Любовь к детям и желание начать свой бизнес могут трансформироваться в отличную идею — открыть детский сад. Чтобы запустить бизнес с нуля правильно и не наделать ошибок, мы совместно с экспертами подготовили инструкцию и предварительный расчет для 2024 года.
Молодые родители точно знают, что такое очередь в детский сад, не раз столкнувшись с дефицитом мест в муниципальных детских учреждениях. Одни бросают чад на бабушек, другие платят частным детсадам, а третьи открывают этот бизнес сами.
Какие трудности ожидают предпринимателя, решившегося на такой вид бизнеса, рассказывают директор Института Бизнеса Кирилл Плохих и старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Университета «Синергия» Наталия Пшеничникова.
Прежде чем регистрировать частный детский сад, необходимо чётко определить, какую деятельность он будет осуществлять.
Если простой присмотр и уход за дошкольниками, то никаких специальных разрешений от государства не потребуется. Главное, чтобы детский садик соответствовал нормам СанПиН. Такие организации, как правило, садиками не называют. Им более подходят названия «детский центр кратковременного пребывания» или «досуговый клуб для детей».
Если всё же ваш частный детский сад, помимо присмотра и ухода, будет заниматься ещё и образованием детей, то в обязательном порядке необходимо получить соответствующую образовательную лицензию.
Далее нужно обратиться за образовательной лицензией в Рособрнадзор. Региональные службы Рособрнадзора заранее размещают список документов и формы для заполнения на сайте государственных услуг, поэтому выделим необходимое:
Список может отличаться в зависимости от региона и требований Рособрнадзора.
После регистрации всего комплекта документов и сведений Рособрнадзор проведёт две проверки – документальную и выездную.
По итогам этих двух проверок будет составлен акт и выдана заветная образовательная лицензия.
Лицензия подтверждает, что в частном детском садике есть все условия для работы по образовательной программе. У лицензии есть приложение, в котором обязательно должны быть указаны вид и подвид образования. Для частных детских садиков – «дошкольное образование».
Выбирая, какой детский сад открыть – большой или маленький, – нужно понимать, что у каждого из вариантов есть как плюсы, так и минусы. Максимальная доходность небольшого детского сада ограничена его вместимостью. А минус большого центра на 200 детей – долгая окупаемость проекта. Возврат инвестиций в этом случае может произойти даже не в первую «пятилетку».
Начинающим стартаперам советуем первый вариант. Небольшой детский сад – это примерно две группы по 20 человек. В этом случае потребуется помещение площадью не более 100–120 м2.
Востребованы детские сады в шаговой доступности. Лучше всего присмотреться к нежилым помещениям на первых этажах новых ЖК с большой проходимостью и платёжеспособным населением.
Можно провести исследование по фокус-группе или заказать платный анализ целевой группы, которая проживает в том или ином районе города или в конкретном ЖК. Это поможет выставить ценник за 1 ребёнка. Подробный анализ предпринимателю обойдётся в 45–50 тыс. рублей.
Во-вторых, следует обратить внимание на присутствие поблизости конкурентов. Три небольших детских сада в одном микрорайоне приживутся, а вот пять – это уже слишком много.
В-третьих, выбранное помещение должно отвечать всем требованиям пожарной безопасности и СанПиН. В этих документах есть особые предписания и к ширине дверных проёмов, и к длине коридоров путей эвакуации малышей, и к вентиляции, и к естественному освещению. Особое значение для Роспотребнадзора будет иметь и квадратура отдельных помещений, например той же раздевалки или санузла, в зависимости от количества детей, на которое рассчитан детсад. Другой вопрос – оснащение комнат: так, на одну группу детей в санузле должно быть по четыре детских унитаза и раковины, одна душевая, а также одна раковина для взрослых. Кроме того, для сотрудников должен быть выделен собственный санузел. Внимательно изучите официальные документы, прежде чем сказать арендодателю: «Да!»
В-четвёртых, изучите арендную ставку. При среднерыночной стоимости аренды в Москве 2000–2200 рублей/м2 мало кто из владельцев детских центров платит такую ставку. Застройщики охотно идут на снижение цены, ведь открытие детских садов и фитнес-центров повышает привлекательность самого ЖК.
И, наконец, ищите помещение, требующее минимального ремонта. Косметический ремонт помещения в 100 м2 и приведение его под нормы контролирующих инстанций потребует вложить 600–700 тыс. рублей (с учётом оплаты ремонтных работ и стоимости строительных материалов).
Вторым пунктом инвестиционных затрат станет оборудование помещения всем необходимым – от мебели и бытовой техники до постельного белья и посуды.
Для оборудования игровой комнаты нужно приобрести:
Для обеденной зоны и зоны приготовления пищи:
Для оборудования спального места:
При выборе мебели отдавайте предпочтение бюджетным, но долговечным моделям. Столы, стулья, кроватки должны быть выполнены из натуральных, гипоаллергенных материалов, не иметь острых углов и выдерживать высокие нагрузки. При нехватке площади можно купить раскладные изделия.
Есть и объективные требования к мебели. К примеру, высота столов должна составлять 58 см, а стульев – до 34 см.
К расходным материалам можно отнести постельное бельё, полотенца, кухонные принадлежности. На закупку этих вещей стоит заложить ещё минимум 60–70 тыс. рублей к моменту открытия. Общая сумма – около 400–500 тыс. рублей.
К расходным материалам можно отнести постельное белье, полотенце, кухонные принадлежности.
На закупку этих вещей стоит заложить еще минимум 60-70 тысяч рублей к моменту открытия.
Кроме того, для игровой деятельности необходимы:
На одну группу из 20 детишек минимальный персонал – это два воспитателя, одна нянечка и один повар.
При этом предполагается, что этот небольшой штат замещает и педагогов. Например, один из воспитателей может быть «музыкантом» и проводить с детишками развивающие занятия, другой – «художником», обучая малышей тому, как выражать себя через рисунки. Такой подход к формированию штата поможет значительно сократить расходы на ФЗП. Важно при подборе воспитателей, поваров и медсестёр обращать внимание на наличие медкнижек и справок от психиатра.
Искать преподавателей в молодой, но перспективный стартап лучше по знакомым, на педагогических форумах, в соцсетях по интересам. Таким образом, вы сразу получите кандидатов с первичными положительными рекомендациями.
Обязательные вопросы на собеседовании: зачем человеку работа, где он работал до этого, чем обусловлена его любовь к детям. Следите, чтобы ответы были искренними. Как правило, интуиция не подводит.
Зарплату воспитателя желательно формировать из двух частей – фиксированная ставка (к примеру, 40 тыс. рублей) и равная ей по сумме премиальная часть.
Премиальную часть человек получает в зависимости от выполнения KPI. В данном случае это может быть количество закреплённых за педагогом детей. Так, если группа полная, то педагог получает 80 тыс. рублей в месяц, если в группе недобор – 40 тыс.
Мотивировать сотрудников будет и отдельная премия по итогам года, а также поощрение, если родитель приводит ребёнка в группу к конкретному воспитателю.
Не лишним будет изучить на досуге книги по основам маркетинга. К примеру, Александра Левитаса «Партизанский маркетинг». Автор советует бюджетные или малобюджетные способы привлечения клиентов.
Цель – оповестить жильцов ЖК, жителей из соседних домов. Подойдёт раздача во дворе воздушных шаров с названием детского центра или визиток промоутером в костюме ростовой куклы.
Запуск таргетированной рекламы на жителей ЖК в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram) – такой же верный и действенный инструмент.
Хороша и нативная реклама, упоминания в чатах, где общаются жители комплекса.
Открытие детского сада должно быть обязательно ярким – с шарами, ленточками, аниматорами и раздачей подарков. Время лучше выбирать вечернее, когда люди возвращаются с работы и точно увидят праздник во дворе, или же в выходные дни.
Помогут в привлечении клиентов и конкурентные преимущества вашего центра. К примеру, возможность для родителей наблюдать за своим ребёнком в течение 8 часов в специальном приложении со смартфона. «Бонусом» для мам и пап станут и дополнительные курсы для детей, например по изучению иностранных языков, или спортивные секции во дворе дома.
Хорошая новость – затраты на маркетинг заметно снизятся или станут равны нулю при наборе первых 30–40 человек. Дальше заработает «сарафанное радио».
Первая ошибка начинающих стартаперов – отсутствие продуманной бизнес-модели. Люди берут кредит, открывают детский центр с роскошной мебелью и высококвалифицированными воспитателя, но не задумываются, откуда появятся клиенты. Когда же начинается анализ убытков, оказывается, что подготовительная работа была проведена неверно или отсутствовала. К примеру, рядом уже функционируют 6–7 центров с хорошей репутацией.
Вторая по распространённости ошибка – недостаток у предпринимателей сопутствующих знаний. Есть большое количество бизнес-курсов, на которых учат ведению бизнеса в сфере дошкольного образования, при этом именно российские бизнесмены учёбу зачастую игнорируют.
К слову, на подобных занятиях велик и шанс заведения стартапером полезных связей. Такие знакомства впоследствии ведут к масштабированию бизнеса.
И, наконец, предприниматели, особенно начинающие, зачастую ошибочно просчитывают окупаемость проекта. И, не выйдя на эту точку к определённому месяцу, теряют мотивацию и желание двигаться вперёд. Поэтому сразу советую к этой дате мысленно прибавлять ещё 3–4 месяца.
Статья расходов | Стоимость, руб. |
---|---|
Маркетинговое исследование по анализу целевой аудитории в выбранном под открытие садика районе, ЖК | 45–50 000 |
Аренда помещения площадью 100 м2 на первом этаже ЖК | 200 000 (при расчёте 2 000 руб. за 1 м2) |
Оплата ремонтных работ, покупка строительных материалов | 600 — 700 000 |
Мебель (Столы и стулья) | 80 000 (при расчёте 2 000 руб. за единицу) |
Корзины и подвесные сетки для хранения игрушек | 6 000 (150 руб. за единицу) |
Коврики | 12 000 (300 руб. за единицу) |
Холодильник | 20 000 |
Плита | 12 000 |
Микроволновка (2 шт) | 8 000 (4 000 руб. за единицу) |
Мультиварка (2 шт) | 6 000 (3 000 руб. за единицу) |
Кроватки | 200 000 (5 000 руб. за единицу) |
Шкафчики для хранения личных вещей | 60 000 (1 500 руб. за единицу) |
Постельное белье, полотенца, кухонные принадлежности | 60 000 — 70 000 |
Сюжетные игры и игрушки | 10 500 (700 рублей за единицу) |
Игрушки-персонажи | 12 000 (1 200 за единицу) |
Игрушки-предметы | 8 000 (400 рублей за единицу) |
Машинки | 9 000 (1 000 за единицу) |
Спортивный инвентарь | 16 000 |
Настольные игры | 7 000 |
Зарплата воспитателя (2 чел.) | 160 000 (80 000 – зарплата одного воспитателя) |
Зарплата няни | 45 000 |
Зарплата повара | 60 000 |
Таргетированная реклама в соцсетях | 40 000 |
Печать и раздача флайеров | 10 000 |
Детский праздник по случаю открытия | 30 000 |