От 1,4 тыс. рублей в месяц за 1 пользователя |
Прежде чем начать обзор, отметим, что ресурсов, которые бы полностью покрывали потребности юрфирмы и при этом предоставлялись безвозмездно, на рынке практически нет. Под бесплатными CRM-системами подразумевают полноценные платформы, на которых предусмотрен нулевой тариф. Функционал, как правило, сильно ограничен или же рассчитан на 1–2 пользователей. Отобрали из них те, что отвечают основным требованиям юристов.
Из всех бесплатных программ в этой собрано больше всего инструментов для решения повседневных задач юриста. На всех тарифах один и тот же функционал, разница лишь в количестве пользователей. Бесплатный пакет рассчитан на частного специалиста, но при этом нет никаких ограничений ни по времени использования, ни по масштабу клиентской базы.
Регистрация в системе не требует сложных манипуляций и занимает всего несколько минут. Внутри тоже все довольно просто и без излишеств. Здесь есть вкладка для создания и редактирования карточки клиента, список контактов, календарь событий, картотека заключенных договоров. При необходимости можно интегрировать CRM с сайтом юриста, тогда все входящие обращения будут автоматически загружаться в программу.
Функционал | Клиентская база, заключение договоров, шаблоны документов, интеграции с сайтами для сбора лидов, календарь событий, экспорт данных |
Тестовый период | 14 дней |
Демоверсия | Нет |
Мобильное приложение | Нет |
Цена | Платные тарифы от 17 рублей в день |
+ Неограниченный функционал на нулевом тарифе
+ Простой интерфейс
+ Разработана с учетом специфики работы юриста
+ Открытый API
+ Система ежедневно создает резервную копию базы данных
+ Интеграция с ресурсами для сбора лидов «Правовед», «100Юристов» и 9111.ru
+ Пользователи могут внести предложение по улучшению платформы
– Нет мобильного приложения и адаптивной версии для телефона
– Нет интеграций с судебными инстанциями
CRM подходит для решения различных задач и вполне может быть использована в юридической сфере. В бесплатной версии нет ограничений по количеству пользователей, вот только в клиентскую базу не получится внести более 200 контактов. Да и места на диске для полноценной работы явно маловато (200 Мб), а потому размахнуться дальше юридического кабинета или небольшой адвокатской конторы вряд ли получится.
Но тем не менее с теми задачами, для которых собственно и предназначена хорошая CRM, эта система вполне справляется. В карточке клиента находится вся история взаимодействия с юристом, а обмен документами происходит с помощью встроенной системы ЭДО. Также можно упорядочить информацию и создать несколько картотек текущих дел. Персональные данные доверителей надежно защищены от взлома и утечки.
Функционал | Клиентская база, заключение договоров, ЭДО, контроль за сотрудниками, статистика, запись переговоров |
Тестовый период | 30 дней |
Демоверсия | Нет |
Мобильное приложение | Есть |
Цена | Платные тарифы от 2 990 рублей в месяц |
+ Бесплатная версия не ограничена по времени
+ Открытый API
+ Можно настроить интеграцию со своим сайтом
+ Есть мобильное приложение
+ Для платных версий длительный пробный период
+ Есть «коробочная» версия
– Ограниченное число контактов
– Нет биллинга
У разработчика в арсенале несколько отраслевых решений, в том числе и для юридической сферы. Бесплатная версия сильно ограничена, и больше 100 клиентов в базу занести нельзя, но частному специалисту этого может быть достаточно. В программу встроен ЭДО, есть готовые бланки и шаблоны документов юридической направленности, можно настроить уведомления доверителю о предстоящей встрече. Если специалист работает с помощником или кабинет рассчитан на нескольких юристов, программа распределит входящие заявки на свободных сотрудников.
Сразу же после регистрации пользователя подключают к полной версии CRM, и 2 недели весь функционал будет доступен бесплатно. Далее часть инструментов «отпадет», но программа продолжит работать. При необходимости тариф можно продлить и перейти на платную версию.
Функционал | Клиентская база, заключение договоров, шаблоны документов, ЭДО, автораспределение заявок, настройка уведомлений |
Тестовый период | 14 дней |
Демоверсия | Нет |
Мобильное приложение | Нет, но есть адаптивная версия для смартфона |
Цена | Платные тарифы от 690 рублей в месяц за одного пользователя |
+ Шаблоны документов можно редактировать
+ Нет ограничений по количеству пользователей
+ Простая регистрация
+ Можно пользоваться с телефона
– Бесплатная версия не предполагает техподдержку и помощь в настройке программы
Удобное приложение для онлайн-записи и планирования юридических консультаций. Здесь есть синхронизация с календарем, а потому, наметив наперед то или иное событие, не придется каждый раз «нырять» в систему. Бесплатная версия рассчитана на 30 записей в месяц, но при этом клиентов может быть сколько угодно.
Есть интеграция с Telegram, что значительно облегчает взаимодействие с доверителями. CRM хоть и является универсальной, для юристов здесь предусмотрен специальный модуль с доступом к базе статей и материалов юридической направленности. Кроме того, в отличие от многих бесплатных ресурсов, здесь предусмотрено мобильное приложение для сотрудников и клиентов.
Функционал | Клиентская база, конструктор сайта, интеграция с Telegram, онлайн-запись, рассылка уведомлений, приложения, синхронизация с календарем |
Тестовый период | 14 дней |
Демоверсия | Нет |
Мобильное приложение | Есть |
Цена | Платные тарифы от 789 рублей в месяц |
+ Есть мобильные приложения
+ Синхронизация с календарем
+ Интеграция с Telegram
+ Нет ограничений по количеству пользователей и клиентов
+ API
– В бесплатной версии нет модуля для приема оплаты
– Нет ЭДО
– Нет биллинга
Еще одна универсальная платформа, где можно выбрать готовое решение для отдельно взятой отрасли. Есть предложение и для юридических компаний. Программа сохраняет всю историю взаимодействия с доверителем. Даже если клиента возьмет другой юрист, он быстро сможет вникнуть в суть проблемы.
Также на бесплатном тарифе предусмотрен конструктор документов, есть интеграции со всеми популярными мессенджерами и открыт доступ к базе знаний. Заполняя карточку доверителя, юрист может добавить поля для внесения специфической информации. Например, указать тип клиента или вставить ссылку на аналогичную судебную практику.
Функционал | Клиентская база, заключение договоров, конструктор документов, настройка уведомлений, интеграция с мессенджерами, персональные и групповые чаты, календарь, воронка продаж |
Тестовый период | 14 дней |
Демоверсия | Нет, но можно записаться на онлайн-презентацию |
Мобильное приложение | Есть |
Цена | Платные тарифы от 2 090 рублей в месяц |
+ Простой интерфейс
+ Неограниченное количество пользователей
+ Есть приложения
– На бесплатном тарифе нет доступа к API
– Ограничение по количеству контактов (до 1 тысячи)
Программ, которые разрабатывались специально для правовой сферы, на рынке не так и много. Как и в случае с бесплатными CRM, операторы делают упор на универсальность. Подобрали решения, которые лучше всего подойдут для юридической компании.
Классическая CRM-система для учета входящих запросов и онлайн-записи. Для юристов она интересна прежде всего тем, что благодаря открытому API систему можно адаптировать под нужды компании и подключить практически любой сервис, связанный с судопроизводством (КАД, СОЮ).
Если фирма располагает собственным сайтом, то CRM будет «подтягивать» заявки непосредственно с него. Также программа позволяет сегментировать клиентов по разным критериям. Например, по сложности дела или типу запроса. Руководителям юридических компаний доступен аналитический модуль. Здесь можно отслеживать статистику по сотрудникам и анализировать эффективность каждого из них.
Функционал | Клиентская база, автосоздание договоров и счетов, настройка уведомлений, интеграция с мессенджерами, персональные и групповые чаты, календарь, воронка продаж, отчеты и статистика |
Тестовый период | 14 дней |
Демоверсия | Нет |
Мобильное приложение | Есть |
Цена | От 599 рублей в месяц за 1 пользователя |
+ API
+ Есть мобильное приложение
+ Удобная запись
+ Синхронизация с Google-календарем
– Интеграции с судебными инстанциями нужно настраивать самому
– Далеко не все, что есть в десктопной версии, реализовано в приложении
Это как раз тот случай, когда программа создана для юридических компаний. Сам оператор больше 10 лет специализируется на разработке IT-решений для правовой сферы. Продукт поставляется с уже готовыми интеграциями с базами данных судов и ГАС (государственная автоматизированная система) «Правосудие». Информация с этих инстанций напрямую загружаются в CRM, а юристу поступают уведомления о ключевых событиях: смена статуса дела, входящие иски, даты заседаний и так далее.
Кроме того, к CRM подключен биллинг. Система ведет учет времени, потраченного на работу с клиентом, и автоматически выставляет счет на оплату. Также предусмотрено и мобильные приложение. Отсюда можно назначать сотрудникам задачи, просматривать документы и вести переписку с клиентами и коллегами.
Функционал | Клиентская база, биллинг, настройка уведомлений, шаблоны документов, календарь, отчеты и статистика, интеграции с судебными инстанциями, контроль за сотрудниками, аналитика |
Тестовый период | По запросу |
Демоверсия | Нет, но можно записаться на демонстрацию программы |
Мобильное приложение | Есть |
Цена | По запросу |
+ Закрывает все потребности юрфирмы
+ Простая в использовании
+ Биллинг учета отработанного времени
+ Интеграции с судебными сервисами
– Цена только по запросу
Еще один узкопрофильный продукт для юридических компаний и адвокатских контор. Система позволяет вести онлайн-запись, просматривать историю взаимодействия клиента со специалистом, распределять контакты по категориям, осуществлять выборку по заданным параметрам и многое другое.
Программу можно синхронизировать с картотекой арбитражных дел и, не выходя за пределы платформы, просматривать информацию о судебных процессах. Юристу достаточно в соответствующее поле ввести номер дела, и программа выдаст его статус и даты ближайших заседаний. Также можно настроить автообновления, и ежедневно в CRM будет загружаться новая информация по текущему процессу.
Функционал | Клиентская база, биллинг, настройка уведомлений, шаблоны документов, календарь, статистика, интеграции с судебными инстанциями, контроль за сотрудниками, аналитика |
Тестовый период | 30 дней |
Демоверсия | Есть |
Мобильное приложение | Есть |
Цена | От 1 650 рублей в месяц за 1 пользователя |
+ Есть локальная версия
+ Мобильное приложение
+ Встроенный биллинг для учета отработанного времени
+ Удобный календарь
+ Длительный тестовый период
– Интеграция с 1С:Бухгалтерия платная
– Синхронизация с картотекой арбитражных дел подключается отдельным модулем, цена зависит от количества рассматриваемых дел
Полноценной CRM-системой платформу назвать сложно, потому как те задачи, которые возлагают на классическую программу учета, она выполняет лишь отчасти. Здесь нельзя организовать онлайн-запись, нет истории взаимодействия с клиентом, да и о повышении продаж юридических услуг тоже речи не идет. Но как персональный помощник юриста — она незаменима.
Интеграции с судебными базами данных позволяют быстро просматривать информацию о текущем деле, а удобный календарь подсвечивает даты и время предстоящих заседаний. Руководителю компании доступен раздел аналитики и отчетов. Здесь можно изучить статистику судебных дел как в общем, так и по каждому сотруднику отдельно.
Функционал | Настройка уведомлений, шаблоны документов, календарь, отчеты и статистика, интеграции с судебными инстанциями, контроль за сотрудниками, аналитика |
Тестовый период | 7 дней |
Демоверсия | Нет, но можно записаться на презентацию |
Мобильное приложение | Нет |
Цена | От 195 тыс. рублей в год за 5 пользователей |
+ Есть интеграции с 1С и судебными системами
+ Календарь юриста
– Нет мобильного приложения
– Нет онлайн-записи на консультацию
– Нет биллинга
Эта платформа не имеет модуля для ведения клиентской базы, что в значительной степени отличает ее от полноценной CRM-системы. Но тем не менее здесь есть все необходимое, чтобы ежедневные текущие задачи юридической компании решать стало в разы проще. Настроены интеграции с судебными инстанциями, установлена биллинговая система, в отдельной папке хранятся шаблоны документов, можно формировать отчеты и просматривать статистику по каждому сотруднику.
Одна из интересных особенностей — портал для клиентов. Юрист предоставляет своему доверителю ссылку для допуска в систему, а тот в любое время может зайти в программу и увидеть, как ведется работа над его делом. Здесь же происходит и обмен документами.
Функционал | Настройка уведомлений, шаблоны документов, календарь, отчеты и статистика, интеграции с судебными инстанциями, контроль за сотрудниками, аналитика, биллинг |
Тестовый период | Нет |
Демоверсия | Нет, но можно запросить временный доступ к системе |
Мобильное приложение | Есть |
Цена | От 66 тыс. рублей в год за 1 лицензию |
+ Удобная картотека дел
+ Интеграции
+ Доступ для клиентов
– Нет онлайн-записи клиентов
– Мобильное приложение только для iOS
На рынке достаточно много предложений как профильных, так и универсальных. Но далеко не каждая CRM-система подойдет для использования в юридической компании. Расскажем, каким требованиям должна отвечать хорошая программа.
Когда речь о такой узкой направленности, как юриспруденция, важно, чтобы система могла закрыть хотя бы часть ежедневных забот. Здесь должны быть инструменты для сбора и хранения клиентских данных, календарь предстоящих событий, планировщик задач, модуль для анализа и просмотра статистики.
Работники юридической фирмы не должны тратить слишком много времени на изучение нюансов и особенностей программы. Чтобы понять, насколько система удобна в эксплуатации, воспользуйтесь тестовым периодом. Если, на ваш взгляд, все находится на своем месте, вы легко ориентируетесь, и в целом сложностей в использовании у вас не возникает, можно остановиться на этом варианте.
Для юриста важно, чтобы вся нужная информация была под рукой. Интеграции позволяют не «прыгать» из одной программы в другую, а использовать для сбора данных единый ресурс. Синхронизация с базами КАД, СОЮ, ФССП, ФНС, ГАС и другими позволит загружать данные о текущем процессе, просматривать статусы дел и быть в курсе ближайших заседаний.
Хорошая программа должна не просто помогать справляться с текущими задачами, но и быть связующим звеном между юристом и доверителем. Удобно, когда сообщение на мессенджер клиенту можно направить непосредственно из его карточки в системе. В некоторых платформах реализована возможность предоставления частичного доступа в систему. Тогда доверитель может удаленно наблюдать, как продвигается работа над решением его проблемы, подгрузить недостающие документы или задать вопрос по текущему делу.
В CRM обязательно должен быть модуль для сбора статистики. Так руководителю будет проще контролировать работу персонала и при необходимости принимать те или иные управленческие решения. В системе должно быть видно, какое количество дел ведут штатные юристы и на какой стадии находится процесс.
В CRM юридической компании содержится много конфиденциальной информации, утечка которой недопустима. На этапе переговоров уточните у оператора, какие он предпринимает меры для защиты данных, как часто создаются резервные копии, можно ли ограничить доступ определенному кругу лиц.
Своим мнением о цифровых решениях для юристов поделился Турпал Алиев, директор по развитию Hopper IT.
«CRM-системы широко используются в юридических компаниях, так как делают процессы управления клиентами и делами значительно проще и понятнее. С помощью таких систем юристы могут отслеживать статус судебных дел (включая даты заседаний и текущие этапы процесса), автоматически получать напоминания по срокам арбитражного процесса, чтобы избежать пропуска важных мероприятий, удобно работать с документами, используя шаблоны и электронную подпись, сохранять всю информацию о деле и клиентах в одном месте для быстрой доступности. Эти функции помогают оптимизировать работу и сократить рутинные задачи.
CRM-системы для юридических компаний адаптированы под специфику юридической деятельности:
Эти функции делают юридические CRM-системы особенно востребованными. В будущем они могут стать еще более эффективными и востребованными благодаря добавлению функций глубокой автоматизации аналитики (анализ судебной практики и прогнозирование исхода дел), расширенной интеграции с порталом Госуслуг (более тесное взаимодействие с судебными базами данных), искусственному интеллекту для автоматической обработки данных и предоставления рекомендаций».
Попросили Турпала Алиева осветить еще несколько важных моментов в работе CRM-систем для юристов.