Для выявления возможных расхождений в цифрах налоговая служба проводит специальную процедуру. Рассказываем, что представляет собой камеральная проверка в 2024 году, как ее приходить и что ждет налогоплательщика в случае ошибки.
Взаимодействие с налоговой – неотъемлемая часть жизни практически любого россиянина. Отчеты, декларации, запросы вычетов и компенсаций, с этим сталкивались если не все, то большинство граждан. Каждый такой документ в ФНС пристально изучают. Вместе с экспертом разобрали основные моменты камеральной проверки и дали советы по ее прохождению.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Камеральная проверка является давно устоявшимся и понятным определением для тех, кто контактирует с ФНС. Это проверочная процедура, которую налоговики инициируют в отношении всех, кто подает в службу отчеты и декларации.
Что включает в себя этот процесс? В первую очередь специалисты изучают документацию, предоставленную налогоплательщиками, а также данные о самих отправителях из разных источников. Важно, чтобы автор запроса соответствовал нормам действующего налогового законодательства и не нарушал их.
Для удобства представим полезную информацию о камеральной проверке в форме удобной таблицы.
Что проверяет ФНС в ходе камеральной проверки | Налоговики изучают отчетность на предмет соблюдения требований законодательства |
Сопоставление данных | В рамках камеральной проверки информация сопоставляется со сведениями из отчетов как налогоплательщика, так и контрагентов. |
Главная цель | Основная задача подобного контроля – выявить возможные ошибки |
Ответственность | В случае выявления недочетов или несоответствия, бизнес или налогоплательщика могут привлечь к налоговой, административной и даже уголовной ответственности. Оспорить решение можно как через налоговиков, так и через суд. |
Сроки камеральной проверки | 90 суток после подачи налоговой отчетности. |
Запросы налоговиков | Отвечать на возникающие в ходе проверки запросы специалистов нужно вовремя. Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков для предоставления в ФНС пояснений. |
Камеральная проверка делится на несколько видов. Речь идет о стандартной и углубленной. Остановимся на них подробнее.
Стандартная камеральная проверка касается всех налогоплательщиков, которые сдают декларации и отчеты в ФНС. Данные при ней загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3», которая их анализирует. В случае получения информации на бумаге, налоговики вводят сведения в систему вручную. Программа выявляет ошибки и противоречия в расчетах и показателях. Если их нет, то проверка на этом заканчивается.
Для углубленной проверки требуется особый повод. Это могут быть разногласия в финансовых показателях, возмещении НДС или разрывы в цепочках налоговых начислений. Например, если программа выявила одну сумму налога, а представлена была другая. В таком случае инспектор может потребовать дополнительные документы для уточнения и даже выехать по месту работы налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность, которой он занимается, производство, им указанное, реальное.
При таком виде проверки налоговики готовят в соответствующие органы запросы с просьбой предоставить данные об исследуемых компаниях и ИП. В частности, их может заинтересовать, есть ли у организации недвижимость по данным Росреестра. Все полученные сведения анализируются и если все нормально, необходимые правки внесены, то процедура завершается.
У камеральной проверки, как и у любой другой процедуры, есть свои порядки и сроки.
Начинается все с момента, когда плательщик представляет декларацию или расчет в инспекцию. Плательщики не получают отдельных уведомлений о начале камеральной проверки.
Длятся проверочные мероприятия стандартно – три месяца после подачи декларации. Это происходит на основании налогового кодекса (пункт 2 статьи 88).
В случае выявления ошибок, отправитель получает от налоговиков сообщение с просьбой исправить неточности или дать пояснения по тому или иному поводу. Если проверяемая компания или ИП отработают все недочеты, то проверка завершается автоматически.
Камеральная проверка не будет проводиться без повода. Главным основанием для ее начала является подача декларации (расчета) в налоговую. Также она может быть организована в случае, если контролирующее лицо организации в положенные сроки не предоставит декларацию в налоговую. То же самое касается и иностранных компаний, состоящих на учете в ФНС.
Расскажем как проводится камеральная проверка. Она включает в себя несколько основных шагов. Перечислим основные.
Предоставление декларации (расчета) в налоговый орган. Например, с целью получить налоговый вычет после покупки недвижимости.
Инспекция приступает к проверке, которая длится три месяца. Для деклараций по НДС срок уменьшается до двух. Сначала идет проверка полноты документации и ее соответствия законам.
Визуальная проверка отчетности – все должно быть оформлено правильно.
Арифметический контроль – сравнение представленных в декларации цифр с реальными данными.
Проверка соблюдения сроков сдачи отчетов. Проверка обоснованности льгот, которые применил налогоплательщик.
Проверка расчета налоговой базы. В ФНС сверяют данные, сопоставляют их со сведениями балансов и бухгалтерских отчетов и другими показателями.
Вынесение решение и уведомление о нем налогоплательщика. Если выявлены нарушения, то о них по ходу процесса докладывают составителю расчета. Тот обязан отреагировать на замечания. В случае несогласия с решением, его можно обжаловать через суд.
Добавим, что налоговики по ходу всей проверки могут требовать пояснения, направлять запросы в госорганы и обслуживающий банк, осматривать помещения и документацию, проводить экспертизы и так далее. Главная задача человека, отправившего декларацию – вовремя отреагировать.
Основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Талаш поделилась советами для тех, кто столкнулся с камеральной проверкой. Эксперт обратила внимание на несколько важных моментов.
«Если выявлены неточности в декларации по НДФЛ, прибыли, имуществу, транспорту, то можно дать пояснения на бумаге или по телекоммуникационному каналу связи. Если есть недовольство по поводу отчетности по НДС, объясниться можно онлайн.
О том, что пояснения приняты, налоговая информирует специальным уведомлением. Если успеть подать в ФНС исправленные отчеты до того, как будет вынесено окончательно решение по камеральной проверке, перевести недоимку в бюджет, то можно избежать штрафов.
Налогоплательщики могут представлять и копии документов, свидетельствующие о достоверности данных из декларации. Вести корректировки можно и не дожидаясь требования от инспекции, подав уточненную декларацию».
Налоговый консультант Алена Талаш ответила на важные и актуальные вопросы по теме проведения камеральной проверки.