Как открыть бар с нуля в 2024 году и создать успешный в городе проект. Вместе с экспертом мы подготовили пошаговую инструкцию для запуска бизнеса с ценами и советами, которые помогут избежать потерь
Барная культура в России относительно молодая, но в крупных городах очень развита. Пропустить по стаканчику с коллегами после тяжелой недели, встретиться с друзьями, поболтать с барменом, провести романтическое свидание, а иногда для визита в заведение и вовсе не нужен повод.
Но в одних барах всегда битком, столики забронированы на месяц вперед, а гости готовы стоять у тесной стойки, а в других можно включать саундтрек с щебетанием сверчка и его будет слышно. Вместе с экспертом бизнесменом Евгением Сайчиным расскажем, как открыть бар с нуля.
Первым делом понадобится открыть ИП или завести ООО. Обращаем внимание, что индивидуальные предприниматели смогут продавать только пиво и пивные напитки. А юрлицу, чтобы продавать акцизный алкоголь, нужен уставной капитал от 10 000 руб.
Среди ОКВЭД нужно выбрать:
56.30 — изготовление и подача напитков (главный);
56.10.1 — для подачи блюд.
Если в заведении планируются вечеринки и другие культмассовые мероприятия, возможно, стоит изучить ОКВЭД 93.29.
Также предстоит определиться с системой налогообложения. Для пивного бара подойдет патент или УСН. При регистрации ООО придется использовать только общую систему налогообложения. Чтобы завершить регистрацию, вам нужно подать заявление в Роспотребнадзор о начале работы.
Копия паспорта и заявление по форме Р21001, квитанция об оплате госпошлины 800 руб.
Устав организации, протокол собрания учредителей или решение о создании юрлица, заявление по форме Р11001, оплата госпошлины 4000 руб.
Образец заявления на сайте ведомства.
Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя (за исключением пива, и сидров — для них она не требуется), нужно собрать свой пакет документов и пройти проверку. Выдачей лицензии Росалкогольрегулирования в разных регионах занимаются свои ведомства. Это может быть департамент торговли или его аналог, а в некоторых субъектах даже Минсельхоз.
Пакет документов для получения лицензии на алкоголь может отличаться в зависимости от региона. Вот среднестатистический список того, что чаще всего просят:
Получить лицензию быстро не получится. Вместе со всеми сроками, которые дают чиновникам на проверку документов, все может растянуться на один-два месяца. Также важно подключить кассу к ЕГАИС. Весь алкоголь сейчас маркируют и ведут учет, поэтому вы как продавец спиртного становитесь последним звеном цепи.
Первым делом определитесь с районом города и планируемой посадкой — числом мест в заведении. Зная эти параметры, начинайте искать место для своего бара. Смотрите проходимость, удаленность от остановок, наличие парковки, удобство подходов. В идеале найти место, где раньше уже работало заведение. Там наверняка будет оборудованная по санитарным нормам кухня, что сразу решит часть проблем.
— Место с высокой проходимостью не всегда то, что нужно для бара. В Москве и Питере есть заведения, которые вмещают не более трех гостей за раз, вход со двора, ни вывески, ни рекламы, а посетители там круглосуточно. Но это скорее исключение и верность формату. Если вы ориентируетесь на массового посетителя, тогда для вас вышеозвученное будет вредным советом, — объясняет Евгений Сайчин.
Ищите место:
Успешные бары в спальных районах — редкое исключение. Тусовщикам хочется выбраться куда-то, семейные с детьми проходят мимо, в результате выпивать приходят не самые благонадежные визитеры.
Также при выборе места для своего проекта попробуйте прикинуть, удастся ли в нем воплотить вашу концепцию. Потому как бар, в отличие от столовой и рядового ресторана, очень часто строится вокруг интерьерного образа, который отражает дух места.
При выборе места внимательно изучите все юридические тонкости, связанные с локацией. Если неподалеку расположена школа, то лицензию на алкоголь вам не выдадут. Рядом с историческими зданиями мэрия может запретить строить летние веранды.
— Во многих городах сейчас есть «барные» улицы, чаще всего там, где развита пешеходная сеть. Оцените конкурентов. Будете ли вы по-хорошему выделяться на их фоне? Если да, то попробуйте рискнуть и открыть свой бар.
— Первым делом попробуйте найти б/у оборудование. Многие хотят открыть бар с нуля, но до запуска заведения не все доходят и начинают избавляться от оборудования с дисконтом. Из-за курса валют техника сейчас дорогая. Поэтому, если есть возможность сэкономить, то не пренебрегайте ей в этом пункте, — говорит Евгений.
Чтобы открыть бар, вам могут понадобится:
Для организации кухни нужны рабочие столы, холодильники, духовые шкафы, СВЧ-печь, варочные поверхности.
Эксперт «Комсомолки» рассказывает, что с покупкой посуды проблем возникнуть не должно. В крупных городах много фирм, которые имеют богатые каталоги. Цены примерно одинаковые, выбор тоже.
— Имеет смысл сосредоточиться на поиске поставщиков главного продукта в меню — алкоголя. Вот тут все сложнее, чем с выбором посуды и салфеток. Запрашивайте прайс-листы, сравнивайте цены, выторговывайте скидку. Обратите внимание на крупных производителей спиртного, которые предоставляют промопродукцию вроде фирменных рюмок, холодильников и тому прочее, — рассказывает Евгений Сайчин.
Если бар построен вокруг вина, имеет смысл принять в штат сомелье. Но если проект низкобюджетный, то ищите поставщиков, у которых есть нужные специалисты. Они помогут составить винную карту.
При работе с пивом и пивными напитками, обращайтесь в пивоваренные заводы. Заказывайте пробные партии, кеги и банки. Дегустируйте, спрашивайте мнение гостей и ищите уникальные напитки. При этом не забывайте подбивать бухгалтерию, чтобы выйти на операционную прибыль в сжатые сроки. Если у вас небольшой проект, многие поставщики откажутся с вами сотрудничать — им нужен стабильный рынок сбыта, а вам такие объемы не продать.
— В этом бизнесе есть два диаметральных подхода. Одни считают, что смешать колу с виски и отнести стакан гостю сможет любой студент. Вторые ищут фанатов профессии, креативных барменов, которые делают проектам имя. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Фонд оплаты труда персонала — довольно существенная статья расходов. Но в первом случае, она серьезно сокращается, а во втором наоборот растет. Одни заведения постоянно в поисках персонала из-за кадровой текучки, а владелец вынужден сам выходить и работать. Другие наоборот строят команду как вторую семью, премируют, разыгрывают путевки и проводят корпоративы, — рассказывает Евгений Сайчин.
При этом эксперт отмечает, что уровень профессионального образования барменов и официантов остается довольно низким. От культуры общения с гостями, до незнания названий посуды, специфики бокалов и так далее. Поэтому найм персонала превращается в бесконечную череду собеседований, не вышедших на смену сотрудников и прочих неприятностей.
— Раздавать листовки, выкупить баннеры по городу, на мой взгляд, неэффективно. Все-таки бар это не то место, где человек оказывается спонтанно. Желание провести вечер с напитком возникает у него внутри, а вам важно обратить на себя внимание, зацепить среди тысячи предложений, — рассказывает эксперт.
Основными каналами привлечения аудитории собеседник называет соцсети. Проще всего продвигаться в Instagram и VK. Контекстная реклама в поисковиках малоэффективна.
— Отличный инструмент — современные карты городов. У них есть как собственные рекламные инструменты, так и возможность бесплатно оформить привлекательную карточку своего заведения. Используйте эту возможность, — добавляет бизнесмен.
Привлечь первых клиентов в новый бар помогут акции. «Счастливые часы» в непопулярное время, «1+1» и разные вариации, закуски в подарок, тематические вечеринки и меню.
Но самым лучшим источником рекламы, по мнению нашего эксперта, остается личный опыт гостей и сарафанное радио. Если человеку понравилось в заведении, он выложит фото в свой инстаграм, поделится эмоцией. Расскажет коллегам и друзьям, что был в классном месте. Отсюда вытекает еще один способ привлечь первых клиентов: пригласить в заведение городских лидеров мнений, проще говоря, блогеров. Которые сделают нативный пост о новом месте.
— Что самое крутое в баре? Когда там кипит жизнь, есть тусовка. Но на первых порах создать ее сложно. Поэтому некоторые заведения приглашают красивую молодежь за депозит посетить их место. Проще говоря, приходите и тусуйтесь, пару бокалов коктейлей за наш счет. Это большие расходы, но может выстрелить, — добавил Евгений Сайчин.
Не поработать самому, сразу пуститься в бизнес.
Открывать бар с нуля, ни разу не соприкоснувшись с этим бизнесом можно лишь в том случае, если у вас есть партнер, который до этого много лет работал барменом, управляющим. При запуске вы все равно допустите ошибки. Но если работали сами, то сведете их число к минимуму. Поэтому проходите школу барменов, вставайте за стойку других заведений, изучайте кухню изнутри.
Непроработанная концепция.
Сейчас в тренде несколько направлений. С одной стороны, они довольно ограничивают меню, а значит аудиторию. Но с другой, помогают придерживаться выбранного курса и развиваться в своем направлении.
«Забить» на кухню.
В бар приходят прежде всего за напитками, но оставлять людей голодными нельзя. Сегодня есть отличное решение, которое идеально вписывается в концепцию бара, рентабельно и позволяет не нанимать дорогущего шеф-повара. В пивных барах здорово идут бургеры, большие хот-доги, донеры. В винных и коктейльных — сеты закусок из сыров, фруктов, разносолов.
Застрять во времени.
Это совет уже не новичкам, а тем, кто поработал полгода-год и за это время ничего не поменял. Даже если все идет отлично, меню нужно периодически обновлять. Некоторые столичные бары составляют меню из 7-10 коктейлей и кардинально перерабатывают его раз в полгода. Клиент хочет вновь прийти и удивиться.
Не появляться в своем заведении.
Некоторые перекладывают все на управляющего и проект начинает идти по наклонной. Поэтому почаще появляйтесь в своем баре, общайтесь с гостями, анализируйте их поведение, привычки, трафик.
Изучайте конкурентов.
Посещайте бары в крупных мегаполисах. Анализируйте их меню, подход, сервис. Лучшие примеры старайтесь адаптировать под свое заведение.
Статья расходов | Сумма, в рублях |
---|---|
Аренда помещения | 40 000-500 000 руб. в месяц |
Косметический ремонт | от 50 000 руб. |
Покупка оборудования | от 200 000 руб. |
Мебель | от 100 000 руб. |
Закуп продуктов и алкоголя | от 150 000 руб. |
Зарплата бармена | 30 000-100 000 руб. |
Зарплата администратора | 50 000-120 000 руб. |
Зарплата официанта | от 30 000 руб. |
Зарплата уборщицы | от 13 000 руб. |
Тревожная кнопка ЧОПа | от 6000 руб. |
Лицензия на продажу алкоголя | 65 000 руб. |
Онлайн касса (с ЕГАИС, если продаете вино и крепкий алкоголь) | 20 000-30 000 руб. |
Автоматизация работы бара (система учета для официантов, поваров, хостес, управляющего) | от 50 000 руб. |