Как открыть розничный магазин с нуля в 2024 году

Розничный магазин — достаточно прибывльный вид бизнеса, если подойти к нему грамотно. Вместе с экспертом создали пошаговую инструкцию для предпринимателей, как открыть розничный магазин с нуля в 2024 году, а также сколько на нем можно заработать.

Как открыть розничный магазин с нуля. Фото: pixabay.com
Лариса Поль 10 лет владела розничным магазином одежды

Раньше, чтобы закупить продукты и одежду приходилось объезжать и обходить кучу разных отделов. Сегодня можно приехать в гигантский ТРК и взять все необходимое в одном месте. Продуктовые гипермаркеты тоже давят на розничный бизнес: выделяют сотни «квадратов» площадей под бытовую технику, одежду, обувь и бытовую химию.

Однако есть места, где индивидуальные отделы все еще держатся. Например, в малых городах. Или в мегаполисах, где существуют пешеходные зоны, куда люди направляются для прогулок и шопинга. К тому же стоит относиться к своему бизнесу, как к возможности дать покупателю уникальный товар. Например, в супермаркетах продают одинаковые «резиновые» батоны, а у вас будет хлеб из пекарни. Рассказываем, как открыть розничный магазин с нуля — «Комсомолка» подготовила пошаговую инструкцию для предпринимателей.

Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина

Чтобы помочь читателям составить представление о бизнесе, мы побеседовали с Ларисой Поль. Она более 10 лет владела розничным отделом, в котором продавали детскую и женскую одежду.

— Я ушла с прежнего места работы и захотелось что-то изменить, работать на себя. В то время мне под руку попались детские вещи. Они такие очаровательные. Мне захотелось предлагать их людям, поэтому я начала свой бизнес, — рассказывает эксперт «Комсомолки».

Система регистрации

Чтобы открыть розничный магазин, придется оформить ИП. Работать в статусе самозанятого могут только те, кто продает свою продукцию и не нанимает сотрудников. ООО — дороже и труднее в оформлении. Его выбирают, если у бизнеса будет несколько собственников. Однако в случае с открытием розничного магазина с нуля, проще все сделать самостоятельно и завести на себя ИП.

— Изначально работала по документам подруги, чтобы не покупать свой кассовый аппарат. Через год я поняла, что я могу, мне это нравится и открыла сама ИП. Все документы вела самостоятельно: декларации в налоговую, документы для пенсионного фонда. Это не так сложно, — рассказывает Лариса Поль.

При оформлении ИП предстоит определиться с налоговым режимом. Многие розничные магазины раньше использовали ЕНВД. Однако с началом 2021 года он перестает действовать. Бизнесу предлагают оформлять упрощенку под 6% или 15% или оплачивать патент. Рекомендуем перед запуском своего бизнеса с нуля сесть с калькулятором и рассчитать свой оборот и подходящую систему. Не стоит использовать ОСНО, так как по нему нужно оплачивать одновременно три разных вида налога, что точно не выгодно для розничных точек.

Также предстоит обратиться к ОКВЭД и выбрать свой код классификатор. Проштудируйте главу 52, которая как раз посвящена розничным магазинам. Можно не останавливаться на одном коде, а выбрать несколько.

Перечень документов

Чтобы зарегистрировать ИП, понадобятся копия паспорта и заявление по форме Р21001. Завести его можно через налоговую службы — тогда придется оплатить госпошлину 800 рублей. Есть подавать документы через «Госуслуги» или МФЦ, то платить не нужно. Также с оформлением ИП помогают крупные банки в обмен на то, что вы откроете при них счет.

В розничном магазине также должен быть уголок потребителя. Должны быть сертификаты качества на продукцию, разрешения на продажу, если речь, например, об алкоголе и прочих товаров, которые требуют документацию. Позаботьтесь, чтобы были документы на кассовый аппарат. Хотя современные фирмы, которые торгуют таким оборудованием, сразу предлагают полный комплект бумаг. Не забудьте проинспектироваться у Роспотребнадзора, если этого требует ваш вид деятельности. Также помещение должно отвечать нормам пожарной безопасности.

это интересно
Как открыть пивной магазин с нуля
Вместе с владельцем сети пивных магазинов мы подготовили пошаговую инструкцию по запуску такого бизнеса
Подробнее

Выбор места размещения

При выборе локации для открытия розничного магазина с нуля, следует обстоятельно подходить к этому вопросу. Поставьте себя на место покупателя вашей продукции. Ответьте на вопрос, как он выбирает нужный магазин? Готов ли он ехать до него или совершает покупку спонтанно по пути с работы домой?

Важные факторы:

  • проходимость покупателей: центральная или гостевая улицы, близость к остановке общественного транспорта;
  • арендная плата и условия собственника;
  • удобная парковка;
  • окружение: две одинаковых точки в одном помещении или за соседним крыльцом вынуждены будут делить покупателей.

Заказ оборудования

— Вспоминаю, что когда я решила открыть свой розничный магазин, в кармане у меня были 15 тысяч рублей. Понятно, что тогда это были другие деньги. Но мне хватило на покупку б/у оборудования: стеллажей, торгового прилавка, витрины, — рассказывает Лариса Поль.

Действительно, на первое время можно закупить все необходимое с рук. В любом крупном городе наверняка найдется тот, кто закрыл свой бизнес и готов за копейки распродать оставшееся оборудование, только бы избавиться от ненужного больше имущества. Со временем можно начать покупать и заменять оборудование. В интернете будет несложно найти фирмы, которые поставляют оборудования для торговли. С ними можно рассчитывать по безналу, оформлять доставку и монтаж.

Покупка расходных материалов

В каждом розничном магазине будут свои расходники. Например, если речь о бутике, то предстоит закупать зеркала, манекены и плечики. Любой точке пригодится средства для уборки, канцелярия. Не стоит забывать и о товаре.

— Будьте уверены — поставщики вас сами найдут. Они прозванивают все точки из интернет-справочников и предлагают закупать товар у них. Со временем, можете выйти напрямую на изготовителей, на фабрики и заказывать товар оттуда. Это будет дешевле, чем у оптовиков, — делится эксперт «Комсомолки».

Наем персонала

Самый простой способ найти персонал — подать объявление на интернет-площадке. Можно разместить листок у своего отдела.

— У сотрудника должна быть грамотная речь. Он должен быть приветливым, для покупателей это очень важно. Прекрасное качество для продавца — аккуратность. Тогда в отделе всегда будет порядок, — рассказывает Лариса Поль.

Что касается зарплаты линейному персоналу, то чаще всего пользуются фиксированной схемой: небольшой оклад за выход + процент с продаж. Мотивировать персонал можно премиями в случае выполнения плана. На работу в одну точку чаще всего принимают двух продавцов, чтобы они могли подменять друг друга и строить индивидуальный график.

Как привлечь первых клиентов

— Нужно заявить о себе, что твой магазин открылся и ждет покупателей. Помогут вывески, расклейка объявлений, раскладки по почтовым ящикам, если магазин вблизи жилого квартала. Хотя скажу откровенно, раздачи листовок на улицах и объявления нам особо покупателей не принесли. Слишком много вокруг рекламы, люди теряются. Куда эффективнее будет яркая и понятная вывеска. Когда человек придет в ваш отдел. важно заинтересовать покупателя хорошим обслуживанием, — рассказывает бизнесвумен.

Не стоит забывать про современный каналы продвижения. Знакомить покупателей с товаром можно на страничках в соцсетях. Там же можно анонсировать акции и распродажи. Не стоит распыляться на все соцсети сразу. Решите, где обитает ваш основной клиент: «ВКонтакте», Instagram, а может быть, Facebook. Лучше сделать одну страничку, но максимально информативной и доброжелательной.

это интересно
Как открыть кафе с нуля
Кафе — модный и интересный бизнес для многих предпринимателей. Пошаговая инструкция по открытию — в нашем материале
Подробнее

Если не уверены в своих силах, а бюджет позволяет, то лучше обратиться в консалтинговую компанию или рекламной агентство. Там помогут выстроить стратегию продвижения и возьмутся сделать для этого все необходимое.

Не забывайте о таком бесплатном и эффективнейшем инструменте, как онлайн карты и справочники. Позаботьтесь, чтобы ваш розничный магазин был упомянут в 2ГИС, «Яндекс. Карты» и Google. Заполнить страничку магазина, указать контакты, сайт, соцсети и даже цены, владельцы фирм могут бесплатно.

Распространенные ошибки

Нехватка лидерских качеств. Руководитель и бизнесмен должен быть сильным человеком, с внутренним стержнем, уметь держать штат и когда это требуется — быть жестким с сотрудниками. В то же время нужно проявлять человечность.

Попытка конкурировать с интернет-торговлей. Сегодня это бессмысленно. Невозможно предложить более выгодные цены для потребителя, учитывая затраты на оплату аренду, зарплаты и налоги. Лучше подумайте, чем вы выделяетесь. Ответьте себе на вопрос, почему купить должны у вас. Это станет ключом к пониманию рентабельности бизнеса.

Продажа некачественного товара. Найти продукцию по доступной цене, на которую можно накинуть свой процент и заработать будет непросто. Рынок наводнен дешевыми товарами посредственного качества. Если покупателя что-то не устроит, то первым делом он адресует претензии розничной точке, а не производителям.

Отсутствие бизнес-плана. Действовать на авось не получится. Иначе велик процент того, что дело прогорит. Нужно стараться просчитать каждую копейку расходов и соизмерить возможный доход.

— В целом могу сказать, что в России можно заниматься таким бизнесом, ничего сверхсложного в этом нет. Однако нужно уметь мыслить широко. Есть люди, у которых мысль идет как трамвай — строго по маршруту, с работы и до дома. В бизнесе так нельзя. Это машина, на которой ты едешь в любую сторону, разбираешься в законах, общаешься с поставщиками и покупателями. Заниматься розничной торговлей можно долго. Знаю людей, которые ведут такой бизнес 20-30 лет. Думаю, их привлекают не только доход и интерес. Тяжело в 50 лет найти другую работу, да еще и такую, чтоб не просто кассиром в супермаркете, — рассуждает предприниматель Лариса Поль.

Сколько стоит открыть розничный магазин

Статья расходовПриблизительные траты, руб.
Закуп оборудования для торговлиот 10 000
Арендная плата за первый и последний месяцы50 000 — 200 000
Закупка товараот 50 000
Касса20 000
Ремонт, вывеска10 000 — 100 000
Зарплатный фондот 50 000
Бухгалтерия и расходы на документы для запуска30 000
Бюджет на рекламуот 10 000

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте