Можно заполнять «экселевские» таблицы, по старинке вести клиентскую базу от руки и собирать карточки на каждого клиента. Но в разы эффективнее лучшие CRM-системы для отдела продаж, которые ликвидируют хаос в подразделении, помогут бизнесу зарабатывать больше и автоматизируют процессы в компании.
Талантливый босс, мотивированные продажники и лучшая CRM-система — о таком комбо мечтает каждый бизнес. Как найти крутого руководителя и собрать команду, которая самоотверженно будет приносить в компанию многомиллионную прибыль, мы вам не расскажем. Зато поговорим о третьем пункте — «сиэрэмках», которые удобны и руководителю, и подчиненным.
Лучшие CRM-системы для отдела продаж автоматизируют бизнес-процессы, обладают инструментарием для аналитики, интегрируются с вашим сайтом, электронными почтовыми ящиками, мессенджерами. Их структура и функционал сделаны так, что они буквально подталкивают сотрудника довести сделку до конца и закрыть задачу с поступлением средств клиента на счета вашей фирмы.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
CRM с мощной системой кастомизации, то есть гибкой настройкой и адаптацией под ваши задачи. У компании есть свой магазин приложений по аналогии с популярными AppStore и Google Play. Большинство приложений в этом магазине бесплатные, но есть и платные опции. Есть довольно занятные находки. Например, решение, которое автоматически склоняет по падежам имя клиента во всех документах, отчетах и письмах. Или сервис, который интегрируется с опросами в Telegram для интервьюирования клиента.
С CRM для отдела продаж ПланФикс можно вести учет услуг (выставлять счета, закрывать акты, готовить отчеты), управлять сделками от и до, принимать и обрабатывать заявки из разных источников.
Интеграций очень много: поддерживает большинство популярных почтовых клиентов, мессенджеров, сервисы отправки SMS, облачные хранилища. Программа умеет анализировать процент конверсии и вырабатывать план работы с отказами.
Тарифы | БесплатныйПрофессионалБизнесКорпорация |
Цена | от 0 ₽ |
Бесплатная версия | есть, до пяти сотрудников |
Тестовый период | 14 дней |
Развертывание | облачное, есть мобильное приложение |
+ Гибкая настройка CRM (вплоть до выбора фирменного оформления в цветах вашей компании) благодаря модульной системе. Большое число интеграций с разными каналами общения и прочими бизнес-сервисами.
— Из-за большого функционала требует более длительного обучения продажников работе с этой CRM. Когда развертываешь продукт впервые — он сырой и пустой, это идеология компании, чтобы каждый мог гибко настроить ее под себя, но не все могут самостоятельно и быстро внедрить продукт, приходится оплачивать работу подрядчиков, которые займутся внедрением.
По названию можно подумать, что эта система помогает в автоматизации бизнеса «на земле», в магазинах, но на деле она заточена под интернет-торговлю. Построена таким образом, чтобы отделу продаж было максимально комфортно собирать заявки со всех мессенджеров и соцсетей, работать с ними в одном окне.
То есть программа и складские остатки проверит, и доставку поможет назначить, и менеджера подтолкнет, что надо бы довести сделку до логического результата. Есть система триггеров — напоминаний для клиентов и сотрудников о следующем шаге сделки.
Неплохой функционал для сегментирования накопленного «клиентского хаоса»: чтобы разбить покупателей по сегментам и задать автоматические правила для повторных продаж.
Тарифы | • Бесплатный • Профессиональный |
Цена | от 0 ₽ |
Бесплатная версия | есть, на одного пользователя |
Тестовый период | 14 дней |
Развертывание | облачное или на ПК |
+ Интуитивно понятный интерфейс, что значительно облегчает обучение новых сотрудников. На один аккаунт можно подключить несколько онлайн-магазинов — удобно для тех, кто «дробит» свой бизнес на нишевые предложения.
-Высокая цена за каждого пользователя, также нужно доплачивать за возможность делать почтовые, SMS-рассылки и другие инструменты. Нет отдельной вкладки для обработки лидов (потенциальных новых клиентов).
Компания делает ставку на безопасность клиентской базы. Из CRM нельзя просто по одному клику выгрузить все контакты и сделки. Эта опция доступна только администраторам. На каждого клиента заводится отдельная история коммуникаций. В карточке собрана история диалогов, счета, записи звонков.
Есть система виртуальных канбан-досок: на них можно перетаскивать карточки текущих сделок из одного модуля в другой. Это служит для наглядных целей отделу продаж, чтобы они видели, сколько у них еще заявок в работе.
Детальная система отчетов показывает, сколько сделок открыто и как долго их не могут довести до конца менеджеры. Компания уверяет, что на внедрение системы в ваш бизнес уйдет две недели.
Тарифы | • Совместная работаCRM: • ЛайтCRM: • Клиенты и продажи +CRM: • Бизнес |
Цена | от 389 ₽ за 1 сотрудника в месяц |
Бесплатная версия | нет |
Тестовый период | 14 дней |
Развертывание | в облаке или на ПК |
+ Частые обновления, внедрение и доработка функционала. Возможность присвоить сотрудникам разные роли для разного уровня доступа к интерфейсу и функционалу. Скидка 40% при оплате тарифа на 2 года вперед.
— Сложный интерфейс требует длительного обучение команды и внедрения. Нет выставления счетов по расписанию.
Самая раскрученная CRM в России, практически синоним таких систем. Ее преимущество в том, что она может быть как самодостаточным продуктом, так и интегрироваться, «обтачиваться» и внедряться под конкретный бизнес. У программы яркий и современный интерфейс. Доступна подробная история каждой сделки. Можно интегрировать с телефонией.
Большой потенциал для автоматизации продаж: раздача заданий менеджерам, формирование счетов на оплату, выгрузка отчетов и возможность настраивать SMS-рассылки. Система умеет выстраивать бизнес-процессы по вашим сценариям. Вы задаете путь покупателя от одной стадии к другой, все это оформляется в сценарий, на выходе получаете табличку с понятным бизнес-процессом. Можно подключить складской учет, готовить коммерческие предложения и типовые документы компании.
Тарифы | • Бесплатный • Базовый • Стандартный • Профессиональный |
Цена | от 0 ₽ |
Бесплатная версия | есть, с ограниченным функционалом |
Тестовый период | 15 дней |
Развертывание | облачное, на ПК, в мобильном приложении |
+ Автоматизация продаж, которая помогает выстраивать бизнес-процессы. Информативные отчеты по продажам и составление планов.
— Есть жалобы пользователей, что после выхода очередного обновления начинаются сбои сервисов. Предлагает сразу же много функций пользователю, которые нагружают систему и внимание человека, но могут быть не востребованы в вашем бизнесе, при этом убрать их нельзя.
Одно из преимуществ этой CRM — обилие разных полей, в которые продажник может занести информацию о клиенте или компании, с которой работает. А после всю клиентскую базу можно сегментировать по разным тегам, чтобы провести аналитику. Или тут же накинуть на определенный сегмент клиентов рекламную кампанию в соцсетях.
К примеру, часть сделок у вас повисла, клиент в статусе «купил бы, будь цена чуть ниже». Сегментируете таких в одно целое и даете на них таргет в соцсетях с предложением скидки.
Есть встроенный чат-агрегатор, куда менеджерами стекаются сообщения со всех каналов продаж. Эта CRM также помогает руководителю контролировать и планировать работу каждого сотрудника.
Есть функционал автоматизированной воронки — когда, например, по итогам какого-то этапа сделки клиенту автоматически приходит сообщение, менеджеру назначается новая задача, в календарь вносится следующий этап сделки.
Тарифы | • Единый |
Цена | 750 ₽ за каждого пользователя в месяц |
Бесплатная версия | нет |
Тестовый период | 14 дней |
Развертывание | облачное, есть мобильное приложение, есть локальная версия для развертывания на ПК |
+ Сразу доступен весь функционал CRM без необходимости докупать отдельные опции. Богатый инструментарий для сегментации клиентской базы.
— Свой функционал разнесли на два мобильных приложения и оба нужны в работе. Есть жалобы на периодические (но с завидным постоянством!) технические сбои на серверах компании, из-за чего CRM тормозит.
Линейка CRM под разные масштабы бизнеса: от небольших компаний до корпораций. Особенно удобно тем, кто в организации рабочего процесса задействует другие продукты отечественной корпорации 1C, вроде складского учета, бухгалтерии, кадрового дела и т. д. На CRM можно подключить много дополнений за дополнительную плату, которые называются «приложениями».
Например, для руководителя — систему распределения лидов, а менеджеру — умных помощников, которые сопровождают, напоминают и подсказывают алгоритм на разных этапах сделки. Управление процессом продаж происходит с подключением проектов, заказов поставщиков, склада, оплат, производства, если это необходимо.
Тарифы | • 1С:CRM Стартовый • 1С:CRM Проф • 1С:CRM Корп • 1С:CRM УТиВсК Проф • 1С:CRM УТиВсК Корп |
Цена | от 0 ₽ |
Бесплатная версия | есть |
Тестовый период | 30 дней |
Развертывание | облачное, на ПК |
+ Строит наглядные таблицы историй взаимоотношения с покупателем. Возможность прогнозирования сделок по потенциальному доходу, эффективности и скорости.
— Слабо подходит под малый бизнес, так как требует настройки и интеграции специалистов по 1C. Сложная в освоении, требует обучения персонала.
Сервис вырос из небольшого набора инструментов для записи клиентов сферы услуг в неплохую платформу для автоматизации и помощи отделу продаж. Главные пользователи этой CRM — малый бизнес: индустрии красоты, гостеприимства, розничные магазины, спорткомплексы и фитнес-центры, кружки, секции, заведения досуга.
В первую очередь CRM удобна тем, у кого относительно неплохо выстроена система привлечения клиентов на сайт. Руководителю будет интересно изучить источники привлечения покупателей в системе аналитики. Программа позволяет вести расчет зарплат и снижать отток клиентов за счет программ лояльности. Интегрируется с телефонией и онлайн-кассами. Заявленный срок внедрения — пять дней.
Тарифы | • 2 года • 1 год • 6 месяцев • 3 месяца |
Цена | от 771 ₽ в месяц |
Бесплатная версия | нет |
Тестовый период | 7 дней |
Развертывание | облачное, есть мобильное приложение |
+ Лучшая система для онлайн-записи и общения с клиентами через виджеты и другие виртуальные каналы продаж. Создана для бизнеса в сфере услуг.
— Много жалоб на техподдержку, которая по словам клиентов, не спешит решать технические проблемы. Дает только скудные отчеты о финансовых показателях бизнеса.
Разработчики сделали ставку на упрощение и интерфейса и функционала, чтобы добиться быстродействия системы, а также минимизировать временные и финансовые затраты на обучение отдела продаж использованию программы.
Одна из лучших CRM на рынке устроена так, что в воронку продаж попадают заявки со всех каналов. И все перед глазами менеджеров, чтобы они ничего не упустили. Есть интеграция с почтовыми ящиками, IP-телефонией. В программу встроен свой мессенджер для корпоративного общения.
В воронку продаж можно подключить разные инструменты таргета и «утепления» клиентов — вроде рассылок, рекламы в соцсетях. Отслеживает, кто из клиентов давно не совершал заказ и предлагает менеджеру выйти с ним на новую сделку.
Тарифы | • Базовый • Расширенный • Профессиональный |
Цена | от 499 ₽ в месяц за 1 пользователя |
Бесплатная версия | нет |
Тестовый период | 14 дней |
Развертывание | облачное, есть мобильное приложение |
+ Отличный пользовательский интерфейс, взаимодействуя с которым можно быстро обучить ваш отдел продаж. Цифровая воронка продаж, которая помогает настроить таргетированную рекламу на клиента, которого нужно «дожать».
— Ограниченный функционал мобильного приложения. Очень много жалоб не медлительность техподдержки.
Экспериментальная CRM-система, которая ставит во главу угла маркетинг, то есть, отслеживание эффективности различных рекламных кампаний и конвертация их в продажи. В остальном — все как и подобает лучшим образцам CRM: история переписки с клиентами, интеграция с телефонией, мессенджерами и т. д.
Но интересна система прежде всего своим инструментарием. Он дробится на три набора, каждый из которых платный: «МультиТрекинг», «МультиЧат» и «Сквозная аналитика». Перечислим интересные возможности.
Так, «МультиТрекинг» Показывает, с какой рекламы, сайта, страницы и ключевого слова перешел клиент. «МультиЧат» собирает заявки с форм на сайте, ведет единый журнал. Есть интересные фичи, вроде автоматизированной расшифровки диалога продажника с клиентом и подробнейшей системы сквозной аналитики.
Тарифы | • Пакет S • Пакет M • Пакет L |
Цена | от 1000 ₽ в месяц |
Бесплатная версия | нет |
Тестовый период | • МультиТрекинг – 5 дней • МультиЧат – 7 дней • Сквозная аналитика – нет |
Развертывание | облачное |
+ Сервис для работы с лидами, которые предоставляет колоссальный набор инструментов, большинства из которых нет у конкурентов. Из системы можно выгрузить определенный сегмент клиентов, чтобы перенести эти данные в таргетинг.
— Набор инструментов больше полезен для отдела маркетинга, нежели для всего отдела продаж. Непосредственно классическая CRM-составляющая в части ведения сделки, воронки продаж — скудная.
Сервис идеально впишется в любой бизнес. В одной CRM собраны: клиентская база, управление персоналом, бухгалтерский и складской учет, сквозная аналитика, встроенные коммуникации и многое другое. Для онлайн-продаж предусмотрен модуль управления сайтом. Пользователю предоставляется бесплатный домен, темы для оформления, формы обратной связи и инструменты для создания интернет-магазина.
Тарификация не подразумевают оплату каждого рабочего места отдельно. Лицензию на CRM предоставляют на всю организацию без учета количества пользователей. Это позволяет без особого ущерба для бюджета внедрять систему в бизнес любого масштаба. А с некоторых пор ограничения по численности сотрудников сняты и с бесплатного тарифа.
Тарифы | • Free • Профи • VIP |
Цена | от 0 ₽ |
Бесплатная версия | есть |
Тестовый период | 30 дней |
Развертывание | облачное, на ПК, есть мобильное приложение |
+ Большой тестовый период, что редкость для подобных систем. Пользователи отмечают качественную и «терпеливую» техподдержку. Простой интерфейс с большим количеством функций.
— Многие клиенты жалуются на навязчивую рекламу и спам со стороны разработчика. Временами система «подтормаживает».
Система прекрасно сочетает в себе управление продажами и контроль над финансами. Удобное меню позволяет быстро переключаться между модулями, отслеживать задачи, просматривать аналитику, контролировать работу над проектами и настраивать уведомления. Например, из окна сделки можно открыть карточку контрагента, перейти к контактам, внести корректировки и вернуться обратно, не теряя траектории.
Кроме десктопной версии, разработчики потрудились и над созданием мобильного приложения. Управлять бизнесом со смартфона так же удобно, как и с компьютера. Здесь нет ничего лишнего, программа удобна и проста в освоении. Обе версии синхронизированы и в автоматическом режиме сохраняют каждое действие. Если пользователю внезапно нужно прерваться, при следующем посещении система «подсветит» последнее редактирование.
Тарифы | • 1 год • 6 месяцев • 3 месяца |
Цена | от 799 ₽ за 1 пользователя в месяц |
Бесплатная версия | нет |
Тестовый период | 7 дней |
Развертывание | облачное, есть мобильное приложение |
+ Одно из основных преимуществ – удачное сочетание управленческого и финансового учета. А потому нет необходимости устанавливать отдельное ПО.
— Система «заточена» в основном на малый и средний бизнес. Также клиенты отмечают не очень удобную воронку продаж и частые сбои в работе сервиса.
Однозначных правил выбора CRM-системы не существует: функции, которые жизненно необходимы одной компании, бесполезны для другой. Однако есть базовые критерии, на которые надо обращать внимание в любом случае.
Большинство продуктов сейчас облачные. То есть, работают на серверах компании-поставщика. Доступ к ним из любой точки земного шара, лишь бы работал интернет. Минус в том, что в случае, если у компании случится технический сбой, на время восстановительных работ сайт не будет активен. Логичным продолжением облачных решений является мобильное приложение. В нем чаще всего слегка ограниченный функционал полной CRM, только внешний вид заточен для работы с мобильных устройств.
Другое дело — коробочные решения или их еще называют «коробки». Вы покупаете готовое ПО, которое устанавливается на сервер компании и на компьютеры менеджеров. Такая программа не требует подключения к интернету. И, по сути, она навсегда ваша. То есть, вы платите один раз, но серьезную сумму. Минус «коробок» — отсутствие обновлений. Если в будущем разработчик CRM выпустит новые дополнения, то чтобы они появились в вашем отделе, нужно будет заплатить.
Представим, что вы используете почту Gmail. А CRM «дружит» только с Outlook. Но переходить на новые почтовые адреса не всегда удобно. Это значит, что нужно выбирать такую систему, которая сразу поддерживает цифровую инфраструктуру вашего бизнеса. Лидеры рынка постоянно развиваются и добавляют возможность интеграции различных мессенджеров, операторов IP-телефонии и других задействованных в продажах модулей.
Важен даже не столько внешний вид, а какой набор информации они могут хранить. Сколько свободных полей предлагает система? Можно ли дополнять профиль покупателя ссылкой на его соцсети, историей переписки, интеграцией с программой лояльности? Если это актуально в вашем деле — выбирайте CRM-систему с таким набором опций.
Хорошая система стимулирует продавцов работать. Главным образом, регулярными напоминаниями. Позвонить этому клиенту, получить обратную связь от другого, сделать 10 холодных звонков и т.д. Лучшие программы можно настроить так, чтобы они сами мотивировали менеджеров работать больше и качественнее.
Выбирайте CRM для отдела продаж не по текущим потребностям, а на перспективу. Например, в подразделении может увеличиться количество менеджеров. Важно держать это в уме, если тариф CRM зависит от числа пользователей.
Или в будущем вы захотите освоить новый канал продаж, и потребуются дополнительные функции системы. Например, займетесь email-рассылками или сделаете ставку на таргетированную рекламу в соцсетях.
Если не предусмотреть нужный функционал заранее, в будущем придется искать дополнительные сервисы и интегрировать их в действующую CRM. А интеграция не всегда возможна, и не всегда стоит дешево.
Мы попросили руководителя проектов IT-компании «Вебфлай» Константина Рыбченко прояснить ряд вопросов, которые помогут в выборе лучше CRM.