Бизнес, связанный с животными, приносит немало позитивных эмоций. Вместе с зооинженером Анастасией Калининой, работающей в зооиндустрии более 30 лет и открывшей множество зоомагазинов, мы подготовили пошаговую инструкцию по открытию зоомагазина с нуля в 2024 году.
Продажа зоотоваров — один из самых рентабельных видов бизнеса в розничной торговле. Для того, чтобы открыть зоомагазин с нуля, потребуется минимальное количество разрешений в отличии от продажи продуктов питания, непродовольственных товаров, аптечного или цветочного бизнеса. Вместе с зооинженером Анастасией Калининой, работающей в зооиндустрии более 30 лет и открывшей множество зоомагазинов, «Комсомолка» подготовила пошаговую инструкцию по открытию зоомагазина с нуля.
Практически в каждой второй семье в России, есть какое-либо домашнее животное. В период пандемии коронавирусной инфекции увеличился спрос на собак. Товары для животных, по прибыльности стоят на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. Многие любители животных сначала предпочтут купить корм для домашнего любимца, а потом уже позаботятся о себе.
Так как в торговле зоотоварами уже давно появились крупные сетевые игроки ( особенно в мегаполисах) , которые постоянно открывают новые точки торговли, причём не только зоосупермаркеты с площадью более 100 квадратных метров, но и небольшие магазины в спальных районах с продажей корма на розвес, также в любом крупном гипермаркете есть отделы товаров для животных , то необходимо очень серёьзно подойти к ассортименту товаров нашего магазина. Существует даже такой термин — корм для супермаркета , к ним относятся товары для животных с агрессивной рекламой в СМИ.
Для регистрации небольшой торговой точки по продажам товаров для животных, достаточно зарегистровать ИП , открытие ООО совершенно не обязательно. Так как самозанятым нельзя нанимать сотрудников, то и магазин они открыть не могут.
Необходимо арендовать или приобрести помещение, затем получить разрешение роспотребнадзора и пожарной инспекции ( по её требованиям в помещении должен быть пожарный выход), также необходимо при наличии животных справки на них, сертификаты на продукцию, у сотрудников должны быть медицинские книжки (осмотр всех врачей и прививки, каждые 2 года обновление), важно постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников . У магазина должна быть вывеска с номером телефона, уголок потребителя с телефонами вышестоящих инстанций, план эвакуации, небольшое складское помещение.
Можно скооперироваться и открыть зоомагазин при ветклинике, фитнес зале для животных или груминг-салоне, также при продаже большей части ветеринарных препаратов требуется ветеринарная лицензия. Если наценка на корма и наполнители составляет около 20-30 %, то на овёс, одежду для животных и аммуницию, а также животных принятых от насаления, наценка может составлять до 100%. При открытии также должны быть заключены договоры о проведении дезинфекции сертифицированными дезинфекторами, договор о вывозе мусора, и о материальной ответственности сотрудников.
Стоит ориентироваться и на сезонный ассортимент, распределять рекламный бюджет в соответствии с временем года, с выходными днями и праздниками. Мы не рекомендуем новичкам заниматься этим, так как вам необходимо будет не только оплатить лицензию, но и нанять в штат сотрудников ветеринарного врача . Квалифицированный ветеринарный врач не согласится работать на ставку продавца ( продавец получает за 12-часовой рабочий день , столько же, сколько ветеринарный врач за 1 вызов).
Следовательно вам придётся нанимать начинающего выпускника не обладающего соответствующей квалификацией и опытом, а отпуск ветеринарных препаратов может осуществлять только ветеринарный врач. Существуют ветеринарные препараты, не требующие лицензирования, которыми можно довольствоваться ( шампуни от блох , витамины и т.д.) .
Перед открытием зоомагазина в спальном районе , необходимо провести небольшое маркетинговое исследование : проанализовать количество потенциальных клиентов ( провести анкетирование на дрессировочной площадке или в ветеринарной клинике). Также можно открыть зоотдел в крупном ТЦ , но это должен быть единственный зоомагазин в данном торговом центре, чтобы не допустить конкуренции.
Декоративных грызунов и кроликов можно закупать у населения, но необходимо наличие ветеринарных справок. Птиц и аквариумных рыбок можно закупать только в специализированных фирмах.
Если Вы, хотите открыть зоомагазин с нуля, не имея опыта , то не начинайте бизнес с торговли животными, особенно декоративными птицами и аквариумными рыбками. Для продажи птиц требуется серьёзное ветеринарное сопровождение , у мелких птиц (волнистых попугайчиков) достаточно высокий падёж, несколько лет назад в Санкт-Петербурге, в одной из крупных сетей по торговле зоотоварами
была вспышка орнитоза (очень опасное для человека заболевание поражающее лёгкие) — заболели даже несколько сотрудников , этот скандал широко освещался на телевидинии и в прессе.
Что же касается аквариумных рыбок, то их содержание требует огромных вложений : в аквариумную стойку , большой расход воды и электроэнергию, при непроизвольном отключении электроэнергии, вы рискуете затопить помещение под зоомагазином , что опять же приведёт к непредвиденным расходам и конфликтам. Смертность при адаптации аквариумных рыб достигает 70% , аквариуму необходима чистка и долив свежей воды каждую неделю, этим должен заниматься квалифицированный специалист, которого сложно найти — обычные продавцы не справляются с данными задачами, особенно если мы имеем дело с несколькими аквариумами.
Что касается рептилий , то их приобретают очень редко, также большой расход электроэнергии на подогрев террариума, и сложность ухода, необходим присмотр специалиста-герпетолога, так как эти животные быстро чахнут и теряют товарный вид при плохом уходе за ними. При торговле крупными попугаями , змеями, и крупными ящерицами необходимо соблюдать технику безопасности — неквалифицированный персонал может получить серьёзные повреждения в ходе взаимодействия с ними.
Для открытия зоомагазина, большого количества специализированного оборудования не требуется. Вам достаточно купить стеклянную витрину под мелкий и дорогой товар, несколько стеллажей под корма и наполнители , перфорированная панель с крючками для аммуниции. Клетки , аквариумы, большие когтеточки можно привозить под заказ ( для рекламы достаточно иметь 1-2 и каталог). Производители кормов или косметики для животных часто предоставляют бесплатно фирменные стойки и другое торговое оборудование с логотипами их компании.
Необходимо иметь следующие расходные материалы: маски и перчатки для сотрудников, влажные салфетки и антисептик для рук, туалетную бумагу, бумагу для принтера, бытовая химия для поддержания чистоты и дезинфекции помещения.
В штат небольшого зоомагазина (до 50 кв.м.) , должны входить : 1 администратор/заведующий/ старший продавец который занимается обработкой документов, приёмом товара, и при необходимости выходит в торговый зал, 2 продавца (посменно) , продавцам можно также доплачивать за уборку помещения. По статистике самые лучшие продавцы — это женщины средних лет, любящие животных и профессионально занимающиеся их разведением или дрессировкой. Ветеринарное образование не требуется, важны лишь высокая работоспособность, коммуникабельность и пунктуальность.
Мы рекомендуем заключить договор перекрёстных скидок с ближайшими ветеринарными клиниками и дрессировочными площадками. Также стоит вложиться в таргетированную рекламу в социальных сетях, группы, форумы, обсуждения, создание сайта или интернет магазина. Зарегистрировавшимся на вашем сайте или группе, вы можете дарить скидочные карты или другие приятные бонусы. Рекомендуем пригласить ветеринарного специалиста ( дрессировщика) , чтобы он, за небольшую оплату, отвечал на вопросы пользователей в ваших социальных сетях.
Также советуем раздачу рекламных листовок со скидками в местах большого скопления людей и проведение промо-акций. Даже если у вас небольшой магазин, вы можете принимать участие в выставках собак и кошек , проводить конкурсы для любителей животных (фотоконкурсы и викторины) , выступить спонсором районных мероприятий или спонсировать команду по кинологическим видам спорта.
Новичкам лучше не открывать зоомагазин самообуслуживания, так как это потребует , даже в небольшом помещении, наличие одного или нескольких консультантов в зале и кассира у прилавка.
В так называемом «заприлавочном» магазине, в смене, достаточно одного продавца, при работе 2/2 и 10-12 часовом рабочем дне . Не рекомендуется продавать корма в развес , так как по новым правилам, при продаже даже 100-граммового пакета развесного корма, на нём должна быть этикетка, в которой будет указан состав, срок годности, состав производитель, и рекомендации к кормлению на русском языке. Кроме того, развесной корм очень неприятно пахнет и быстро портится, корм который долго находится в открытом пакете, окисляется, прогоркает , выдыхается и теряет свои органолептические качества. В идеале, когда вы открываете мешок корма на развес, вы должны пересыпать его в закрытый контеньер с маркировкой , названия корма, и его сроком годности, что теоретически неудобно.
Исключение можно сделать для ходовых марок корма , которые быстро раскупаются, пользуются большим спросом (1 в день) .
Статья расходов | Цена, руб. |
---|---|
Помещение 5х10 кв.м. в спальном районе | 25 000 — 50 000 в месяц |
Помещение 5х10 кв.м. в центре города | 50 000 — 75 000 в месяц |
Витрина | 10 000 — 15 000 |
Стеллажи (2 шт.) | 15 000 — 20 000 |
Холодильник | 10 000 — 20 000 |
Сейф | 10 000 — 20 000 |
Кассовый аппарат | 10 000 — 20 000 |
Охранная и пожарная сигнализации | 5 000 — 10 000 |
Камеры видеонаблюдения | 5 000 — 10 000 |
Закупка товара | 500 000 — 1 000 000 |
Зарплата администратора | 40 000 — 45 000 в месяц |
Зарплата продавца-консультанта | 25 000 — 30 000 в месяц + доплата за уборку |