Ведение бухгалтерского учета в компании контролировать просто необходимо. Рассказываем, как проверить работу специалиста и может ли руководитель самостоятельно оценить главного бухгалтера на профпригодность
Чтобы снизить риск убытков, работу бухгалтерии нужно держать под контролем. Разбираемся, как проверить качество работы и какие бывают критерии оценки эффективности.
Отсутствие налоговой задолженности и своевременная сдача отчетности | Важно своевременно отчитываться перед налоговой и перечислять платежи в полном объеме. Законодательством предусмотрена ответственность как за просрочку сдачи декларации, так и за неуплату налогов. Последствия могут быть самыми серьезными, вплоть до блокировки счетов. |
Отсутствие ошибок в первичной документации | Все хозяйственные операции должны быть подтверждены первичными документами. Грамотный бухгалтер никогда не допустит беспорядка в «первичке». Ведь при проверке налоговая инспекция оценивает обоснованность затрат. Если первичная документация отсутствует или же имеются серьезные ошибки в ее составлении, налоговый орган потребует заплатить налоги, пени и штрафы. |
Правильное начисление заработной платы | Расчет и начисление заработной платы ― необходимый процесс в любой организации. В обязанности бухгалтера по заработной плате входит также передача сведений в фонды по каждому работнику. |
Отсутствие ошибок в процессе ведения бухгалтерского учета | Бухучет призван достоверно отражать финансовую деятельность организации, а также информацию о наличии и использовании имущества. Отсутствие ошибок означает, что все формируется на основе нормативно-правовых актов. За нарушение этих правил бухгалтера могут привлечь к административной ответственности. |
Отсутствие жалоб со стороны контрагентов | Бухгалтер может регулярно делать ошибки в платежных документах, проводить расчеты с контрагентами с просрочкой. Частые ошибки могут серьезно испортить репутацию фирмы. |
Организации регулярно сдают отчетность в контролирующие органы. И за просрочку представления деклараций законодательством предусмотрены санкции. За несвоевременную уплату налогов также могут быть начислены пени и штрафы. Документы всегда должны быть в идеальном порядке. Налоговая инспекция проверяет правильность формирования налоговой базы и суммы исчисленных налогов. Каждая финансовая операция должна быть подтверждена первичной документацией. И если компания не сможет документально подтвердить свои операции, налоговики предъявят требование об уплате доначисленных сумм налогов, а также пени и штрафов.
Бухгалтер, который проводит финансовые операции с контрагентами, по сути выступает представителем своей компании. Согласитесь, не очень приятно получать жалобы от партнеров, что сотрудник регулярно путает реквизиты или проводит платежи с просрочкой. В таких случаях руководителю, конечно, нужно держать ведение бухгалтерского учета под своим контролем.
Бывает, что трудовые отношения с бухгалтером расторгаются. Приходит новый специалист и выясняется, что бухучет фирмы в беспорядке. И первичная документация отсутствует, и проводки неверные. А восстановление запущенного учета ― дорогой и в финансовом, и в трудозатратном смысле процесс.
К сожалению, и такое бывает, что бухгалтер мошенничает. Например, обналичивает денежные средства для посторонних лиц. Поэтому если закрались подозрения в отношении чистоты работы специалиста, лучше перестраховаться и взять бухучет под контроль.
В соответствии со статьей 7 Закона о бухучете руководитель компании обязан организовать ведение бухгалтерского учета и архивное хранение бухгалтерских документов1. И именно директор единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения организации на отчетную дату, результата ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Круг обязанностей главного бухгалтера напрямую зависит от масштабов фирмы. В небольших компаниях все, от «первички» до сдачи отчетности, выполняет один сотрудник. Главбух крупной организации отвечает за правильную работу финансового отдела в целом. И как показывает практика, успех бухучета зависит от квалификации главного бухгалтера.
Вам нужно запросить в налоговой инспекции документ под названием «Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам». Это можно сделать в личном кабинете налогоплательщика, через электронные программы сдачи отчетности или напрямую в инспекции по письменному заявлению.
Изучите справку. В столбцах, отражающих состояние расчетов, не должно быть отрицательных значений. Они говорят о задолженности перед бюджетом. Однако причины переплаты, если таковая имеется, компетентный главный бухгалтер без труда сможет объяснить.
Провести сверку по налогам поможет также выписка операций по расчету с бюджетом. Ее вы можете запросить в налоговой инспекции. В выписке отражены все начисленные налоги и платежи по ним.
Есть еще нюанс. Обязательно проверьте по выписке, какая декларация подавалась ― первичная или уточненная. Все дело в том, что иногда бухгалтеры сдают «нулевые» декларации, просто чтобы уложиться в срок. А потом вдогонку шлют уточненные. Но такие схемы, если они регулярные, рано или поздно вызовут повышенное внимание со стороны налоговиков. Уточните в таком случае, что помешало главному бухгалтеру сдать налоговую отчетность в срок.
Вас должны насторожить крупные перечисления от неизвестных вам контрагентов и последующее их обналичивание. Это может быть отмыванием денежных средств. Ответственность за такое деяние предусмотрена статьей 174 УК РФ2. И к уголовной ответственности могут привлечь как раз ничего не подозревающего руководителя.
Возьмите за правило ― начинать рабочий день с проверки банковской выписки за предыдущий день. Проверьте остатки по расчетному счету по состоянию на вечер и утро следующего дня. Цифры должны сходиться. К тому же, у вас могут возникнуть вопросы по сомнительным суммам и контрагентам. Главбух, совесть которого чиста, сможет объяснить каждую цифру в своих финансовых документах.
Кстати, такой регулярный контроль со стороны руководства не позволит бухгалтеру расслабиться. И сильно снизит риск махинаций и злоупотреблений.
Попросите бухгалтера показать «первичку» за определенный период. Ведь каждая операция фирмы должна быть подтверждена документально. Это могут быть договоры, товарные накладные, доверенности, счета-фактуры, акты приема выполненных работ. Документы должны быть оформлены правильно, с датами, необходимыми подписями и печатями. Беспорядок в первичной документации свидетельствует, в первую очередь, о халатном отношении бухгалтера к своим профессиональным обязанностям.
― Высококвалифицированный бухгалтер не допустит грубых ошибок в учете, ― поясняет Иван Котов, генеральный директор компании «НеоБух». ― Он в курсе всех изменений законодательства и постоянно повышает свой профессиональный уровень. В целях контроля своего бухгалтера руководитель может заказать аудиторскую проверку, по итогам которой станет ясно, насколько правильно ведется бухгалтерский учет в компании и есть ли какие-то потенциальные проблемы или грубые ошибки.
Для оценки профессиональных качеств нужно для начала организовать строгий отбор кандидатов при приеме на работу. Например, в нашей компании бухгалтеры проверяются на профпригодность с помощью системы тестирования. Помимо тестов каждый кандидат решает от 3 до 5 кейсов, на основе которых можно сделать вывод относительно его компетенций. Главное понимать, какие области знаний нужно проверить на входе, что особенно критично и так далее. Каждый кандидат при успешной сдаче тестов и решения кейсов допускается до собеседования ― сначала с непосредственным руководителем, а затем уже с директором компании. В случае приема на работу в рамках испытательного срока также предусмотрена отдельная система тестирования для понимания того, насколько кандидат в итоге соответствует должности.
На самые популярные вопросы читателей о проверке бухгалтера на профпригодность отвечает генеральный директор компании «НеоБух» Иван Котов.
Источники