Киберспортивные клубы вновь становятся популярными, поэтому и бизнес, связанный с ними, интересует все больше предпринимателей. Рассказываем в нашей пошаговой инструкции, что сделать, чтобы открыть киберспортивный клуб с нуля в 2024 году, а эксперты в этой области деляется бизнес-секретами.
На заре «нулевых» компьютерные клубы были настоящим местом силы играющей молодежи. В них прогуливали уроки и пары, тратили карманные деньги, делились секретами с другими игроками и устраивали масштабные баталии по локальной сети. При этом выглядели они удручающе: темное помещение с дешевой офисной мебелью, уставленное мониторами и системными блоками.
Поэтому когда высокоскоростной интернет пришел в каждый дом, весь бизнес быстро сошел на нет. Однако последние годы тенденция переломилась. И этому есть простое объяснение:
— Киберспортивные клубы вновь становятся популярными. Происходит это на фоне увеличения цен на комплектующие для игровых ПК, а также роста интереса к киберспорту. Сейчас основными играми в компьютерных клубах являются киберспортивные дисциплины. Изменилась и сама концепция компьютерных клубов — сейчас это лучшее «железо» на рынке, игровая периферия высокого качества, дорогостоящие геймерские кресла и высокий уровень сервиса. Также во многих крупных клубах и аренах есть возможность снять в аренду отдельные комнаты под буткемп (тренировочную базу киберспортивной команды) или даже проведение небольшого турнира, — говорит представитель компьютерного клуба Cyber Loft в Yota Arena Татьяна Богомолова.
Аудиторией киберспортивных клубов являются парни и девушки преимущественно в возрасте от 16 до 35 лет. Посетители компьютерных клубов приходят не только поиграть, но и пообщаться. Аудитория клубов — это часть большого киберспортивного комьюнити, члены которого могут делиться опытом и фишками друг с другом.
Чаще всего в общие залы клубов приходят обычные игроки, киберспортивные команды предпочитают тренироваться в отдельных помещениях, где им никто не будет мешать.
Представляем пошаговую инструкцию для предпринимателей, как открыть киберспортивный клуб с нуля.
Чтобы открыть киберспортивный клуб, нужно первым делом оформить в налоговой службе (ФНС) статус индивидуального предпринимателя (ИП) или завести общество с ограниченной ответственностью (ООО). Если все делаете сами, то проще выбрать первый вариант. Но если проект серьезный, с привлечением инвесторов, с намерением официально трудоустраивать сотрудников, тогда стоит остановиться на ООО.
Среди кодов ОКВЭД стоит выбрать 93.29, 72.60 или 63.99. Вообще для компьютерных клубов классификации не существует, поэтому чаще всего применяют эти два. Если планируете продавать еще и еду, то стоит добавить 56.10.
— Из-за изменения самой концепции клубов, которые превратились в полноценные развлекательные заведения, критерии выбора места тоже стали обычными для этой отрасли: транспортная доступность, высокая проходимость. И, конечно, лучше выбирать места скопления вашей целевой аудитории — расположение неподалеку от школ, вузов, колледжей или креативных молодежных кластеров будет отличным подспорьем для работы клуба, — говорит Татьяна Богомолова.
Главным оборудованием в компьютерном клубе является сама игровая станция: системный блок и монитор. Первым делом просчитайте, какая техника понадобиться вашему киберспортивному клубу: сколько каких устройств будет доступно гостям — 10 или 100? Плюс не забывайте, что завлечь клиентов помогут популярные игровые приставки XBox, Playstation 4 или 5 или VR-очки.
Отметим, что иногда киберспортивные клубы прибегают к маркетинговому ходу и делят игровые зоны по степени крутизны. В одних клиенты получают мониторы высокого разрешения, максимальную производительность и топовую геймерскую периферию. В других все более скромно, но и цена с дисконтом. Учтите этот момент, когда будете открывать киберспортивный клуб.
Для заказа оборудования лучше всего обратиться к оптовым поставщикам. Сегодня многие компании, которые торгуют техникой, предлагают готовые игровые ПК. Но вот цены нужно мониторить. Потому как все зависит от количество позиций в заказе и того, как выстроите отношения — всегда можно попытаться выбить скидку. Определитесь с тем, какое «железо» хотят видеть ваши гости. После чего начинайте обзванивать поставщиков и запрашивать предложения. Не поленитесь потратить на это побольше времени, чтобы найти привлекательную цену.
К расходным материалам в этом бизнесе можно отнести компьютерную периферию (мышки, клавиатуры, наушники). Все это также доступно у оптовых поставщиков. Также потребуется мебель. Кресла (обычные офисные или стилизованные геймерские), столы, подставки для ног, мягкие кресла для лаунж-зоны. Для подбора этой категории товаров следует найти другого поставщика.
Вам потребуется 2-4 администратора — в зависимости от графика работы киберспортивного клуба. Нужен системный администратор, отвечающий за состояние техники и при необходимости отправляющий компьютеры в сервисный центр, бухгалтер и директор. В идеале для постоянного привлечения новых клиентов и удержания старых нужны маркетолог, SMM-менеджер и PR-менеджер, которые будут регулярно работать с целевой аудиторией клуба. Уборщиц и охрану можно привлечь через специализированные компании.
Привлечение первых клиентов происходит через те же стандартные инструменты, что при открытии, например, кафе или салона красоты.
— Конечно, можно использовать и такие методы, как раздача флаеров и расклейка постеров на досках объявлений домов района, но молодая аудитория все более скептично относится к такому способу продвижения клуба, предпочитая онлайн, — отмечает собеседница «КП».
Отсутствие позиционирования и стратегии развития киберспортивного клуба. При внешней легкости запуска бизнеса часто забывают о том, что клуб — это тоже компания, и как при открытии любого заведения нужно не просто копировать чей-то опыт, а продумать, чем ваш клуб будет уникален и интересен.
Часто ожидаемо закрываются неудачно расположенные заведения, например, с плохой транспортной доступностью. Поэтому перед открытием компьютерного клуба особенно важно оценить предполагаемый район, поставить себя на место потенциального клиента и проверить, насколько удобно добираться до будущего заведения.
Еще одна важная ошибка — недостаточно внимания уделять правовым нормам и документам, это важно как и в любом другом бизнесе. Специфика индустрии порой привлекает повышенное внимание администрации к заведению. Например, во время ночной работы заведения в клубе могут оказаться ребята младше 18 лет, поэтому контролируйте, чтобы после 22:00 не было несовершеннолетних.
Пункт расходов | Приблизительные траты |
---|---|
15 игровых ПК | 2 000 000 рублей |
15 геймерский мониторов | 250 тысяч рублей |
Софт и игры | 400 000 рублей |
Затраты на регистрацию в госорганах | 25 000 рублей |
Касса | 15 000 рублей |
Кресла + столы для игроков | 400 000 рублей |
Прочая компьютерная периферия (наушники, клавиатуры, мыши, джойстики) | 100 000 рублей |
Аренда за первый и последний месяц | около 100 000 рублей |
Ремонт и декорирование помещения | 200 000 рублей |
Затраты на промокампанию | от 50 000 рублей |
Зарплатный фонд | от 1500 рублей за смену сотрудника |
Игровые приставки | 100 000 рублей |
Получается, что открытие киберспортивного клуба с нуля — достаточно солидная инвестиция. Не стоит забывать, что техника со временем изнашивается. Чтобы оставаться на гребне, придется регулярно вкладываться в обновления. Также не стоит думать, что в киберспортивном клубе прокатит работать с пиратским софтом и играми. Во-первых, нелицензионные игры зачастую лишены возможностей кооперативного режима, ради которого и посещают киберспортивные клубы. Во-вторых, с проверкой всегда могут прийти ревизоры и серьезно оштрафовать за отсутствие лицензий.