Начинающие предприниматели на определенном этапе развития своего дела оказываются в тупике: табличек Excel и журналов учета уже не хватает для работы с клиентами, либо эти инструменты и вовсе не эффективны с самого начала. Единственный выход для малого бизнеса – хорошая CRM-система, которая позволит упорядочить взаимодействие с заказчиками
Сейчас на отечественном рынке ПО целая россыпь CRM-систем. С одной стороны — это здоровая конкуренция, ведь не только IT-гиганты выпускают свои продукты. Есть «сиэрэмки» от небольших компаний-энтузиастов, которые, может быть, более чутко понимают нужды малого бизнеса. Но разнообразие предложений означает еще и муки выбора для пользователя. А когда ты индивидуальный предприниматель, у тебя и так забот выше головы.
В 2024 году лучшие CRM-системы для малого бизнеса это не просто структуры, которые упорядочивают рабочий хаос и способствуют продажам. Самые удачные программы автоматизируют бизнес — его маркетинговую, финансовую и прочие части. Между собой программы отличаются функционалом, инструментарием, дизайном и ценой.
СRM-система (от англ. Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами) от разработчика ООО «Сбер Бизнес Софт» — это удобная и простая для использования система, которая подходит практически для всех сфер малого и среднего бизнеса. Например, для салонов красоты, автосервисов, фотостудий, кафе, магазинов, оптовых и розничных продаж, производства, оказания услуг и т.д. Платформа предназначена для автоматизации задач по работе с клиентами, получения наглядной статистики и аналитики, на базе которой проще принимать правильные решения по управлению бизнесом.
SberCRM представлена в двух основных профилях: «Управление продажами» и «Cфера услуг». Первая призвана решать задачи управления процессами работы с клиентами для компаний, занятых в сфере производства, продаж оптовых и розничных, оказания услуг другим бизнес-клиентам. Здесь максимально реализован функционал работы с данными клиентов и партнеров, проверкой и подбором новых контрагентов, сбором всех входящих клиентских запросов из всех каналов в едином пространстве, настройке воронки продаж или других процессов по работе с клиентами, созданию необходимых шаблонных форм документов для печати или отправки по электронной почте, построению и визуализации статистики и аналитики для оценки эффективности работы всего процесса.
Второй профиль SberCRM помогает организовать работу бизнеса, занятого в сфере услуг. Например, салоны красоты, спорт и фитнес, фотостудии, квесты и игры, бытовые услуги, автосервисы, юридические услуги, ветеринарные клиники, образовательные и медицинские центры. В сервисе можно подключить виджет для онлайн-записи, настроить расписание сотрудников и распределить их по рабочим зонам, вести склад, проверять и подбирать поставщиков, автоматически рассылать индивидуальные напоминания и информацию об акциях клиентам, а также собирать отзывы.
Характеристики
Основное предназначение | управление продажами, управление проектами, аналитика, подготовка шаблонных форм и хранение документов по клиентам, подбор и проверка поставщиков и контрагентов |
Бесплатная версия | Профиль «Управление продажами» Бесплатно – до 3 пользователей одной компании Профиль «Сфера услуг» Бесплатно, без ограничений числа пользователей |
Цена | Профиль «Управление продажами» Бесплатно – до 3 пользователей одной компании далее – 110 руб. за каждого пользователя в месяц в тарифе «Профессиональный» (при оплате сразу за 12 месяцев, стоимость составит 80 руб. за каждого пользователя в месяц) Профиль «Сфера услуг» Бесплатно, без ограничений числа пользователей |
Развертывание | веб-версия в облаке и приложение для смартфонов |
+ Демократичная цена, универсальность для малого бизнеса, возможность самостоятельной настройки. Разобраться в системе помогает техподдержка, руководство пользователя, эфиры и гайды от разработчика в собственном telegram-канале
– Ограничение числа пользователей и дискового пространства для хранения данных в тарифе «Базовый» для профиля «Управление продажами»
Сайт: sbercrm.com
Для чего вам нужна CRM-система
Программа сделана с прицелом на бизнес, который оказывает услуги. Причем продуман самый широкий набор вплоть до автомастерских, йога-студий и ремонта смартфонов. Интерфейс позволяет вести клиентскую базу, контролировать бухгалтерию и назначать задачи конкретным сотрудникам.
Можно подвязать в CRM данные с онлайн-кассы. Вроде бы очевидная и нужная фича в 2022 году, но не все компании «утруждают» себя такими доработками. Продумана система для начисления зарплаты. Босс может установить «правила игры»: за какую сделку какие бонусы начисляются, а за какие действие полагается штраф.
Основное предназначение | продажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджмент сотрудников |
Бесплатная версия | есть, на первые 40 заказов |
Цена | 9$ (720 рублей) в месяц за одну точку продаж |
Развертывание | веб-версия в облаке и приложение для смартфонов |
+ Дешевле конкурентов за исчерпывающий набор функций в одном пакете. Разработана с учетом подробностей разных сфер малого бизнеса
— Цена подписки жестко привязана к курсу валют. Управление услугами общее для всех филиалов компании: есть в каком-то из подразделений не оказывают какую-то услугу, ее нельзя скрыть именно в этой точке
Огромный набор опций дизайнерам удалось упаковать в лаконичную оболочку этой CRM. Взять базовый функционал любой современной программы — управление продажами. В этой системе не только построена классическая воронка. Есть возможность работы с контрагентами, постановки задач сотрудникам, отслеживание рентабельности сделок, интеграции с почтовыми клиентами и виджетами сайтов.
С бухгалтерией тоже все в полном порядке: все, кто любит копаться в цифрах, так сказать считать деньги, будут довольны. Фиксация кассовых разрывов, календарь платежей, бюджетирование. Простое выставление счетов. Если бы добавили еще и складской учет — получился бы идеал.
Основное предназначение | продажи, финансовая аналитика, менеджмент сотрудников |
Бесплатная версия | есть, полный доступ на 14 дней |
Цена | 5988 рублей в год на каждого сотрудника при разовой оплате |
Развертывание | веб-версия в облаке и приложение для смартфонов |
+ Развернутая система финансовой аналитики компании. Интеграция с большим числом современных сервисов (IP-телефония, мессенджеры, планировщики и т.д.)
— Функционал мобильного приложения урезан по сравнению с десктопной версией. Нет интеграции с банками
Раньше эта система называлась «Класс365». Но компания сделала ребрендинг, доработала функционал и сделала интересную CRM для малого и среднего бизнеса. Ее главное преимущество в максимальной адаптации функционала под российские законы в сфере торговли (ЕГАИС, обязательная маркировка, кассы). Сильную ставку разработчики делают на развитие клиентского онлайн-магазина.
Система умеет составлять сметы, счета, принимать оплату, вести электронный документооборот. По сути, это больше чем CRM, это «экосистема»: полный набор сервисов в одном флаконе. Есть складской учет, можно настраивать дисконтную систему — зачастую этот важный аспект продаж упускают прочие игроки рынка. Для малого бизнеса есть демократичные тарифы «Касса» и «Касса+».
Основное предназначение | продажи, финансовая аналитика, складской учет |
Бесплатная версия | есть, бессрочная, но с сильно урезанным функционалом или 14 дней с полным набором функций CRM |
Цена | 425 — 5525 рублей в месяц при оплате за год (в тариф входит разное число сотрудников и доступ к дополнительным сервисам) |
Развертывание | веб-версия в облаке и приложение для смартфонов |
+ Экосистема сервисов как потенциал для роста бизнеса. Создание шаблонов для обработки заказов
— Перегруженный интерфейс — требует гибкой настройки под себя. В визуальном плане менее приятнее и удобнее, чем конкуренты
У компании есть пакетное предложение специального для малого бизнеса, особый тариф. Платишь сразу за год, но выходит дешевле, чем ежемесячное списание по подписке. В тариф входит в два раза больший лимит открытых сделок (до 1000 на аккаунт), чем в базовом плане.
Как и подобает лучшим CRM, сервис умеет аккумулировать в воронку продаж заявки из почты, с виджетов сайтов, из соцсетей, чатов и телефонных звонков. Что особенно удобно для работы, это сбор переписки со всех почтовых ящиков. В систему встроен мессенджер. В теории, если не хотите внедрять новомодные Slack, Hangouts и прочие, дабы не плодить интерфейсы, можно пользоваться базовыми возможностями amoCRM.
Разработчики сделали удачный «автопилот» продаж: через систему можно отслеживать, как клиент реагирует на «подогревающие» предложения. Например, перешел ли он на ваш сайт после e-mail рассылки.
Основное предназначение | продажи |
Бесплатная версия | есть, 14 дней доступа после одобрения заявки |
Цена | 499, 999 или 1499 рублей за каждого пользователя в месяц или спецтарифы для малого бизнеса |
Развертывание | веб-версия в облаке и приложение для смартфонов |
+ Обширный функционал по настройке сделок. Сканер визиток в приложении
— Жалобы от пользователей на неторопливую работу техподдержки. Функционал мобильного приложения урезан по сравнению с обычной версией
Разработчики CRM позиционируют WireCRM как конструктор. Интерфейс приложения действительно заточен под гибкую настройку рабочего пространства. Жаль, что дизайн для 2022 года выглядит скупо. Но работает система быстро. Чтобы настроить ее, нужно зайти в фирменный магазин модулей. Он напоминает современные магазины приложений для смартфонов (AppStore и Google Play). Выбираешь нужный модуль, скачиваешь и он появляется в твоей CRM. Модули бесплатные (с учетом того, что вы и так платите за всю программу), их около сотни.
Из опций — все, что нужно лучшей CRM: детальный планировщик для сотрудников, учет клиентов, продаж и складских остатков. Есть автоматические инструменты для формирования не только счетов, но и актов, коммерческих предложений. Внутри CRM можно завести личный кабинет для клиента. Для малого бизнеса это вряд ли актуально, но возможность интересная.
Основное предназначение | продажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджмент персонала |
Бесплатная версия | есть, 14 дней доступа после одобрения заявки |
Цена | 399 рублей в месяц за каждого пользователя |
Развертывание | веб-версия в облаке, мобильное приложение |
+ Настройка под свои задачи через магазин модулей. Хорошо работает даже на слабых компьютерах
— Мобильные приложения заточены под работу с планшетами, а не обычными смартфонами. Не хватает развернутых инструкции для пользователей
CRM для малого бизнеса, который нацелен на активные и даже агрессивные продажи. Причем автоматизация тут по меркам 2022 года доведена до совершенства: сервис умеет запускать рекламу, звонить клиентам (голосовой бот) и отсеивать нецелевые заявки, чтобы персонал не тратил на них время. Есть даже «хакерская» опция: программа умеет находить номера клиентов, которые побывали на вашем сайте, но ничего не купили и ушли к конкурентам.
CRM может автоматом раздавать задачи сотрудникам (например, сделать звонок по этой заявке), сохраняет базу контактов, можно вести календарь рабочих встреч и задач, делать заметки по каждому клиенту.
Основное предназначение | продажи |
Бесплатная версия | CRM бесплатная для компании до 35 сотрудников, оплачиваются дополнительные функции — их полный набор доступен бесплатно 14 дней |
Цена | 1200 рублей в месяц за одного пользователя с доступом ко всем дополнительным опциям с определенными лимитами |
Развертывание | веб-версия в облаке |
+ Мощный инструмент для телефонных продаж. CRM полностью бесплатная
— Каждая дополнительная опция оплачивается разово, т.е. плата взимается за каждую SMS, идентификацию клиента, работу голосового бота. Есть жалобы на долгую работу техподдержки
CRM-система для тех, кто продает товары и услуги через соцсети. Среди представителей малого бизнеса таких людей немало.
По сути, это продвинутый агрегатор, объединяющий в себе современные соцсети и мессенджеры – всего их 25. Пользователь сможет отвечать на вопросы клиентов прямо в одном окне. Это удобно тем, что не нужно переключаться между разными приложениями, а ведь некоторые из них нормально работают лишь со смартфонов. Система работает по принципу конструктора, в который можно встроить лишь необходимые для вас модули соцсетей или сайтов.
Также у системы есть и более продвинутые режимы работы. Например, можно организовать воронку продаж, собирать базу клиентов и следить за продуктивностью каждого отдельного менеджера.
Основное предназначение | продажи, аналитика, соцсети |
Бесплатная версия | есть, 3 дня |
Цена | от 1 000 рублей в месяц |
Развертывание | веб-версия в облаке и приложение для смартфонов |
+ Есть приложения для iOS и Android, можно докупать нужные модули, доступ во все соцсети с одного устройства
— Некоторые клиенты жалуются на долгую загрузку переписки из соцсетей
Продвинутая система онлайн-записи, возможностей которой явно хватит и для полноценного контроля небольшого бизнеса. Разработчики отмечают, что их проект умеет вести базу клиентов, принимать заказы, проводить аналитику продаж, работать с программами лояльности и рассчитывать зарплату сотрудников. Также с помощью EasyWeek можно создать простой сайт, с описанием услуг и возможностью онлайн-записи.
Примечательно, что система не позволит клиенту выбрать специалиста, который будет в этот момент занят. Это возможно благодаря синхронизации графика работы сотрудников и алгоритма записи к мастеру. Работает CRM-система через web-интерфейс, поэтому вам не придется загружать и настраивать дополнительное ПО для компьютера. При желании можно установить программы для iOS и Android.
Основное предназначение | запись клиентов, аналитика, создание сайта |
Бесплатная версия | есть, 14 дней |
Цена | от 500 рублей в месяц за человека |
Развертывание | веб-версия в облаке и приложение для смартфонов |
+ Большой набор шаблонов заполнения карточек. Обширный функционал бесплатной версии
— Сильнее заточена на управление проектами, нежели продажи. Сотрудников, которые уже работали с классическими CRM, придется переучивать под Trello
CRM подойдет компаниям, большинство клиентов которых приходит из соцсетей. База данных довольно детальная. По ней можно отсортировать клиентов вплоть до конкретного товара, который они когда-либо приобретали у вас. На каждого покупатели устанавливаются напоминания.
Работает с главными российскими соцсетями: позволяет установить на сайт виджет, через который гость автоматически сможет писать вам из удобной соцсети.
Основное предназначение | продажи |
Бесплатная версия | нет |
Цена | 899 рублей в месяц за одного пользователя |
Развертывание | веб-версия в облаке |
+ Не требует установки и долгого обучения: по сути это виджет для браузеров, который помогает продавать. Упрощает работу менеджеров в соцсетях
— Нет воронок продаж. Исключительно под работу в соцсетях
Приложение поможет в конверсии лидов (потенциальных клиентов) из мессенджеров, соцсетей и других каналов в продажи. Идеален для сферы торговли. Есть алгоритм, который можно настроить таким образом, чтобы распределял заказы автоматом по нужным сотрудникам.
Оффлайн-заказы также вносятся в систему. После в едином окне можно работать со всей базой. Можно разработать свою программу лояльности, дабы удержать клиентов.
Интересно реализован раздел аналитики: там отображаются не просто финансовые поступления, а дробление на конкретные категории и товары, считывание конкретных продаж сотрудников, мониторинг финансовой эффективности.
Основное предназначение | продажи, финансовая аналитика |
Бесплатная версия | есть, 300 заказов в месяц с ограниченным функционалом или 14 дней доступа к полной версии |
Цена | 1500 рублей в месяц за одного пользователя |
Развертывание | веб-версия в облаке или установка на ваш сервер |
+ Удобная интеграция с сайтом и другими каналами продаж (интернет-«барахолки», соцсети). Менеджеры компании помогают интегрировать CRM под ваш бизнес
— Акцент на инструменты для интернет-магазинов, для прочих сфер подходит хуже. Требует кропотливого изучения перед началом работы
Аббревиатура CRM расшифровывается как «Customer relationship management», что с английского означает «управление взаимоотношениями с клиентами». Сервис помогает регулировать бизнес-процессы. Прежде всего в части продаж услуг и работы над проектами.
Лучшие CRM в 2022 году разработаны так, чтобы помогать компании в выстраивании долгосрочные отношения с клиентами, а менеджерам-продажникам закрывать больше успешных сделок.
Один из основополагающих аспектов в малом бизнесе. Когда каждая копейка на счету и предпринимателю за многое приходится платить из своего кармана, приходится тщательно подбирать ПО. Сейчас создатели CRM в большинстве случаев используют пакетную модель подписки, также как современные музыкальные и киносервисы.
С одной стороны, это удобно: платишь раз в месяц, частями, если это предусмотрено — можешь докупать нужные функции или убирать лишние. С другой стороны, модель подписки выгодна в первую очередь производителям. Она подсаживает фирму на свой продукт, делает зависимым от него. Компании-разработчики тоже делают деньги, а потому придумывают маркетинговые стратегии, чтобы вытащить из пользователя как можно большую сумму. Прежде всего тем самым навязыванием подключения дополнительных опций. Тут предприниматель должен держать ухо востро.
Часть CRM работают по модели, схожей с принципом баланса на телефонном счете. С баланса клиента за каждую услугу приложения, например, звонок, создание нового проекта, подключение сотрудника, со счета списывают деньги.
Перед покупкой CRM уточните, есть ли у поставщика акции и скидки. Например, при оплате от 3-6-12 месяцев и т.д.
Не всегда из рекламы CRM до конца понятно, что может система, а какого инструментария в ней не было и не появится. Тут в помощь бесплатная полная версия. При знакомстве обратите внимание на следующие аспекты:
Лучшие CRM-системы могут подбивать цифры: вести финансовую аналитику успешных сделок, поступлений, работу с бухгалтерией. Продвинутые программы помогают в начислении зарплат и выстраивания системы мотивации для сотрудников.
Сегодня даже малый бизнес для успешного функционирования вынужден использовать сразу несколько сервисов. Вести сайт, соцсети, рабочие мессенджеры, собственные приложения. Многие пользуются IP-телефонией для прозвона клиентов. Важно, чтобы CRM была адаптирована под работу с самыми популярными инструментами, которые использует ваша команда.
На вопросы читателей КП отвечает директор компании SkySoft, которая внедряет CRM-системы, Дмитрий Нор.