Аптечный бизнес достаточно сложный и строго регламентируется законом. Если вы решили открыть аптеку с нуля, важно изучить все нюансы и тщательно подготовиться. В 2024 году вести такой бизнес особенно ответственно. Наши эксперты помогут разобраться со всеми этапами в пошаговой инструкции.
Аптечный бизнес кажется привлекательным для многих предпринимателей… Спрос на лекарства будет всегда, да и люди все чаще закупаются впрок.
Однако есть и «подводные камни» в виде оформления нескончаемых разрешительных документов и прохождения инстанций. Вместе с директором института бизнеса университета «Синергия» и владельцем аптеки «Комсомолка» подготовила пошаговую инструкцию, как начать аптечный бизнес с нуля.
Первое и главное, без чего нельзя открывать аптеку и счастливо вешать у порога красные шарики – это лицензия на фармацевтическую деятельность.
В Москве она выдается Управлением лицензирования и аккредитации Департамента здравоохранения Москвы. Надо заполнить заявление, образец которого можно посмотреть и скачать на сайте, и побеспокоиться о следующих документах:
— На сбор и оформление всех документов уходит около полутора месяцев. И даже если вы покупаете готовый бизнес, как это сделал я, то понадобится переоформление лицензии, однако тут вы сократите время на поиск помещения, закупку оборудования, — делится Василий, владелец аптеки с пятилетним стажем.
— Выбирая место под торговую точку, продукты питания или лекарственные препараты, вы должны понимать, что ключевой фактор – это проходимость, — делится директор института бизнеса университета «Синергия» Кирилл Плохих. – Лучше, если рядом будут не только остановки общественного транспорта, станция метро, а транспортные артерии, где большой трафик машин. И, конечно, рядом окажется возможность припарковаться… Ведь благодаря яркой вывеске автомобилисты могут заметить аптеку еще на светофоре, а приметив и парковку, обязательно заедут, даже если купят всего-то влажные салфетки. Но, и, конечно, несмотря на огромное количество аптек, лучше, если ваша точка окажется единственной хотя бы метров на 100.
Кроме того, открывая аптеку, нужно учитывать и особенности покупателей.
— Если вы открываетесь в спальном районе и ваши основные клиенты — пожилые люди, то изучите «комфортную среду», какими должны быть ступеньки, но и, наконец, приведите свою маму, бабушку и заметьте те моменты, которые именно ей оказались дискомфортными, — продолжает Плохих. – Двери также должны легко и понятно открываться, а если уж вы решили в субботу-воскресенье открываться позже будней, напишите об этом на входе… Чтобы в дальнейшем не нарваться на негатив тех, кто придет к вам по привычке в субботу к 8 утра.
Оборудование заказывается под конкретное помещение, а оно, как правило, не меньше 40-50 квадратных метров.
А дальше перед вами как будущим владельцем уже встанет вопрос: делать аптеку с «открытой выкладкой», как, например, «Эвалар», «36,6», «Ригла», и покупатель будет сам собирать корзину и оплачивать ее на кассе. Или же хранить препараты за стеклом, когда каждое лекарство выдает фармацевт.
— Для небольшой аптеки достаточно три специальных холодильника. Два с режимом работы от 2 до 8 градусов, и один с температурным режимом 8-15 градусов, — продолжает владелец аптеки – Также понадобятся гидрометры, чтобы мониторить температуру, влажность в помещении. И отдельные термометры для сверки температуры в холодильнике.
Понадобится закупка кассового оборудования, сканнеров для считывания штрих-кодов. Кроме того, нужно устанавливать хорошую охранную, пожарную сигнализацию, а также систему видеонаблюдения…
Любому киоску, полноценной аптеке необходимо иметь минимальный набор лекарственных препаратов. И их наличие в любой момент может проверить Росздравнадзор.
— А это примерно 500 позиций, остальное закупается в зависимости от спроса, — делится наш спикер. – Причем, важно работать как минимум с тремя-четырьмя поставщиками, чтобы не было перебоев с доставками. И лучше брать из пятерки лидеров, а это «Катрен», «Протек», «ПрофитМед», «Пульс», «Grand Capital». После отгрузки каждая из них предоставляет отсрочку по оплате, а это, как правило, от 10 до 30 дней.
Иметь весь ассортимент в одной точке невозможно, но важно быть мобильными. И если клиент попросил заказать какой-либо лекарственный препарат, то важно его доставить к вечеру или на следующий день.
Обычная аптека может обойтись тремя сотрудниками, а это заведующая и два фармацевта. Причем фармацевты сейчас в особом почете у работодателей.
— И тут нужно подумать о конкурентоспособной заработной плате и других мотивациях для сотрудников, а это уже могут быть курсы повышения квалификации, доступы на интерактивные конференции и учебные поездки, — заметил директор института бизнеса. – Причем большинство обучающих конференций проводится за счет поставщиков лекарственных средств, а значит не стоят для работодателя ничего… И в таких случаях работники, как правило, друг друга активно подменяют на рабочих местах. Сейчас в карантин много подобных курсов проводится в онлайн-формате.
Если вы новичок в этом деле, то, безусловно, вам понадобится и грамотный заведующий. От этого незаменимого человека будет зависеть не только весь документооборот, но и «жизнь» аптеки в целом.
— Это не только ведение аптечных журналов, заказ и приемка лекарственных средств, выплата зарплаты — это вообще проникновение во все бизнес-процессы, которые происходят в аптеке, — говорит владелец бизнеса. — Заведующий должен знать, какая техника необходима аптеке, какое оборудование для освещения, обогрева и кондиционирования воздуха нужно закупить, и даже должен разбираться в том, как сделать, чтобы все это оборудование работало и при этом аптеке было достаточно выделенных мощностей, а электричество «не выбивало».
И да, у всех сотрудников необходимо запросить диплом о фармацевтическом образовании, иначе при первой же проверке аптеку могут закрыть.
И вот «день X» настал: бумаги подписаны, помещение сияет после новенького ремонта, а все лекарственные средства – на своих полочках. И тут наступает вопрос, как привлекать клиентов.
— Подумайте, насколько хорошо видна ваша вывеска, видно ли ее вечером, в утренних сумерках… Каждый житель вашего района должен знать, что есть новая аптека в его районе, у его работы. И если сегодня он здоров, то уже завтра и ему может понадобиться помощь, и он пойдет в знакомое место, — советует Кирилл Плохих. – Предлагайте клиентам карты лояльности. Объясните фармацевтам, как много зависит не только от их знаний, но и улыбок.
Будьте гибким! Создайте собственный сайт, мобильное приложение или начните работать с ведущими маркетплейсами по системе «click and collect».
Человек еще на сайте оформляет заказ на нужные ему лекарства, а у вас лишь забирает уже сформированную «корзину». Подумайте, какие еще IT-новшества могут помочь вашей аптеке стать более привлекательной для клиентов.
Добавьте точку на картах 2GIS, Яндекс, Google maps. Настройте geo-таргетинг по своему району. Или вы тот самый бизнесмен, который опробует у себя self-snanner и штрих-коды можно будет считать с помощью мобильника…
— Бизнес без ошибок не построить, — уверен Кирилл Плохих. – И все же можно их минимизировать.
Первая и главная ошибка начинающих бизнесменов – это отсутствие знаний о конкурентах. Мало зайти в две-три соседних аптеки с блокнотом и выписать ценники в блокнот.
— Вам нужен тщательный анализ рынка по своему району. И пусть примерно на 40% препаратов, выставленных у вас на витрине, цены регулируются государством, но есть же и другие, — уверен директор института бизнеса. – Назначаете слишком высокую цену, потеряете клиентов, низкую – разоритесь. Держите среднюю цену по рынку. Разницу в 10-15 рублей с аптекой в другом районе никто и не заметит, а вот с «соседом» вас обязательно сравнят.
Вторая ошибка начинающих предпринимателей, особенно это свойственно российским, – нежелание учиться.
— А ведь на западе, в Америке человек сначала идет на курс, а потом открывает бизнес, — продолжает Плохих. – У нас же существует предубеждение, что учеба – это скучно. При этом огромное количество бизнес-курсов сейчас предоставляет максимум практической информации, общение «тет-а-тет» с владельцами бизнеса, более того, вы можете встретить единомышленников.
И, наконец, если люди вкладывают деньги впервые, то думают, что инвестиции должны вернуться к ним в первый год.
— На деле же быстро возвращаются небольшие вложении, до миллиона рублей, а вот возврат более глобальных инвестиций стоит подождать. И это ожидание может затянуться на два-три года, а бизнесмен к этому времени уже «перегорает» и думает, как вывести деньги, — говорит Плохих. – И тут надо быть изначально готовым: аптечный бизнес для тех, кто готов бежать на «длинную дистанцию.
Наименование | Цена |
---|---|
Помещение 45х50 кв.м. в спальном районе | 100 — 250 тысяч рублей в месяц |
Помещение 45х50 кв.м. в центре города | 350 — 400 тысяч рублей в месяц |
Фармацевтический холодильный шкаф 915х600х607 (3 ед.) | 90 тысяч рублей (28 — 30 тысяч рублей за единицу) |
Аптечный стеллаж 700х300х2250 (20 ед.) | 180 тысяч рублей (9 тысяч рублей за единицу) |
Рецептуальная стойка | 6 -12 тысяч рублей |
Рабочие столы и шкафчики для персонала | 15 – 25 тысяч рублей |
Сейф для хранения наркотических средств: стальной, с кодовым или механическим замком | 20 тысяч рублей |
Кассовое оборудование | 45 тысяч рублей |
Установка охранной сигнализации | 17 тысяч рублей |
Установка пожарной сигнализации | 4 тысячи рублей |
Установка системы видеонаблюдения | 40 тысяч рублей |
Доп. расходы (термометры, гидрометры и т.д.) | 50 – 60 тысяч рублей |
Закупка медикаментов | 1 млн – 2,5 млн рублей |
Зарплата заведующего аптеки | 90 -110 тысяч рублей в месяц + 30% ECH +20% НДС |
Зарплата фармацевта (2 сменных сотрудника) | 140 тысяч рублей в месяц (65 – 70 тысяч рублей на сотрудника) +30% ECH +20% НДС |
Зарплата уборщика | 40 тысяч рублей в месяц +30% ECH +20% НДС |
Максим Капитанец, кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Университета «Синергия», налоговый консультант Палаты налоговых консультантов:
«Освобождены ли аптеки от НДС и как аптеки платят ЕСН? Аптечные организации, принадлежащие хозяйственным обществам или индивидуальным предпринимателям, применяющим общую систему налогообложения, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).
Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для плательщиков НДС действует освобождение от налога на добавленную стоимость (не подлежит налогообложению НДС) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров и медицинских изделий отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень таких медицинских товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость».
Для подтверждения освобождения плательщик НДС обязан представить в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Федеральный закон от 07.03.2017 N 25-ФЗ; Письмо ФНС России от 11.09.2017 N СД-4-3/17943).
В отношении прочих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (лекарственных средств и лекарственных препаратов, медицинских изделий), в общем случае, применяется льготная ставка НДС в размере 10% (подпункт 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 688).
Вместе с принятием Правительством РФ мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 419 (распространяется на правоотношения, возникшие с 16 марта 2020 г.) внесены изменения в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
В частности указанным Постановлением предусмотрено освобождение от обложения НДС следующих медицинских товаров:
В отношении медицинских товаров, не вошедших в обновленный перечень согласно указанному Постановлению, порядок обложения НДС не изменился.
В отношении страховых взносов аптечных организаций – субъектов малого и среднего предпринимательства заметим следующее.
Согласно Федеральному закону от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с 01.01.2021 года применяются пониженные ставки страховых взносов.
Начиная с 01 апреля 2020 года применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование — 5,0 процента».