Как открыть пункт выдачи Ozon в 2024 году

Пункты выдачи заказов маркетплейса Ozon работают по модели франшизы: начать работу с ПВЗ может любой совершеннолетний предприниматель. Вместе с экспертом рассказываем об условиях и ценах открытия пункта выдачи Ozon в 2024 году.

Как открыть пункт выдачи Ozon. Фото: shutterstock,com
Алексей Журавлев Управляющий сетью пунктов выдачи заказов различных маркетплейсов Андрей Абрамов Журналист КП

Бизнес на маркетплейсах захватывает умы россиян. Одни начинают торговлю на виртуальных платформах, другие становятся партнерами компаний и открывают свои пункты выдачи заказов (ПВЗ). Например, Ozon. Человек, который решил запустить свою точку для работы с посылками покупателей называется агентом.

На первый взгляд работа кажется непыльной: найди сотрудника или сам отдавай покупки. Отчасти так и есть. Но и в этом бизнесе есть свои подводные камни. Зная о них вы сможете избежать проблем и сделать пункт выдачи успешным.

Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Полезная информация об открытии пункта выдачи Ozon

Сколько клиентов забирают заказы в ПВЗ8 из 10 покупателей Ozon
Из чего формируется основной заработокВыдача заказов и принятие к возврату
Источники дополнительного заработка агентаКурьерская доставка, работа с почтоматами, другие службы доставки, принятие отправлений от продавцов маркетплейса
Есть ли поддержка для запускаЕсть: материальная и консультативная
Сколько времени уходит на запуск ПВЗВ среднем 2-4 недели
Минимальные требования к площадиОт 25 м² (в городе), в сельской местности – нет
Расходы на запускАренда или покупка помещения, фонд оплаты труда, покупка мебели, техники, косметический ремонт
Сколько стоит франшиза OzonБесплатно, роялти также не предусмотрена

Условия и цена открытия пункта выдачи Ozon

Чтобы открыть франшизу ПВЗ Ozon нужно быть индивидуальным предпринимателем или представлять юрлицо. То есть обязательно быть совершеннолетним.

Платить роялти (ренту за право работать под брендом) маркетплейсу не нужно. Зарабатывает агент на проценте с каждого выданного заказа, но есть и другие источники дохода.

На запуск одного пункта выдачи в среднем уходит от двух до четырех недель – нужно будет подобрать помещение и обязательно сделать косметический ремонт в соответствии с требованиями Ozon.

Самые точные и подробные условия указаны в агентском договоре. Не забудьте изучить и приложение к нему.

это интересно
Как продавать на Ozon
Подробная инструкция с советами экспертов
подробнее

Пошаговая инструкция по открытию пункта выдачи Ozon

Для открытия ПВЗ потребуется выполнить несколько условий: получить нужный статус, если его нет, подыскать помещение, заключить договор и так далее. Мы подробно описали каждый из требуемых шагов. Следуя инструкции вы без особого труда начнете бизнес с Ozon и откроете свой первый пункт выдачи заказов.

Юридические нюансы

Вам нужно открыть ИП или юрлицо. В списке ОКВЭД должны быть указаны коды 47.91, 53.20, 52.29, 53.10 52.10.9, 96.09 (все не нужны, достаточно одного). Также маркетплейс не возражает, если вы сотрудничаете с другими площадками или сами торгуете на Ozon. Под «сотрудничаете» подразумевается отдельный бизнес. Запустить в одном помещении Wildberries, Маркет и Ozon нельзя. Однако, забегая вперед, уточним, что пул допустимых партнеров, с которыми можно работать в ПВЗ Ozon все же есть.

Заявка в Ozon

В разделе сайта маркетплейса для партнеров оставьте заявку, что желаете открыть агентский пункт выдачи заказов (АПВЗ).

Подбор локации

У маркетплейса есть виртуальная карта, в которой он сам предлагает оптимальные районы для открытия ПВЗ. Строго говоря, в большом городе это даже не районы, а кварталы и микрорайоны. Потому что разметка карты происходит на основе данных о плотности населения.

Все идет к тому, что в новых ЖК, где высока плотность застройки и количество квартир в многоэтажке составляет 500 и более – вскоре можно будет запускать отдельные пункты выдачи в каждом доме. Речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других крупных мегаполисах. В городах поменьше ситуация иная.

Ozon уже все подсчитал и предлагает ориентироваться по его карте. На нее нанесены разноцветные соты (сама компания именует их «гексагонами»). Зеленые – это густонаселенные районы, синие – более перспективные, оранжевые – малонаселенные. Если участок без цвета, там либо нельзя открыть пункт (потому что действует охранная зона другого ПВЗ), либо маркетплейс не считает локацию перспективной. Запуститься там вы сможете, но поддержку (то есть помощь агентам от Ozon) не получите. 

Сотрудники маркетплейса, которые готовили карту, могли ошибиться в оценке реальной перспективности квартала. Поэтому карта должна быть вашим ориентиром, но перед окончательным решением лучше посетить выбранное место лично.

Выбор помещения

При осмотре района и прицельном выборе помещения обращайте внимание на количество трафика, пешеходные потоки рядом с предполагаемым местом аренды. Идеальной может быть локация вдоль дороги (не обязательно автомобильной), по которой люди с крупного остановочного пункта идут вглубь жилого квартала.

В Москве и Санкт-Петербурге это, например, маршруты от метро. В других городах может быть просто остановка рядом с жилым массивом. Все точки притяжения в районе вам на руку. Школы, поликлиники, продуктовые, какие-то знаковые магазины района – все это генерирует трафик. Конечно, человек, который изредка посещает поликлинику в этом квартале, вряд ли пойдет забирать свой заказ в ваш ПВЗ. Но есть врачи и другие работники, чьи регулярные маршруты могут проходить через вашу локацию.

По той же причине хорошо, если рядом будет много коммерческой недвижимости, офисов, бюджетных учреждений. Но открываться в микрорайоне, который состоит только из офисов рискованно. По выходным и праздникам они «вымирают». Да и в будний день трафик будет только до 18:00-19:00.

В идеале помещение должно располагаться на первой линии застройки. Тут пролегают дороги и большой пешеходный трафик ввиду наличия других коммерческих отделов. Однако такие помещения в разы дороже. Так что присматривайтесь и ко второй линии. А вот помещения внутри дворов (да еще и на закрытых территориях) – довольно спорный выбор.

Посетите сайты с объявлениями о сдаче недвижимости в аренду. Можно и выкупить помещение, если вы располагаете нужной суммой и твердо уверены, что проект «выстрелит» (помните, что юридическое лицо может вернуть 20% НДС с покупки помещения). Новичкам предпочтительнее выбирать простую аренду.

Не все помещения под сдачу выкладывают в интернете. Иногда какой-нибудь цоколь в жилом доме или угол в торговом комплексе может пустовать, потому что у собственника просто нет времени, чтобы заняться вопросами аренды.

Нередко так бывает с помещениями жилых домов, которые числятся общедомовой собственностью. Собственникам просто нет до них дела. Тогда можно выйти на управляющую компанию или ТСЖ и поинтересоваться условиями аренды. Поэтому важно лично осматривать квартал, а не слепо доверять виртуальным картам маркетплейса.

Еще одна потенциальная «золотая жила» – строящиеся ЖК. Часть коммерческих помещений в них застройщик нередко оставляет себе. Еще на этапе возведения домов можно заключить с компанией договор аренды и застолбить место. Причем и бизнес, и частный собственник могут пойти вам навстречу и дать «арендные каникулы» – пониженную ставку на первые пару месяцев, пока бизнес готовится к открытию.

Теперь о конкретных требованиях к помещению. У Ozon два тарифа для агентов.

«Максимум бренда»

  • Отдельное помещение на первом этаже (впрочем цоколь или иной нестандартный вариант также подойдет, если туда удобно пройти клиентам);
  • Вход может быть как личным, так и общим (например, если это офис-центр, торговый комплекс);
  • Нужно будет сделать ремонт в фирменном стиле маркетплейса;
  • Площадь помещения от 25 м², но комфортнее организовать склад и зону выдачи в помещениях от 50 м²;
  • Если помещение больше 30 м² – можно будет рассчитывать на максимальную поддержку (это своего рода субсидия для агентов от Ozon).

«Домашний пункт»

  • Только для малонаселенных пунктов (до 3,5 тысячи жителей);
  • Подойдет почти любое помещение: гараж, жилой дом, магазин;
  • Требований к минимальной площади нет;
  • Фирменный ремонт не нужен – только вывеска.

Заключение договора аренды

Тут Ozon не участвует, все в ваших руках. Если ранее никогда не имели опыта аренды и вам сложно изучать договор – покажите его юристу или более опытному предпринимателю. Консультация будет стоить недорого, зато специалист укажет на подводные камни. Не бойтесь обсуждать с собственником условия, торговаться и предлагать изменить пункты договора, убрать или включить новые.

Один из важных пунктов, это условия расторжения договора и уведомления об окончании аренды. Следите за тем, чтобы не получилось так, что хозяин может в любой момент попросить вас покинуть помещение да еще и без возврата арендной платы.

Начните делать ремонт

Если вы выбрали тариф «максимум бренда», нужно будет сделать косметический ремонт. У маркетплейса есть подробный брендбук (с указанием требований), в котором перечислены подходящие: набор мебели, цвет краски, свет, потолки и прочее.

Всю маркетинговую продукцию (вывеску, плакаты, наклейки для навигации) – маркетплейс пришлет сам. Вот краткий чек-лист того, что предстоит сделать:

  • Разместить вывеску и световую табличку на фасаде, подключить ее к электричеству;
  • Разместить навигацию (наклейки с указанием, куда идти);
  • Отмыть фасад (возможно, еще и покрасить), привести в порядок ступени, перила, пандус (или кнопку вызова сотрудника);
  • Установить внутри ПВЗ стойку ресепшен, тумбу, прилавок, стол проверки, две-три примерочные;
  • Стены покрасить в серый или белый цвета (точный номер есть в брендбуке), пол и потолок должны быть без повреждений;
  • Привести в порядок освещение: температура ламп должна быть однообразной;
  • По пункту нужно разложить и развесить весь брендинга из набора, который пришлет маркетплейс.

Согласование

Оно проходит дистанционно. Агент отправляет представителям маркетплейса фото помещения после ремонта. Если все в порядке, то компания разрешает начинать работу. Маркетплейс сам разошлет клиентам уведомление об открытии нового ПВЗ в их районе.

Выгодно ли открывать пункт выдачи Ozon

В обоих тарифах («Максимум бренда» и «Домашний пункт») ставки для агентов (т.е. доходы) такие:

  • за товары до 5 тыс. рублей – 5% от цены заказа;
  • товары дороже 5 тыс. рублей – фиксировано 250 рублей за товар;
  • за принятый возврат – фиксировано 15 рублей за товар.

Также можно зарабатывать на:

  • приемке товаров от продавцов Ozon – 15 рублей за отправление;
  • обработке заказов и загрузке ближайшего постомата – 2,5% от оборота;
  • подтверждении личности клиента и выдаче Ozon Карт (банковская карта от маркетплейса) – 100 рублей за операцию;
  • выдаче посылок других служб доставки (сейчас Ozon сотрудничает с Boxberry, «Цайняо»). По оценкам маркетплейса, в среднем это приносит 15 тыс. рублей в месяц.

Отдельное большое направление бизнеса – франшиза курьерской доставки. Ozon сокращенно называет ее ПВЗ-к. То есть на ваш склад будут приходить еще и заказы, которые клиенты хотят получить на дом. А курьеры (их придется нанять самостоятельно, причем нужна машина) будут развозить посылки.

За это маркетплейс будет платить 3,85% – 4,75% от стоимости доставленных товаров. По статистике Ozon, один курьер в день выполняет от 40 доставок, при среднем чеке клиента около 5 тыс. рублей.

К ПВЗ-к есть свой набор требований. В основном, технических. Площадь склада от 35 м² (если открываете его при действующем ПВЗ), удобный подъезд для разгрузки.

Также в Ozon широко практикуют поддержку агентов. Не только консультациями, но и выплатой «подъемных» на первых этапах. Эти средства помогут быстрее окупить затраты на запуск. Выплачивают от 65 до 100 тыс. рублей в месяц. Но для этого нужно достигнуть минимального оборота, то есть выдавать заказов на определенную сумму в месяц. Она зависит от региона и составляет от 285 до 420 тыс. рублей. Подробнее об этом можно прочитать в агентском договоре.

Кроме доходов в своей бизнес-модели важно учитывать ежемесячные и разовые расходы. Вот какими они могут быть для города с населением 300-500 тысяч человек:

  • Аренда – 35 тыс. рублей в месяц;
  • Залог по аренде – 35 тыс. рублей;
  • Зарплата сотрудникам – 45 тыс. рублей в месяц;
  • Коммунальные платежи и текущий ремонт – 10 тыс. рублей в месяц;
  • Налоги, бухгалтерия – 10 тыс. рублей в месяц;
  • Расходы на ремонт – 80 тыс. рублей;
  • Техника – 60 тыс. рублей;
  • Мебель – 30 тыс. рублей.

Таким образом 305 тыс. рублей уйдет только на запуск по тарифу «Максимум бренда». Для «Домашнего пункта» расходы составят около 30 тыс. рублей.

Если ваша экономика «сходится», тогда открывать пункт выдачи Ozon выгодно.

это интересно
Главные онлайн-кассы для бизнеса
Выбрали лучшие аппараты для ИП, интернет-магазинов и ООО
Подробнее

Отзыв эксперта по открытию пункта выдачи Ozon

О специфике открытия ПВЗ Ozon рассказывает управляющий сетью пунктов выдачи заказов различных маркетплейсов Алексей Журавлев.

«Первым делом замечу, что компания в своих маркетинговых материалах будто дает посыл, что это некий семейный бизнес, ваше маленькое дело с неплохими оборотами – говорит эксперт – однако в России в 2023 году тенденция складывается иная. Управлять ПВЗ проще становится большим компаниям. Причина довольно простая: больше возможностей для развития, а главное – оборотных средств.

Все дело в том, что открыть в большом городе супер-прибыльный ПВЗ очень сложно. Многие локации уже разобраны. Если открывать пункт в не самом людном квартале да еще и с неудобным расположением – будут одни убытки (аренда, зарплата сотрудников, техника, которая имеет свойство ломаться).

Когда у тебя сеть пунктов, ты можешь за счет сверхприбыли одних точек перекрывать другие, которые пока только раскачиваются. Но если в бизнесе занят бюджет не предприятия, а семейный, то делать это в разы накладнее. Поэтому люди, проработав два-три месяца, нередко разочаровываются в начинании.

Представьте, сначала вы решили, что будете сами выдавать заказы. Посидели месяц и поняли, что работать с девяти утра до девяти вечера семь дней в неделю очень сложно. Пусть даже вы и сидите на стуле и изредка выносите посылки (а поначалу это будет очень изредка). Тогда решили нанять какого-нибудь студента на подмену. Тот неделю поработал, потом решил прогулять, а пункт нельзя не открыть, за это есть штрафы.

Потом найдется какой-нибудь наглый арендодатель, который увидев, что вы сделали хороший ремонт, придет и скажет: «Поднимаю плату или выезжай». Когда ПВЗ управляет компания, такие вопросы с персоналом и контрагентами решать проще. 

При этом со стороны Ozon все чисто и честно: они не облагают никакими штрафами своего франчайзи, если тот решает закрыться. Разве что, если брали деньги на запуск, так называемую поддержку, то их придется вернуть.

Другая сложность в открытии своего первого ПВЗ самостоятельно – придется буквально разорваться на части. Хочу предупредить, что это бизнес не для тех, кто сидит в декрете с маленькими детьми или на полной занятости на основном месте работы. На поиск локации, ремонт, чтение договоров с маркетплейсом уходит очень много сил. Чтобы все получилось быстро и качественно, придется посвятить как минимум месяц только открытию ПВЗ. Не рассчитывайте, что вы все сделаете за выходные или вечером после работы.

Но все вышесказанное не означает, что в этом бизнесе нет перспектив для индивидуальных предпринимателей. Напротив, знаю примеры, когда запустив ПВЗ у себя в цоколе дома, через год у человека было уже десять точек по всему городу. Но это не счастливый билет, а результат планомерной работы и хорошего бизнес-плана. В общем не думайте, что ПВЗ – это пассивный доход. Это полноценный бизнес, пусть и чуть более легкий за счет модели франшизы».

Популярные вопросы и ответы

Вместе с экспертом ответим на главные вопросы по открытию ПВЗ Ozon.

Сколько можно заработать на открытии пункта выдачи Ozon?

Средний ПВЗ Ozon выдает около 50 посылок в день, но не сразу после открытия, а спустя 3-6 месяцев, когда о пункте узнают, им начнут пользоваться жители. В городах-миллионниках при хорошем расположении бывает около 200 клиентов в день. Разумеется, есть «горячий» сезон вроде предновогоднего и «мертвые недели» (как правило, с января до начала весны).

Предположим, что ПВЗ выдает 50 посылок в течение месяца (30 дней). И каждый заказ стоит 2,7 тыс. рублей. Эта сумма примерно равна среднему чеку покупок пользователей Ozon. С каждого такого заказа 5% отчислений полагается франчайзи.

При такой математике выходит чуть больше 202 тыс. рублей дохода в месяц. Солидно, особенно если учесть, что открытие пункта в крупном городе обходится в 300-400 тыс. рублей. Но не забывайте, что до оборота 50 посылок в день еще нужно раскрутиться. Плюс часть средств регулярно будет уходить на аренду, затраты. Так что в реальности чистая прибыль с пункта зачастую в диапазоне 20-50 тыс. рублей. Впрочем, на дистанции она становится больше, поскольку ваши бизнес-процессы оптимизируются, а незапланированных расходов становится все меньше.

Где выгоднее открывать пункт выдачи Ozon?

В местах с высокой плотностью населения и большой проходимостью. Выгодно запускаться в новых жилых комплексах. При этом желательно, чтобы в радиусе 1,5-3 километров не было других ПВЗ этого маркетплейса. В большом городе это, конечно, редкость,  расстояния между пунктами выдачи могут быть и меньше.

Есть ли программы обучения для предпринимателей, которые планируют открыть пункт выдачи Ozon?

Да, такие программы есть. Причем, как у независимых блогеров или компаний, так и у самого Ozon. Правда в первом случае они платные, а вот маркетплейс учит бесплатно. У компании есть база знаний – виртуальный сборник ответов на вопросы, который освещает многие аспекты. А еще действуют территориальные менеджеры. Контакт менеджера вам дадут (связь через чат), когда подадите заявку на открытие АПВЗ. Отметим, что по нашему опыту общения с предпринимателями, работу менеджеров чаще хвалят, чем ругают. Они могут подсказать ответ на интересующий вопрос или разрешить спорную ситуацию.
КП КП Финансы
Реклама О проекте