Для каждого предпринимателя важно выстроить правильную работу с клиентами. Помогут в этом лучшие бесплатные CRM-системы для бизнеса в 2024 году.
CRM-системы уже давно пользуются спросом у тех, кто занимается предпринимательством. Customer Relationship Management (CRM) представляет собой сервис, помогающий выстраивать взаимоотношения с клиентами. Это инструмент для сбора данных о партнерах компании: анализа их действий, статистики продаж, изучения интереса покупателей и функционала сотрудников. CRM-система формирует профиль клиента и автоматизирует бизнес-процессы.
По сути, речь идет о картотеке, которая будет доступна на компьютере или телефоне. Здесь хранятся все необходимые данные, отображен интерес покупателя к тому или иному товару. Главное, чтобы приложение было удобным и понятным.
Мы составили рейтинг топ-10 лучших бесплатных CRM-систем для бизнеса в 2024 году. Основной функционал этих систем можно использовать безвозмездно, а для расширенных возможностей необходимо приобрести платную версию. Подборка основана на рейтингах CRM-систем и отзывов от экспертов.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Одна из самых популярных CRM-систем среди россиян. У нее есть мобильное приложение и все необходимое для контроля бизнес-деятельности. Создание документов, настроенные воронки, тоннели продаж и роботы, которые помогают предпринимателям в самых разных сферах. Удобно, что все отсортировано по папкам: календарь, задачи, чат, звонки и многое другое.
Бесплатный тариф занимает 5 гб. Он действует для неограниченного числа сотрудников и доступен с любого браузера. Конечно, здесь работают далеко не все инструменты, но для нормального функционирования небольшой организации вполне подойдет. Тариф включает в себя общение с коллегами, в частности, групповые чаты, видеозвонки, тематические каналы. Тут же можно создать календарь для правильного планирования, настроить свой сайт и добавить в него неограниченное количество товаров и услуг. В платной версии есть и другие бонусы: синхронизация CRM с «1С», подключение к телефонии и учет лидов отдельно от сделок.
Функционал | управление клиентской базой, совместная работа, внутрикорпоративный мессенджер, ВКС (видеоконференцсвязь), сайт для бизнеса |
Количество пользователей | неограниченно |
Платные тарифы | от 1 619 ₽ в месяц |
Тестовый период | демо доступ на 15 дней к тарифу «Профессиональный» |
+ Широкий диапазон функций, наличие мобильного приложения, неограниченное количество пользователей
— Сложно разобраться новичкам. Возможно, понадобится консультация специалиста. Полноценное управление персоналом доступно только на платном тарифе
Еще одна достойная система от отечественного IT-производителя. Стоит отметить, что создатели Pyrus вынесли CRM-модуль программы в отдельную платную подписку, но это не мешает собрать нужный функционал самому и в бюджетной версии. Разработчики называют Pyrus «low-code коммуникационной платформой» для управления бизнесом. Low-code в этом случае означает, что систему пользователь настраивает под себя еще на самом базовом уровне.
А возможностей в Pyrus предостаточно. Например, пользователям дают настроить маршрут оформления отдельной заявки до конкретного менеджера или разделять задачи под разных сотрудников. Также под каждое задание можно создавать отдельный чат с ответственными. В бесплатной версии Pyrus нет ограничений по количеству пользователей и задач, а вот синхронизировать программу с соцсетями нельзя. Система работает на Windows, macOS, iOS и Android.
Функционал | управление контактами, канбан-доски, планировщик задач, архив для хранения документов, календарь, учет рабочего времени |
Количество пользователей | неограниченно |
Платные тарифы | от 415 ₽ в месяц |
Тестовый период | нет |
+ Нет ограничений по числу пользователей и задач, авторизация в системе возможна через аккаунт в Google, есть приложение
— Бесплатная версия не работает с соцсетями, нужно настраивать CRM-модуль самому
Онлайн-платформа для бронирования с полным набором функциональных инструментов для управления бизнесом. Благодаря модулю расписания, автоматическим уведомлениям и календарю, запись на услуги становится максимально простой и комфортной. Для каждой отдельной сферы бизнеса есть свой адаптированный вариант: красота, медицина, спорт, образование, аренда, досуг и другие.
В бесплатной версии доступны далеко не все инструменты CRM, но здесь довольно удобное мобильное приложение, которое компенсирует некоторые неудобства. В нем можно вести журнал записей, планировать расписание, просматривать историю посещений клиентов, настраивать уведомления и даже контролировать ключевые финансовые показатели.
Функционал | бронирование, управление клиентами, сайт для бизнеса, настройка расписания сотрудников |
Количество пользователей | бесплатно для 1 сотрудника |
Платные тарифы | от 554 ₽ в месяц |
Тестовый период | 14 дней |
+ В бесплатной версии доступно до 2 тыс. бронирований, есть мобильное приложение и интеграции с календарем
– Больше заточен под сферу услуг, бесплатно только для одного пользователя
Простая программа для управления небольшими проектами и создания клиентской базы. Система автоматически собирает поступающие заявки из разных источников и надежно хранит историю коммуникаций с каждым потенциальным потребителем. Интеграции с популярными мессенджерами позволят выбрать для общения наиболее комфортный канал связи. Если клиент ранее не был системе знаком, она автоматически создаст для него профиль и внесет его в единую базу.
Также программа поможет быстро сформировать счет, направить его клиенту на email и отследить его дальнейший статус. Как только абонент откроет документ, сотрудник сразу же это увидит. Все письма, счета и акты хранятся в карточке клиента и в разделе со сделками.
Функционал | управление клиентами, контроль над проектами, чат, формирование счетов и актов, интеграция с мессенджерами |
Количество пользователей | неограниченно |
Платные тарифы | от 2 090 ₽ в месяц |
Тестовый период | 14 дней |
+ Подойдет для разных сфер бизнеса, неограниченное количество пользователей, простой интерфейс
— Нет воронки продаж (только начиная с тарифа Старт), скудный функционал, нет телефонии
Эта CRM-система на русском языке отлично подходит для тех, кто занимается розничной и оптовой торговлей. Она функционирует в соответствии с 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». МойСклад – облачное приложение, которое включает в себя продажи, закупки, складской и финансовый учет, базы клиентов и поставщиков. Для пользователей доступны необходимые разделы: показатели, закупки, продажи, деньги, задачи и другие.
Благодаря внедрению 256-битного механизма шифрования у системы высокий уровень безопасности. Кроме того, разработчики добавили в продукт функцию, обеспечивающую проведение платежей на кассе и учет операций. Приложения разработаны для Windows, macOS, Linux, Android и iOS. Программа интегрирована с сервисами рассылок, что добавляет возможностей для связи с клиентами. В бесплатную версию входят: онлайн-касса, маркировка и ЕГАИС для одной точки продаж с одним сотрудником без ограничений по времени. За добавление в систему каждого нового пользователя нужно доплачивать 500 рублей в месяц.
Функционал | управление клиентской базой, подключение интернет-магазина, разграничение прав пользователей |
Количество пользователей | бесплатно до 5 сотрудников |
Платные тарифы | от 495 ₽ в месяц |
Тестовый период | 14 дней |
+ Работа в соответствии с федеральным законом, подключение фискального регистратора, онлайн-касса, можно подключить до 3 онлайн-магазинов
― На различных тарифах у системы повторяются функции, нельзя автоматически загружать фото товаров
Эта система имеет большой набор инструментов и автоматически принимает заявки с разных площадок. Кроме того, CRM сортирует товары по торговым точкам и следит за комплектацией, а контролировать их передвижение можно онлайн. Подобный механизм прекрасно подойдет для бизнеса, связанного с логистикой.
Бесплатный тариф рассчитан на одного пользователя и оборот до 300 заказов в месяц. Далее каждая заявка оплачивается отдельно. К слову, программа составлялась именно для интернет-магазинов. Внедряется CRM без помощи специалистов – в технической документации все подробно описано, а обучение можно пройти в онлайн-режиме.
Функционал | клиентская база, управление заказами, каталог товаров и услуг, базовая аналитика |
Количество пользователей | бесплатно для 1 сотрудника |
Платные тарифы | от 2 160 ₽ в месяц |
Тестовый период | 14 дней |
+ Понятное мобильное приложение, интеграция с соцсетями, автоматизация процессов, расчет доставки прямо в системе, в приложении можно разместить до 10 тыс. товаров и услуг
― Нужно вручную переносить данные из 1С, пользователи жалуются на низкий уровень технической поддержки, ограничения на прием заказов (не более 300 в месяц)
Полностью бесплатный продукт от частного российского разработчика. Устанавливается на свой хостинг и функционирует как обычный сайт. Программа практически не имеет ограничений по количеству пользователей, проектов, задач, контактов и сделок. На сайте разработчика есть подробная пошаговая инструкция по установке и дальнейшим обновлениям системы.
Как и в любой другой хорошей CRM, здесь можно настраивать воронки продаж, отслеживать бизнес-показатели, планировать встречи и вести базу клиентов. В программе есть своя система иерархии: директор (суперпользователь), руководитель, менеджер. Права доступа для некоторых сотрудников можно расширить или ограничить
Функционал | клиентская база, воронки продаж, импорт/экспорт контактов, разграничение прав доступа, сегментация |
Количество пользователей | неограниченно |
Платные тарифы | нет |
Тестовый период | нет |
+ Нет тарифов и ограничений, полностью бесплатна, есть настройки прав доступа, можно работать с любого браузера, за отдельную плату разработчик установит программу на хостинг
— Нет адаптивной версии для мобильного телефона и интеграций, нельзя сформировать никакие отчетные документы
Удобная платформа, которую можно подстроить под любой бизнес. Будь то сфера услуг или прямые продажи, система легко трансформируется под конкретные задачи. Конфигурация B2B (business-to-business) позволяет планировать сделку и отслеживать каждый шаг контрагентов, принимать запросы и проводить мероприятия по реактивации несостоявшихся партнеров. B2C (business-to-consumer) – незаменимый помощник в работе с частными клиентами. Здесь есть инструменты для сбора заявок из разных каналов и удобная база для хранения истории взаимодействия с покупателями.
Для больших организаций бесплатного функционала маловато, но частным мастерам или самозанятым продукт вполне подойдет. Программа поможет вести учет рабочего времени, планировать мероприятия, просматривать сводные данные, контролировать расходы и доходы.
Функционал | управление клиентской базой, сегментация и разделение на группы, чат, планировщики задач |
Количество пользователей | бесплатно до 5 сотрудников |
Платные тарифы | от 360 ₽ в месяц |
Тестовый период | 14 дней |
+ Довольно широкий функционал для бесплатного тарифа, есть фильтры задач, сегментация и разделение клиентов на группы, внутрикорпоративный чат
— В бесплатной версии не более 500 активных задач в месяц, ограничения по количеству контактов (до 1 тыс.), нет интеграций с мессенджерами и API
CRM-система, заточенная на командную работу над задачами. Бесплатный вариант предлагает самые простые возможности – 2 активных проекта, не более 50 задач, обмен документами, настройка прав и бизнес-чат для сотрудников. Продукт идеально подойдет для управления небольшим семейным бизнесом или частной мастерской.
Здесь же предусмотрено удобное и понятное мобильное приложение, в которое можно добавить до тысячи контактов. В графе для клиентов, также настраиваются расширенные поля. В более продвинутых версиях есть учет рабочего времени, контроль сроков, отчетность, календарь и даже график отпусков.
Функционал | управление сотрудниками, контроль над задачами и проектами, интеграции по API, чаты и видеозвонки, отчеты и аналитика |
Количество пользователей | бесплатно до 7 сотрудников |
Платные тарифы | от 454 ₽ в месяц |
Тестовый период | 14 дней |
+ Задачи на канбан-доске, свой бизнес-чат, настройка прав сотрудников, управление проектами, мобильное приложение
― В бесплатной версии нет воронки продаж, финансового учета и интеграции с 1С
Удобная программа для управления компанией. Мобильная версия этой системы в 2020 году получили спецприз конкурса «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для бизнеса». Здесь есть решения для любого устройства: Windows, Web, Mac OS, iOS и Android.
Тут удобный рабочий стол, где все разложено по пунктам. Платформа сохраняет всю информацию о клиентах, фиксирует звонки и анализирует воронку продаж. При регистрации на 30 дней организация получает функционал тарифа «Профи», куда входит большинство основных инструментов. После окончания тестового периода пользователя переключают на бесплатный пакет. Возможностей станет значительно меньше, но тем не функционал вполне приемлемый: до 200 записей в клиентской базе, объем памяти – до 200 Мб. На тарифе доступен только с один почтовый ящик на домене prostoy.biz. Но стоит учесть, что в бесплатной версии не будет телефонии, СМС и почтовой рассылки, не предоставляется работа с модулем «Бухгалтерия», а также нет функции настройки интернет-магазина.
Функционал | клиентская база, таблицы и графики, видеоконференции, сайт для бизнеса |
Количество пользователей | неограниченно |
Платные тарифы | от 2 990 ₽ в месяц |
Тестовый период | 30 дней |
+ Понятный интерфейс, удобное мобильное приложение, совместимое со всеми операционными системами, входит в реестр российского ПО, резидент «Сколково»
― В бесплатной версии нет телефонии и рассылки, нельзя редактировать поля в карточке клиента и в таблице без непосредственного перехода в запись
Как отмечают большинство экспертов из этой сферы, бесплатными CRM-системы бывают только условно. В любом случае для того, чтобы полноценно вести свое дело, нужно будет немного раскошелиться. Тем не менее, для старта или не самых больших оборотов такие версии подойдут. Как выбрать бесплатную CRM-систему для бизнеса, рассказал директор по развитию бизнеса цифровой лаборатории Hoper IT Сергей Радченко.
― В целом, не важно, какую CRM вы выбираете, и будет она платной или бесплатной. Подход к выбору не меняется, и зависит только от специфики вашего бизнеса, ― считает он.
По словам эксперта, в первую очередь необходимо составить перечень требований к CRM. Нужно понять, что вы от нее ждете, какие потребности она должна закрывать. Какие настройки ей необходимо иметь, и насколько гибкой быть. После того как вы выпишите их на листок, эти требования необходимо ранжировать по степени важности.
― И, исходя из того, что тратить деньги мы не хотим, нужно подумать, какими функциями вы готовы пожертвовать в случае необходимости, а какими ― ни при каких условиях. Далее нужно провести исследование рынка, и соотнести ваши требования к CRM с возможностями программ, предложенных сегодня. И финально выбрать ту систему, которая будет максимально отвечать вашим запросам.
Также специалисты советуют обращать внимание на ряд моментов, важных для бизнеса в 2024 году.
Понятный интерфейс ― самое важное, ведь каждый, кто пользуется системой, должен понимать, как она работает. Если это будет набор цифр и непонятных слов, то ничего хорошего из этого не выйдет. Каждая графа должна соответствовать заявленной теме и отображать нужную информацию.
Безопасность. Следите за тем, чтобы к системе не было нареканий на тему проникновения в нее посторонних лиц. Важно, чтобы имелся ограниченный доступ ― не все сотрудники должны владеть той или иной информацией, а уж тем более посторонние люди.
Автоматизация процесса. Когда те или иные данные о продажах, товарах и прочем нужно вносить вручную, то теряется сам смысл наличия системы. Платформа должна сама сортировать информацию по нужным разделам.
Возможность добавления функций и интеграция. Почти всегда они будут платными, но, тем не менее, расширение списка контактов, интеграция с другими программами ― браузерами, соцсетями, службами телефонии ― это необходимые инструменты.
Наш собеседник также поделился своим мнением о бесплатных CRM-системах.
― Надо признаться, что бесплатное в жизни редко бывает хорошим. И вряд ли вы найдете решение, которое будет 100% отвечать всем вашим запросам. Придется искать компромисс и жертвовать каким-то функционалом или удобством. И если небольшая компания ради экономии может подстроиться под не очень приятный интерфейс или обойтись без нужной настройки, то на более крупных предприятиях использование бесплатного решения может быть просто опасно. Какова вероятность, что ПО будет развиваться в нужном вам ключе и иметь поддержку? А вдруг с программой что-то случится, она сломается, перестанет функционировать на территории РФ или закроет вам доступ — как вы будете действовать?
Принимайте решения взвешенно, на основании аналитики и оценки рисков. В таком случае вы точно будете уверены в правильности выбора и не пожалеете о нём.
Ответил Сергей Радченко и на важные вопросы по теме.