Сегодня у городских жителей с активной жизненной позицией все большую популярность приобретают рестораны быстрого питания. Разбираемся, как открыть фаст-фуд с нуля в 2024 году, чтобы успешно покорить индустрию ресторанного бизнеса.
Несмотря на финансовый кризис, связанный с пандемией, рынок общественного питания – самая стабильная и быстрорастущая отрасль экономики. За последний год было зафиксировано увеличение отрасли на 13,5%, что связано как с демократизацией рынка фаст-фуда, так и с увеличением массовости данной отрасли. Около 80% россиян являются клиентами ресторанов быстрого питания. При том, что фаст-фуд уже длительное время занимает прочную позицию на рынке ресторанного бизнеса, ежегодно открывается большое количество новых заведений.
Большое значение в данной статистике имеет непосредственно финансовая сторона, ведь инвестиции окупаются за достаточно короткие сроки, что увеличивает привлекательность этого бизнеса. Фаст-фуд – лучшее решение для начала собственного дела. Вместе с экспертом определяем, как открыть фаст-фуд с нуля и какие проблемы могут возникнуть в процессе.
Перед открытием фаст-фуда нужно провести комплексный анализ рынка: выделить ключевых игроков, найти поставщиков продуктов и сырья, рассмотреть предложения по оборудованию, изучить новые технологии среди ресторанов быстрого питания. После тщательного исследования рынка нужно сформулировать общую концепцию бизнеса, которая включает в себя идею, фирменный стиль, уникальный интерьер, адаптированное меню и технологическую составляющую.
Для успешной реализации бизнес-идеи по открытию фаст-фуда необходимо разработать детализированный бизнес-план с четко прописанными финансовыми показателями: расходами, доходами и прибылью. Его можно заказать в специализированной организации или же составить самостоятельно, воспользовавшись нашей инструкцией.
Перед началом любой коммерческой деятельности в России нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Организационно-правовая форма в виде ИП – самая комфортная форма открытия компании для начинающего бизнесмена. Если собственников бизнеса планируется несколько, удобнее выбрать форму в виде ООО. При регистрации необходимо подать определенный пакет документов в подразделение ФНС.
Полноценный пакет документов для регистрации ИП должен включать:
При регистрации ООО пакет документов будет отличаться:
При заполнении документов на ведение основного вида деятельности в сфере ресторанов быстрого питания необходимо выбрать в качестве ОКВЭД код 51.1 или 52.2.
После регистрации предпринимательской деятельности нужно получить некоторые разрешения и согласования.
Открытие фаст-фуда отличается от прочих форм ресторанного бизнеса тем, что для его организации не требуется никаких лицензий. Однако необходимо пройти проверку на соответствие заведения требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности. Все санитарные правила, которых нужно придерживаться, приведены в требованиях к организациям общественного питания – СанПиН 2.3/2.4.3590-201.
При открытии уличной точки по продаже фаст-фуда придется получить письменное разрешение от Администрации района или собственника частной территории, где будет располагаться нестационарный торговый объект. При этом не стоит забывать о том, что к киоску нужно обеспечить подвоз воды и полуфабрикатов, а рядом с точкой должен быть организован вывоз мусора.
Чтобы не получить штраф на сумму до 20000 рублей по статье 19.7.5-1 КоАП РФ, нужно проинформировать Роспотребнадзор о начале деятельности, отправив уведомление в территориальный отдел почтой или через МФЦ2.
В России сертификация услуг ресторанов и кафе осуществляется добровольно. Чаще всего заведения проводят ее для получения конкурентного преимущества и увеличения клиентского потока. При этом во время сертификации в ресторане проверяется большое количество показателей – от освещенности залов до соответствия нормам приготовления блюд, безопасности оборудования и качества сырья. При подготовке к проверке можно руководствоваться стандартом ГОСТ 30389-20133.
Предприятия, ведущие деятельность на рынке общественного питания, должны создать, внедрить и придерживаться в своей работе принципов системы контроля качества продуктов на всех этапах производства или ХАССП. При разработке ХАССП большое внимание стоит уделить технологическим и технико-технологическим картам, которые разрабатываются для каждого блюда. Помимо успешного прохождения проверок Роспотребнадзора, внедрение системы ХАССП поможет уменьшить долю брака в производстве, повысить безопасность блюд, а также предоставит возможность поставлять продукцию в крупные торговые сети4.
Чтобы лучше стандартизировать деятельность ресторана быстрого питания, можно ввести обновленную систему менеджмента безопасности пищевой продукции или СМБПП. Эта система более всеобъемлюща и универсальна. Она базируется на соответствии требованиям национального стандарта ISO 220005.
Для того, чтобы заниматься доставкой блюд, необходимо оформить обязательную декларацию на соответствие условиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». В нем прописаны требования как к блюдам, так и к особенностям их изготовления, хранения, транспортировки, реализации и утилизации6.
Все сотрудники, имеющие контакт с продуктами питания, должны пройти качественный профессиональный осмотр и получить личную медицинскую книжку. Оформление медицинской книжки обычно берет на себя работодатель, заполнив направление на осмотр. Все манипуляции занимают в среднем два-три дня. Процесс оформления медицинской книжки регулирует приказ Роспотребнадзора7.
Основное правило открытия фаст-фуда – шаговая доступность для посетителей. Формат этого ресторана предполагает нахождение «под рукой», в непосредственной близости от мест скопления людей, например, вблизи торговых центров, офисов, университетов, остановок, транспортных развязок и площадей. Сегодня особую популярность приобретают фуд-корты, однако многие их участники не выдерживают конкуренции с более крупными соседями. Удачное размещение позволит обеспечить постоянный поток покупателей, снизив затраты на рекламу.
Размер помещения стоит определить в зависимости от продукции, которую планируется готовить. Например, киоск с шаурмой требует минимального пространства, здесь хватит и 10 квадратных метров. В то время как лапшичная, суши и роллы или пиццерия требуют уже большие площади. Ресторану быстрого питания на 20 мест следует уделить около 50 квадратных метров, а на 30 мест – уже около 100 квадратных метров.
После подготовки помещения необходимо заказать качественное оборудование для приготовления. В зависимости от формата заведения и ассортимента блюд набор оборудования будет разным. Для старта понадобится универсальный набор аппаратов:
При приготовлении некоторых блюд нужно купить дополнительное оборудование, например:
В зависимости от ширины ассортимента меню будет меняться и количество, и особенности оборудования. При организации фаст-фуда не нужна полноценная кухня, поскольку все блюда приготавливаются из полуфабрикатов. Благодаря неполному циклу приготовления скорость обслуживания увеличивается в разы, поэтому оборудование необходимо расставить максимально удобно для быстрого перемещения между аппаратами.
Достаточно крупной статьей расходов будет закупка расходных материалов. Поскольку фаст-фуд не предполагает обслуживания в зале, все блюда упаковываются в одноразовую посуду, которая легко утилизируется. На бумажных стаканчиках и салфетках можно напечатать свой логотип, что добавит заведению фирменного стиля. В стандартный набор расходных материалов входят:
Важно постоянно следить за остатками расходных материалов, чтобы предотвратить перебои в обслуживании. Даже если это не нанесет какого-либо ущерба для компании, отсутствие салфеток и трубочек негативно скажется на впечатлении потребителей.
Для бесперебойной работы ресторана стоит внедрить систему автоматизации, которая будет вести складской учет, финансы и формировать статистику. Это поможет следить за персоналом и избежать воровства.
В штат сотрудников фаст-фуда обычно входят:
Большой проблемой в индустрии фаст-фуда является высокая текучесть персонала. Нормальным принято считать уровень в 20–30% в год. Более высокие проценты свидетельствуют о проблемах в системе подбора кадров или условиях труда сотрудников. На помощь в этом вопросе приходит система мотивации сотрудников. Карьерный рост, повышение квалификации, бонусная система премирования и корпоративные мероприятия позволят как повысить приверженность сотрудников, так и увеличить доходы ресторана в целом.
Рекламу ресторана быстрого питания нужно начинать за один-два месяца до открытия. Наиболее продуктивной формой продвижения фаст-фуда можно назвать наружную рекламу в виде баннеров в проходимых местах недалеко от ресторана. Она привлекает приблизительно 10-15% посетителей. Также не стоит забывать и об остальных видах рекламы:
По ярким баннерам и указателям потенциальный гость сможет найти заведение и понять, какую кухню ему готовы предложить. Также нужно уделить внимание акциям и скидкам. Например, бизнес-ланчи или блюдо дня вносят огромный вклад в конкурентной борьбе за посетителей. В качестве приятного бонуса можно предлагать бесплатный напиток при заказе на определенную сумму или комбонаборы.
Сегодня невозможно представить себе рекламную кампанию без продвижения в сети интернет. Особенную популярность приобрели формат рекламы в социальных сетях и таргетированная реклама. За несколько месяцев до открытия фаст-фуда можно начать ведение социальных сетей: завести аккаунты на самых популярных платформах – Instagram, Facebook, Tiktok и Вконтакте, публиковать процесс ремонта и монтажа оборудования, а также информацию о персонале. Тогда к моменту запуска будет уже сформирована своя лояльная аудитория – люди, которые наблюдали за процессом подготовки еще до открытия ресторана. Кстати, таким способом можно найти и часть сотрудников.
Чтобы окончательно разобраться в особенностях открытия фаст-фуда с нуля, совладелец бургерной GOODBURGER Андрей Болгов рассказал про наиболее частые ошибки, которые могут возникнуть в процессе старта.
Одна из самых распространенных ошибок – экономия на рекламе и продвижении. Достаточно часто начинающий предприниматель готов вложить большие инвестиции в ремонт помещения, но потратить бюджет на рекламную кампанию не спешит. Хотя именно на старте это крайне важный этап. При этом не стоит останавливаться на полученном результате, даже если в первый месяц продажи превзошли ожидания. Рекламную кампанию необходимо разрабатывать комплексно на длительный период, учитывая как время года, так и грядущие праздники.
Еще одной распространенной ошибкой является отсутствие позиционирования. Сегодня большинство заведений быстрого питания предлагают одинаковое меню: суши, бургеры, паста, европейская кухня. Не видя конкурентных преимуществ, потребителю сложно сделать выбор. Фаст-фуд должен выгодно выделяться на рынке быстрого питания.
Не стоит забывать о качестве блюд и сервисе. Знакомство с рестораном начинается с оператора, принимающего заказ. Именно приятное и вежливое общение сформирует первое положительное впечатление о заведении. Ну, и качество продукта, конечно, не должно страдать. Ведь, как известно, продать можно даже плохой товар, но сделать это можно лишь один раз – больше клиент не вернётся.
Прибыль от работы ресторана быстрого питания будет зависеть от места расположения точки, качества продукции, ценовой политики и ассортимента. Средняя наценка на продукцию составляет – от 90% до 130%. А если еще выбрать удачное местоположение, можно повысить объем продаж в несколько раз. К тому же, этот формат бизнеса легко масштабируется.
В финансовом плане, приведенном в таблице ниже, приводятся примерные расчеты основных статей расходов небольшой торговой точки. Эти цифры приблизительны, но ориентировочно помогут понять, сколько стоит открыть фаст-фуд.
Статья расходов | Сумма, в рублях |
---|---|
Регистрация бизнеса | 15000 |
Аренда помещения | 50000 |
Сырье и продукты | 100000 |
Персонал | 120000 |
Рекламная кампания | 50000 |
Оборудование | 100000 |
Итого | 435000 |
Источники