Сложно себе представить современный бизнес без использования специального программного обеспечения. Многие процессы уже давно автоматизированы при помощи CRM-систем. «Комсомольская правда» детально разобралась в особенностях этого ПО и составила рейтинг топ-14 лучших решений.
CRM-система – это инструмент управления отношениями между бизнесом и клиентом. Программа автоматизирует рутинные процессы, например, собирает данные о покупках отдельного человека. По сути, это элемент учета и контроля, который можно настроить под себя. Полученные данные помогут проанализировать поведение и желания клиента.
«Комсомольская правда» изучила предложения на рынке CRM-систем и составила рейтинг топ-10 лучших ПО.
Вот уже много лет система занимает первые места во всевозможных рейтингах. И у этого явления есть объективные причины. Bitrix24 обладает всем необходимым для работы над проектами, управления персоналом, создания документов и решения прочих задач. Такое обилие функций может ввести в замешательство даже самого опытного пользователя. Поэтому при регистрации программа предлагает самостоятельно выбрать необходимый функционал.
Также для более простого ориентирования в системе разработчики предусмотрели отдельное рабочее поле. В нем все отсортировано по папкам. В частности, можно найти «Задачи», «Календарь», «Живую ленту», «Чат и звонки», «Время и отчеты» и многое другое. Чтобы освоить все эти особенности, потребуется время и помощь квалифицированного специалиста. Это, пожалуй, единственный недостаток данного ПО.
К достоинствам можно причислить генератор продаж, который предназначен для повторных заявок, AI-скоринг для анализа данных исхода сделки, сквозную аналитику и чаты между сотрудниками.
Что касается стоимости, то коробочная версия на 12 лицензий обойдется приблизительно в 92 650 рублей. Стоит отметить, что sms-рассылку и телефонию необходимо оплачивать отдельно.
+ Большой выбор тарифов, обмен данными с «1С», рейтинг клиентов для более качественной проработки заявок, инструменты продаж через мессенджеры и социальные сети
— Слишком громоздкая для малого и среднего бизнеса, сложности при подключении, инструменты для управления персоналом доступны только на максимальном тарифе
Этой CRM-системе уже более 16 лет. Однако ежегодные доработки и обновления позволяют ей занимать ведущие позиции во всевозможных рейтингах. Основными особенностями данной CRM-системы являются продуманное взаимодействие с персоналом, наличие видеоконференций, сервисы документооборота, встроенная телефония, онлайн-дашборды, инструменты для контроля сотрудников и другие.
Кроме этого, CRM позволяет структурировать всю информацию, которая появляется в процессе работы. В частности, записи телефонных переговоров, переписки и финансовые сведения. Также стоит отметить, что система поставляется в двух версиях – «в коробке» и «в облаке».
Второй вариант не потребует от пользователя дополнительных ресурсов. Производители предусмотрели тестовый период сроком в 14 дней. Коробочная версия, без ведения базы клиентов, обойдется в 45 000 рублей за 10 лицензий. За более расширенный функционал, с управлением заказами и воронками продаж, придется заплатить не менее 75 000.
+ Наличие мобильного приложения, помощь при подключении от квалифицированных специалистов, API для подключения сторонних ресурсов. Есть тариф, который не имеет ограничений по количеству пользователей
— Отсутствие воронки продаж в базовых тарифах, некоторые клиенты жалуются на проблемы при установке телефонии
Еще одна CRM-система, которая может похвастаться выдержанным дизайном и высокой скоростью работы. Кроме этого, в ней отсутствует большинство лишних функций. Только необходимый минимум кнопок и страниц, а работать можно даже с планшета. Вся навигация внутри amoCRM умещается в 8 иконок. Что касается возможностей, то вся логика ПО строится вокруг повышения продаж и конверсии. Система автоматически создает сделки по заявкам через почту, сайт, телефонию и мессенджеры. Лучше всего она подойдет для b2b-бизнеса.
Также разработчики готовы предоставлять клиентам наглядные отчеты для анализа эффективности. Главным преимуществом amoCRM перед конкурентами является digital-воронка, которая позволяет автоматизировать маркетинговые процессы. Бесплатный тестовый период составляет 14 дней. Стоимость подписки для одного пользователя обойдется в 4 990 рублей в месяц. Отдельные готовые решения предусмотрены для микро-бизнеса и стартапов.
+ Простота в использовании, нет необходимости обращаться к специалистам для установки и настройки ПО, возможность настройки по индивидуальным предпочтениям, наличие мобильного приложения
— В работе часто случаются сбои, иногда пропадает синхронизация звонков, техподдержка не всегда может решить проблему
Эта CRM-система включает в себя калькулятор услуг, автоматические рассылки, финансовый и складской учет, а также подключение кассы. Также в ней предусмотрены более 100 инструментов для управления продажами и коммуникации с клиентами и свыше 15 для контроля за сотрудниками и работы с онлайн-кассой. Также производители предусмотрели конструктор отчетов и больше 200 интеграций с сервисами.
Последние помогут пользователям CRM-системы оптимизировать работу со звонками: избавят от необходимости вручную набирать номер абонента, позволят сохранять и скачивать записи разговоров, обзванивать клиентов с мобильного телефона, во время разговора фиксировать информацию о клиенте, анализировать статистику по входящим, исходящим, принятым и пропущенным вызовам. Тестовый период составляет 7 дней. Стоимость подписки от 1200 рублей в месяц за трех пользователей.
+ Широкий функционал, возможность настройки «под себя», аккуратный дизайн, интуитивно понятный интерфейс
— Отличие функционала в мобильной и десктопной версиях, много дополнительных трат в процессе внедрения, нет помесячной оплаты
Система идеально подойдет для продаж, складского учета и производства. В ней предусмотрено более 100 дополнительных модулей. В частности, касса, отпуска, закупки, KPI, акты сверки и другие. Помимо этого, производители разработали несколько уровней настроек, с помощью которых можно предоставлять индивидуальный или групповой доступ к определенным областям системы. Это обеспечит повышенную безопасность для важных данных, к примеру, клиентской базы.
Адаптивная верстка позволяет использовать РосБизнесСофт на большинстве мобильных устройств. Также в системе установлено более 40 различных типов отчетов. Они позволят тщательно проанализировать динамику продаж, движение товаров, задолженности и прочие показатели. Однако самым интересным расширением можно назвать модуль, который позволяет планировать и проводить маркетинговые кампании. Тестовый период длится 14 дней. В зависимости от рода деятельности и масштабов бизнеса, оператор предлагает на выбор 3 вида лицензирования. Аренда системы «в облаке» обойдется пользователям минимум в 550 р./месяц, локальный продукт «в коробке» – 67 023 р. единоразово, подписка на год – 33 511 р.
+ Наличие коллтрекинга, мобильное приложение, система работает по принципу конструктора
— Малое число интеграций, посредственный дизайн
Популярность этой CRM-системе обеспечивают высокая скорость работы и широкий набор инструментов. Изюминкой программы можно назвать автоматический прием заявок с разных площадок и последующим их распределением между сотрудниками. Кроме этого, разработчики предусмотрели опцию комплектации товаров и сортировку последних по торговым точкам. Интересно, что отслеживать передвижение продукции можно в реальном времени. Такая CRM-система станет просто незаменимой на складе или в небольшой логистической компании. Она с легкостью обработает огромное число заявок из разных источников и предоставит детальный отчет по каждой из них.
По словам оператора системы, RetailCRM создавалась для интернет-магазинов, обрабатывающих от 300 до 50 000 заказов в месяц. Отдельно отметим, что при внедрении системы не потребуется помощь специалиста, так как вся необходимая информация есть в технической документации. Обучение можно пройти в онлайн-режиме. Также разработчики выпустили ряд ознакомительных видеороликов на YouTube, которые помогут сориентироваться в функционале ПО.
+ Есть возможность подключения платных модулей, удобная система продаж через мессенджеры, интеграция с маркетплейсами, наличие инструментов для круговых продаж
— Узкий функционал, необходимо доплачивать за каждого дополнительного пользователя, который не предусмотрен в базовом пакете
Продукт отечественной компании 1Т. В облачную CRM интегрированы разные модули для управления фирмой. Например, блок автоматизации продаж, менеджмент бухгалтерии и персонала, взаимодействие с клиентами, ведение проектов и сквозная аналитика бизнеса – инструмент, который помогает подсчитать, сколько денег приносит каждый канал продаж. По сути, это набор для большой корпорации. Но задействовать его может малый и средний бизнес за счет политики компании: платишь не за рабочие места, а за саму CRM на безлимитное число устройств.
Данная CRM-система считается одной из лучших на рынке. Кроме стандартных функций, сервис предоставляет настраиваемый мини веб-сайт, который можно подключить к своему домену. А для тех, у кого уже есть собственная страничка в интернете, CRM предоставляет расширенный функционал для увеличения числа лидов. Наиболее эффективно данное ПО покажет себя в салонах красоты, медицинских центрах, автосервисах, массажных кабинетах, банях и т. д.
Также разработчики выпустили специальное приложение на iOS и Android. Кроме этого, в систему внедряют инструменты для расчета зарплаты сотрудников — фиксированная ЗП или % от сделки, а также функционал для контроля товарооборота и учета расходных материалов. Есть бесплатный тариф с ограниченным набором опций. Пробный период использования составляет 30 дней. Минимальная стоимость на подписку – 2 990 рублей в месяц. Локальная версия – 34 990 рублей единоразово.
+ Оперативное реагирование службы технической поддержки, скорость работы системы, неограниченное количество пользователей, мобильные приложения на разных платформах
— Отсутствие воронок продаж и цепочек по работе с лидами
Универсальная CRM-система от российского оператора. В ней четыре основных направления: контроль цикла продаж, хранение файлов, бухгалтерия и аналитика работы предприятия. В целом, комплекс программ устроен по типу конструктора, в который допавляют необходимые модули.
С FreshOffice вы сможете выстроить воронку продаж с подробным описанием каждого шага. При этом на любое действие разрешено настроить уведомление. Поэтому начальник сможет без труда отследить, почему и когда компания потеряла потенциального клиента.
В этой CRM-системе есть и продвинутый модуль работы с социальными сетями и сайтами. Кроме базовых функций, вроде загрузки новой информации, он отслеживает, откуда именно пришел клиент. Благодаря этой опции, можно сократить расходы на неэффективные каналы маркетинга.
Подойдет FreshOffice и компаниям, в которых используют email-рассылки. В месяц можно бесплатно отправлять до 5 тысяч писем. У программы есть только один тариф – 750 рублей в месяц. Для тестирования сервиса разработчик предоставляет 14 дней бесплатного доступа. Есть и локальная версия системы – Mono CRM. Обойдется такой продукт в 12 500 рублей за каждого пользователя. В поставку входит два мобильных приложения, web-интерфейс с подпиской на 1 год, техподдержка 24/7.
+ Можно подключать модули, приятный интерфейс, уведомления на каждое действие в системе
— Не всегда хорошо работает встроенная телефония
Комплексная CRM-система, включенная в реестр отечественного ПО. Это значит, что такая программа подойдет для участия в закупках государственных организаций.
В остальном, Первая форма – хороший набор инструментов для управления коллективами любых размеров. Интерфейс программы можно настраивать отдельно под каждого пользователя. Это не даст сотруднику случайно или нарочно изменить ключевые настройки.
Программа позволяет создавать задачи, добавлять к ним ответственных лиц и просматривать важную информацию (документы, адреса и телефоны). Рабочие чаты и видеосовещания можно организовать прямо внутри CRM-системы – все благодаря подключаемому модулю конференций.
Ежемесячная подписка на Первую форму в облаке обойдется в 850 рублей. Минимальный срок подключения – 12 месяцев. После этого платить можно за каждый квартал. При необходимости разработчики настроят систему за вас. Бессрочное размещение на сервере заказчика – от 7 500 рублей единоразово.
+ Приятный интерфейс, много функций для всех сфер бизнеса
— Подписку необходимо оплачивать сразу на год, новичкам придется покупать разом 15 лицензий
Полноценная система управления бизнесом. Кроме неплохой CRM, есть масса дополнительных опций: корпоративный портал с чатом, канбан-доски и возможность внедрить электронный документооборот в компании. Интересный модуль «Идеи»: эдакий агрегатор рационализаторских предложений сотрудников. С таким набором можно отказаться от сторонних решений и перевести всю компанию на один продукт. Правда, за каждую опцию нужно платить. Впрочем, для тех, кто берет сразу весь пакет, цена ниже, чем за отдельный продукт.
Можно активировать бесплатный пробный недельный доступ на всю фирму. Есть как коробочная, так и облачная версия. В CRM есть автоматическое формирование списка задач персонала. Довольно большой набор возможностей в личном аккаунте каждого сотрудника. От просмотра воронки продаж до опции прогнозирования сделок, базы счетов и поступлений, каталога товаров и услуг.
+ Модульная система: берешь у разработчиков тот набор приложений, который нужен бизнесу. Помогает внедрить электронный документооборот (СЭД)
— Цена за продукт больше подходит средним предприятиям и корпорациям. Нет шаблонов под разные виды бизнеса, создавать их придется самому
Функционал сервиса позволяет автоматизировать большинство процессов малого и среднего бизнеса. Это облачное приложение объединяет в себе товароучетное и кассовое ПО. Следует отметить особую защиту CRM-системы. Так, высокому уровню безопасности способствовало внедрение 256-битного механизма шифрования. Кроме этого, следуя новому технологическому тренду – повсеместному использованию онлайн-касс, разработчики дополнили свой продукт функцией (и продолжают совершенствовать ее), обеспечивающей проведение платежей и учет операций на терминале.
Касса с использованием ПО может быть запущена как на обычном компьютере, так и на мобильном устройстве. Приложения разработаны для Windows, macOS, Linux, Android и iOS. С помощью специальных инструментов, которые обеспечивают интеграцию программы с популярными сервисами для рассылок (например, такими как UniSender), можно осуществить массовое обращение к клиентам. Что касается стоимости услуг, то корпоративный тариф для отдела свыше 10 сотрудников обойдется в 6 320 рублей в месяц. Есть и бюджетные варианты для ограниченного количества пользователей. Первые 14 дней программу можно тестировать бесплатно.
+ Высокая скорость работы, широкий функционал, удобный интерфейс
— Некоторые пользователи жалуются на низкий уровень работы технической поддержки, подойдет только для малого и среднего бизнеса
CRM с финансово-управленческим учетом. Есть тестовый доступ с полным функционалом на одну неделю. Хорошо настроена интеграция с современными продуктами от 1C до мессенджеров, VK, других соцсетей и IP-телефонии. У программы хорошо продуман UX-дизайн. То есть, интерфейс дружелюбен к новым пользователям и интуитивно понятен. Рабочая зона выглядит лаконично, но за пару кликов ее можно «обвесить» разными дополнительными модулями, расширить, настроить под себя.
Карточки сделок и задач помечаются цветовыми индикаторами для обозначения текущей срочности. Тут же можно работать с финансами – прописывать размер транзакции, планировать сделку. Компания дает возможность сделать модуль продаж для своего сайта. Все заказы с него будут автоматически попадать в CRM.
Система позволяет вести финансово-управленческий учет для бизнеса: платежный календарь, планировщик кассовых разрывов. Есть функция автоматического формирования счета с печатью и всеми реквизитами сторон.
+ Наглядный контроль за всеми финансами компании. Объединение истории диалогов с клиентами из разных каналов в один
— Невозможно создать рассылку электронных писем. Урезанный функционал мобильного приложения по сравнению с десктопной версией
Система создана для бизнеса в сфере услуг. Внутри стандартный набор: клиентская база, ведение заказов, бухгалтерская аналитика. Из интересного: умеет работать с онлайн-кассой и с ее помощью вести виртуальный складской учет. Для сотрудников в CRM можно настроить систему мотивации и управлять начислением бонусов и штрафов. Поможет программа и с расчетом зарплат. Здесь все довольно наглядно: система покажет, какой процент к фиксированному окладу получит сотрудник за продажу той или иной услуги.
CRM умеет формировать отчеты по прибыли, заказам и складским остаткам. Информацию можно выгрузить в таблице Excel. У программы есть пробная версия, но она привязана не ко времени, а к числу заказов – бесплатные только первые 40.
+ Простота освоения сотрудниками и менеджментом. Постоянные обновления и доработки системы в ногу со временем
— Нет тайм-менеджмента задач. Интерфейс позволяет работать только с одним филиалом компании. Если у фирмы несколько подразделений с разным набором услуг, вести дела будет неудобно
Эта система заточена на продажи в соцсетях. С учетом того, что весь бизнес и деловая жизнь постепенно перетекают туда, это может стать неплохим решением для тех, кто строит свое дело на такой модели продаж. По сути, это такой агрегатор мессенджеров для удобства общения продажников с клиентами. Пробная версия работает всего 3 дня бесплатно, но с полным доступом.
Есть функционал виртуальной доски, в которую упакована классическая воронка. Карточки клиентов удобно перетаскивать из одной категории в другую и затем анализировать, как прошла сделка или на каком этапе потенциальный покупатель ушел. У CRM хорошее мобильное приложение без всякого урезания функций.
В этой системе даже можно делать фото, чтобы сразу отправлять клиентам. Это удобно, если человек просит сделать снимок товара или ему нужны какие-то разъяснения. У программы открытое API. Это значит, что ее можно интегрировать в прочие более крупные CRM.
+ Агрегатор собирает сообщения с рекордного числа мессенджеров, сайтов, онлайн-барахолок. Настройка уровней доступа под каждого сотрудника
— Нет финансовой аналитики и работы с бухгалтерией. Нельзя экспортировать данные
На сегодняшний день не существует жестких критериев и объективного понимания того, какой должна быть CRM-система. Каждый продукт уникален и обладает своими особенностями. К примеру, для службы доставки идеально подойдет программа для записи контактов и взаимодействия с ними. Однако для салона красоты потребуется более расширенный функционал.
Современные CRM-системы помогут владельцу бизнеса удержать клиента, увеличить продажи, эффективно распределять задачи и следить за их выполнением. Следовательно, к выбору данного ПО стоит отнестись со всей ответственностью. Ведь от него напрямую зависит прибыль, которую получит или упустит предприятие. За советом по выбору CRM-системы «Комсомольская правда» обратилась к директору онлайн-магазина TECCOD Евгению Потапову. Он советует всегда уделять внимание четырем основным пунктам: