Бизнес-идея звучит просто: открыть пункт выдачи маркетплейса Wildberries, выдавать покупателям заказы и получать за это свой процент. На деле же запуск точки может вызвать массу вопросов. Пошагово объясняем, как открыть пункт выдачи Wildberries в 2024 году, и на что обратить внимание в первую очередь.
У Wildberries в России порядка 30 тыс. пунктов. Маркетплейс остается лидером среди аналогичных площадок по количеству собственных точек. Однако существенная часть бизнеса все же управляется партнерами и франчайзи. Проще говоря, предприниматели запускают свои пункты выдачи заказов под фиолетовой вывесок «ягодок». За это они получают отчисления от маркетплейса.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Срок открытия пункта | около 1 месяца |
Расходы на запуск | в среднем 350-500 тыс. рублей |
Рекомендуемая площадь помещения ПВЗ | 50-100 м² |
Как происходит согласование с маркетплейсом | все онлайн |
Примерная прибыль с одного ПВЗ после вычета расходов на аренду и зарплаты | 30-70 тыс. рублей |
Есть ли поддержка со стороны маркетплейса | да, при работе по франшизе предусмотрены субсидии на первые месяцы после запуска |
У маркетплейса есть два варианта сотрудничества:
Условия по ним время от времени меняются. Например, раньше WB Point не предполагал брендирования. Из-за этого можно было выдавать посылки и других компаний. Меньше были требования к помещению (от 30 м², сейчас от 50 м²). В целом условия для открытия WB Point чуть проще в реализации, но и поддержки со стороны маркетплейса меньше.
К слову, можно купить уже действующий ПВЗ. Маркетплейс публикует на виртуальной карте выставленные на продажу уже открытые пункты. Еще больше предложений на сайтах с объявлениями от частных пользователей. Но стоит внимательно изучать лоты, так как причина продажи может быть в низком товарообороте.
В помещении должна быть возможность выделить зону под склад. Причем в зависимости от города и порядка работы с маркетплейсом (партнерский пунт или франшиза), размеры площади варьируются от 10 до 30 м².
Не обязательным, но крайне желательным с точки зрения скорой окупаемости расходов на открытие требованием является хороший черновой ремонт, а еще лучше white box (отшпаклеванные стены, напольное покрытие), чтобы осталось только сделать «косметику».
Подсчитаем расходы на запуск. В расчетах будем оптимистично считать, что помещение требует только косметического ремонта и вам удалось найти лот с хорошей ценой. При расчете цен ориентировались на московский рынок.
Итого за первый месяц уйдет 435 тыс. рублей при хорошем сценарии. Однако аренда помещения в крупном городе может быть и кратно выше, как и расходы на ремонт. Так что остается вилка до +50% к этим расчетам.
Если говорить про регионы, то с учетом более низких ставок аренды и зарплат, можно ориентироваться на 350 тыс. рублей.
Каждый партнер маркетплейса проходит пять этапов на пути к открытию ПВЗ.
Нужно открыть ИП или ООО. Для начинающих предпринимателей первое проще и дешевле. Среди ОКВЭД (это коды налоговой, который указывают, чем занимается бизнес), выберете 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
Если хотите партнерский пункт, то установите приложение WB Point на смартфон и регистрируйтесь как собственник пункта.
При работе как франчайзи – посетите сайт WB Franchise и авторизуйтесь в личном кабинете.
Прежде воспользуйтесь виртуальной картой (PVZ MAP), которую регулярно обновляет маркетплейс. Карта разделена на цветовые зоны:
Кроме того, есть бесцветные участки. Значит маркетплейс считает, что в этой части города живет слишком мало людей и пункт не будет востребован.
Недоступные для открытия зоны означают, что место уже занято другими предпринимателями. Однако может быть так, что в паре кварталов уже есть ни один ПВЗ Wildberries, однако зона горит приоритетом и над ней висят восклицательные знаки или молнии. Восклицательные знаки означают, что местные пункты не справляются с нагрузкой. То есть покупателей здесь много, в этот район можно заходить. Молния означает, что пунктов вообще нет, но они очень нужны.
Деление по цветам важно не только с точки зрения расчетов будущих оборотов пункта. У маркетплейса есть программы поддержки для предпринимателей, которые открываются в таких зонах. Кроме субсидий, партнеры также получают повышенный процент от оборота и бесплатную брендированную вывеску (условия могут меняться).
Помещение вам предстоит найти самостоятельно. Его можно приобрести или взять в аренду у собственника. Второе хоть и сулит меньше затрат в моменте, но придется выстраивать отношения с владельцем.
С маркетплейсом нужно будет согласовать выбранное помещение. Загрузить информацию о нем и прикрепить фото фасада здания, планировки и текущего состояния объекта. После этого менеджеры рассмотрят обращение (точных сроков нет, но зачастую это занимает до 5 дней).
У Wildberries есть брендбук – это брошюра, в которой собраны требования к визуальному оформлению. Документ не слишком объемный, но при этом подробный. Актуальную версию брендбука получите, когда подадите заявку на открытие. Приведем основные моменты:
Фото с результатами ремонта нужно будет отправить представителям маркетплейса. Они укажут на недочеты, если те имеются. Если все сделано верно, то дадут разрешение на открытие. С этого времени ваш ПВЗ появится на всех релевантных картах (Wildberries сам все сделает), а покупателей, которые живут рядом, оповестят об открытии.
Средний чек покупки на Wildberries колеблется в районе 800 рублей. Однако среднее число выдачи заказов в своих пунктах компания в публичном поле не раскрывает. Судя по отзывам предпринимателей в соцсетях, которые ведут такой бизнес, это может быть как 150-200-300 товаров в сутки для густонаселенных региональных центров, так и 30-50 товаров в сутки для точки в средних и малых городах. Для удобства расчетов возьмем усредненное значение в 75 выданных заказов в день. То есть товарооборот 1,8 млн. рублей.
Сам маркетплейс в своих калькуляторах на сайтах для франчайзи дает такой расклад.
Если в Москве товарооборот пункта составляет 5 млн. рублей в месяц, то с учетом расходов на аренду и зарплаты, прибыль составит 17 525 рублей. При товарообороте 10 млн. рублей в месяц – 128 488 рублей.
Для Челябинской области при тех же значениях товарооборота (5 и 10 млн. рублей) прибыль составляет 42 749 и 110 283 рублей соответственно.
В Хабаровском крае – 28 540 руб и 99 968 рублей при идентичных показателях.
На самом деле истина как всегда где-то посередине. Средние показатели прибыли для ПВЗ в хорошей локации – от 30 до 70 тыс. рублей в месяц уже после вычета обязательных трат на функционирование ПВЗ. Однако такие цифры получаются ближе к концу первого года работы.
С учетом субсидий от маркетплейса, отбить стартовые вложение можно уже спустя два-три месяца работы. Однако секрет успеха зачастую в субсидиях для новичков. После доход будет падать, потом расти (при условии, что жители узнали о пункте и стали им пользоваться) и в итоге выровняется.
Однако вся бизнес-модель может вмиг рухнуть, если нарваться на штрафы от маркетплейса. Владельцы ПВЗ «ягодок» неоднократно рассказывали о существенных для бизнеса санкциях: за не включенную камеру, неправильное оформление товара при возврате, подлоге возвратных вещей и прочем. Так что один штраф способен «съесть» всю прибыль за один, а то и два месяца.
В этом кроется слабая сторона решения открывать только один ПВЗ или вкладывать весь свой капитал только в один пункт.
Не стоит надеяться, что открыв ПВЗ, деньги потекут рекой. На данный момент этот рынок уже насыщен и высоко конкурентен, рассказывает кандидат экономических наук, доцент МГТУ им. Баумана Екатерина Федюкович.
«Так что прибыли, несмотря на рост количества заказов, сокращаются. – говорит эксперт – Это же обстоятельство снижает вероятность поглощения отдельных пунктов крупными компаниями. Открытие нескольких ПВЗ одновременно не дает значимой экономии на масштабе, и хотя может увеличить общие доходы, но изменение ставки налогообложения с упрощенной на общую нивелирует усилия.
Тем, кто хочет открыть свой первый бизнес стоит начинать с одного ПВЗ.
Поскольку на пункте выдачи нельзя заниматься никакой другой деятельностью, кроме собственно приемки и выдачи товара, конкурентные преимущества могут быть только за счет месторасположения и качества обслуживания.
В первую очередь важна правильная локация. Правильная – значит расположенная вблизи удобного подъезда, парковки, в шаговой доступности от общественного транспорта и рядом с местом жительства потенциальных клиентов. Помещение не должно требовать капитального ремонта. Масштабный ремонт увеличит первоначальные расходы и срок окупаемости.
Не стоит ожидать, что как только вы откроете ПВЗ, про вас автоматически узнают и начнут оформлять доставку. В первое время потребуется информировать жителей близлежащих домов о новом пункте выдачи. Это могут быть шарики над дверями с надписью «Мы открылись» или раздача листовок, или рекламный баннер. Аккуратная реклама в данном случае может быть очень полезна на первых порах, но не забывайте, что ее стоимость сокращает прибыль.
В целом же хорошо открывать новые ПВЗ за пару месяцев перед праздниками, особенно новогодними, когда и поток клиентов, и средний чек – выше».
Чтобы инструкция получилась более подробной, мы попросили эксперта ответить на самые популярные вопросы по открытию пункта выдачи Wildberries.