Кросс-докинг позволяет обеспечить быструю и беспроблемную транспортировку продукции от производителя к покупателю. Рассказываем, что из себя представляет сквозное складирование и в каких случаях оно выгодно.
Бытует мнение, что компании хранят изготовленную продукцию на специальных складах и в больших количествах. Но так происходит далеко не всегда. Порой долгое хранение попросту невозможно, либо невыгодно. Тем более, в условиях сильной конкуренции.
Поэтому предприятия вынуждены пользоваться кросс-доковыми складами. Это помогает не только доставлять товары за считанные дни, но и иметь преимущество перед конкурентами. Разбираемся, что такое кросс-докинг, в каких случаях он выгоден и почему все больше компаний его выбирают.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Кросс-докинг – это процесс, в ходе которого товары принимаются и отгружаются напрямую, не задерживаясь в зоне хранения. Грубо говоря, это сквозное складирование. Оно помогает значительно уменьшить время доставки продукции от производителя или контрагента до заказчика. Обычно такая технология применяется при транспортировке продуктов с ограниченным сроком хранения, дорогостоящих вещей и товаров повышенного спроса. Кросс-докинг позволяет бизнесу серьезно увеличить скорость поставок и их объем.
Собрали всю важную информацию о кросс-докинге в удобную таблицу.
Кому нужен кросс-докинг | Селлерам маркетплейсов, продуктовым ритейлерам, продавцам с большим оборотом товаров, оптовым поставщикам |
Виды | Существует три вида кросс-докинга: одноэтапный, двухэтапный и трехэтапный |
Преимущества | Снижение потребности в складах, персонале и оборудовании, сокращение времени поставки товаров, упрощение доставки, меньше ответственности (перекладывается на поставщика) |
Недостатки | Невыгодно при небольшом обороте, сложная организация, отсутствие контроля качества товаров, ограничения по товарам (подходят не все), требуется большой капитал на старте |
Главные особенности | Нет процедуры приемки товара, требуются особые склады с определенными характеристиками, товар не просматривается, часто требуется отдельный вид транспорта (малотоннажные грузовики или легковые авто), необходима четкая координация участников |
Существует несколько видов кросс-докинга и каждый из них имеет свои характерные особенности. Подробно осветим основные моменты.
Самый простой и понятный вид кросс-докинга. При нем груз отправляют в том виде, в котором он есть. Без какого-либо взаимодействия с упаковкой. То есть, если товар приехал на паллете – он «уедет» на паллете, если в коробке – то и «уедет» в коробке. Меняется лишь транспортное средство. Поставщик привозит продукцию на одной машине, а затем ее перегружают в другую.
При этом сами товары могут транспортироваться как угодно. Например, поштучно или россыпью. Схему обычно используют в случаях, когда селлер хочет разместить целую партию на другом складе. Однако у такого вида кросс-докинга есть серьезный минус – он достаточно затратный.
Немного усложненный, но все еще понятный вид кросс-докинга. При нем товар не просто перегружается в другое транспортное средство, а предварительно делится на партии по принципу, указанному поставщиком. Затем на продукцию переоформляются документы. Каждый вид товара маркируется. Самой поставке присваивается номер заказа и грузополучателя. Так происходит с каждой сформированной партией.
Куда более сложный, но интересный вид кросс-докинга. При его использовании с продукцией могут производиться любые операции. В том числе, по консолидации. Привозят товары разными способами, они могут быть даже от разных поставщиков. Товары доставляют в коробках, паллетах, россыпью, комплектами и поштучно.
В первую очередь, компания собирает все товары, принимает их, а затем ненадолго помещает в зону комплектации или временного хранения. Там продукцию собирают в отдельные поставки. При этом они могут состоять из товаров разных грузоотправителей. В конце из всего этого комплектуются отдельные поставки.
В отдельных случаях груз может быть многократно укомплектован и разукомплектован. Кроме того, компания имеет право перевозить его в разные пункты назначения и в любых сочетаниях.
При кросс-докинге заключается обыкновенный договор оказания складских услуг. Однако в нем прописывается, что применять планируется именно сквозное складирование. В случаях, когда заказчику требуется хранение товара на складе логистического центра, может заключаться договор на ответственное хранение. В нем должны быть прописаны размеры тарифов и обязанности компании.
Независимо от того, какой именно заключается договор, в нем обязательно наличие нескольких пунктов. Во-первых, перечень производимых операций (например, консолидации товара или его маркировки). Во-вторых, цены и сроки. В-третьих, права и обязанности сторон. Также регламентируется, как именно, в каких упаковках и количестве будет передан груз.
Перед внедрением кросс-докинга на складе нужно соблюсти целый набор требований. Например, следует обзавестись погрузо-загрузочными доками. Кроме того, должны быть установлены широкие ворота. Также нужно разделить склад на секторы. Например, по приемке товаров, временного хранения, комплектации и погрузки в транспортные средства. При этом грузопотоки должны быть четко распределены.
Не менее важно иметь различную технику – вилочные погрузчики, рохли, тележки, штабелеры. В противном случае работать с товаром и транспортировать его не получится. Управлять техникой должен обученный и квалифицированный персонал.
Как только все будет готово, можно переходить к непосредственному внедрению кросс-докинга. На этом этапе следует изучить все виды сквозного складирования и решить, какой подойдет больше всего. Принимать решение можно на основе ресурсов компании, а также объемов. Не менее важно учесть требования к обработке продукции и похожие факторы. В конце останется лишь организовать транспортные потоки и понять, насколько схема оказалась эффективной и оправданной на практике.
Своими рекомендациями поделился Андрей Соколов, директор производственного департамента Boxberry.
«Это очень удобная схема: кросс-доковый склад требует небольших площадей и, с учетом механизированных инструментов перемещения, малого количества сотрудников.
Главная особенность кросс-докового помещения – большое число ворот для разгрузки и погрузки машин. Это позволяет избегать пересечения потоков. При этом само использование технологии благоприятно сказывается на стоимости перевозки. Ведь чем меньше промежуточных операций, тем дешевле процесс. И это, в свою очередь, влияет на себестоимость товаров.
Если кросс-докинг правильно настроен, то в этой схеме очень сложно допустить ошибки. Впрочем, как и везде, здесь есть риск, что грузовое место уедет не в нужном направлении. Поэтому важно иметь хорошо настроенную информационную систему, интегрированную с системой перевозчика».
Вместе с экспертом отвечаем на самые популярные вопросы о кросс-докинге.