ХАССП применяется на предприятиях, связанных с выпуском пищевой продукции. Система призвана выстроить производственные процессы таким образом, чтобы снизить риски для потребителя, компании и повысить качество продукта.
Когда мы готовим еду у себя дома, то соблюдаем базовые принципы безопасности: не станем варить суп в грязной кастрюле, пить из разбитой бутылки, добавлять прокисшее молоко в кофе или готовить салат из перебродивших овощей. Но когда речь заходит о бизнесе, связанном с выпуском пищевой продукции, надеятся, что каждый этап ( от доставки и хранения до изготовления ) будет идеальным и безопасным, опрометчиво. Нужен контроль каждого процесса, особенно тех, которые могут привести к браку и выпуску небезопасного для потребителя продукта. Чтобы обеспечить контроль, придумана система ХАССП.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
ХАССП – это русскоязычная калька с английской аббревиатуры HACCP. Расшифровывается она как Hazard Analysis and Critical Control Points, то есть «Анализ рисков и критические контрольные точки». Под аббревиатурой понимается набор обязательных документов, которые предприятие должно использовать, чтобы качественно организовать работу сотрудников и обеспечить изготовление качественной и безопасной для потребителя продукции.
ХАССП используют не все компании. Он является обязательным лишь для предприятий, которые выпускают пищевую продукцию: заведение общепита, завод по выпуску напитков, хлебобулочных изделий или цех мясной продукции.
Система ХАССП – это набор инструкций и регламентов для персонала, который занят на выпуске пищевой продукции. Соблюдать их и вести соответствующие журналы необходимо, чтобы заведение или цех выпускали безопасную продукцию. Это можно назвать «дневником самоконтроля» с правилами, по которым предприятие готовит продукт.
Например, кофейня закупает молоко, чтобы готовить латте, капучино и какао. В теории поставщик может привезти товар с истекшим сроком годности. Бариста не проверит и приготовит гостю напиток на испорченном молоке. Чтобы этого не допустить, в системе ХАССП кофейни нужно прописать, что сотрудник проверяет сроки годности сырья при поставке и отмечает это в журнале.
Собрали важную информацию о ХАССП в удобную таблицу.
В каких документах упоминается ХАССП | ГОСТ Р 51705.1-2001, ГОСТ Р 56671-2015, а также ТР ТС 021/2011 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20 |
Из каких аспектов состоит | инструкции и регламенты для сотрудников (в том числе приказы, журналы, инструкции, формы, бланки), подготовка производственных помещений в соответствии с требованиями законодательства, анализ рисков и критических точек в бизнес-процессах, связанных с производством |
Для кого обязательна | общепит и предприятия, занятые производством пищевой продукции |
Кто следит за исполнением | Роспотребнадзор, Россельхознадзор |
Для чего ХАССП нужна бизнесу | выпускать безопасную продукцию, свести к минимуму брак, стабилизировать бизнес-процессы, работать с торговыми сетями |
Примеры бизнеса, где необходим ХАССП | кафе, бары, столовые, пекарни, кондитерские, фабрики-кухни, цеха заготовок |
Возможность самостоятельного внедрения системы | возможно, но также можно заказать у подрядчика, как правило, это сертификационные центры |
Подробно расскажем о плане действий, по которому предприятие готовит систему внедрения.
Руководство предприятия определяет, какие сотрудники будут задействованы в разработке системы ХАССП. Если привлекается подрядчик, тогда решается, кто из сотрудников будет с ним взаимодействовать. Рабочая группа должна определить, на какие производственные процессы распространится система. Нужно издать приказ о формировании рабочей группы.
Он состоит из исследования сырья, описания методов производства, а также доставки и хранения товара. Но мало просто составить описательные документы. Их нужно подавать через призму потенциально опасных мест.
Приведем наглядный пример. Предприятие выпускает эклеры. Составляется схема производства:
Но таким свободным стилем писать нельзя. ГОСТ рекомендует составлять блок-схемы производственных процессов.
Приложение А к ГОСТ Р 51705.1—2001
Критические контрольные точки – это важный термин в системе ХАССП. Их обозначают аббревиатурой ККТ. Это те самые возможные уязвимости в процессах, которые могут привести к браку или отравлению потребителя. Простой пример. В кафе подают салат. Повар приготовил блюдо из немытых овощей, потому что младший сотрудник кухни не помыл их. Гость отравился.
ККТ включают много аспектов: проверка температурного режима, отсутствие просроченных продуктов и соблюдение рецептуры. Чтобы грамотно определить ККТ, ГОСТ рекомендует оформить все в виде древа принятия решений.
Приложение В к ГОСТ Р 51705.1—2001
Когда вам известны точки риска, нужно определить минимальные и максимальные границы параметров, которые нельзя нарушать, чтобы обеспечить безопасность продукции. Например, установить, что предприятие будет вести журналы, куда будут вносится сроки годности плодово-овощной продукции, отдельно мясной, отдельно для напитков и так далее.
Для построения ККТ составляются диаграммы.
Приложение Б к ГОСТ Р 51705.1—2001
Тут все просто: придумать процедуры самоконтроля, чтобы не допускать нарушения ККТ. Например, соблюдение правил товарного соседства в холодильниках проверяется трижды в день: перед открытием смены, в середине дня и после закрытия смены.
На предприятии должен быть сотрудник (или рабочая группа), который внедрит ХАССП (все, что вы написали ранее) и будет следить за тем, чтобы производственные процессы шли с соблюдением установленных норм. Ответственный сотрудник также ведет документацию, например, заполняет журналы.
Если у вас небольшое предприятие, которое ориентируется на выпуск продукции и продажу ее потребителю напрямую, то аудит факультативен. Конечно, ответственный предприниматель все равно воспользуется этой процедурой в качестве самоконтроля. Но вряд ли сертификат об успешном прохождении аудита на предмет качественного внедрения ХАССП послужит для покупателя шаурмы в киоске аргументом, чтобы купить фастфуд именно тут.
Другое дело, если бизнес хочет поставлять свою продукцию в торговые сети. Супермаркетам важно, чтобы на полках была представлена качественная продукция, ведь если кто-то отравится продуктом, вопросы у надзорных ведомств будут в том числе и к продавцам. Поэтому представители торговых сетей требуют проведение аудита.
Внедрение системы ХАССП – это обязанность любого предприятия, связанного с выпуском пищевой продукции. Приведем примеры:
В идеале разработать и внедрить ХАССП нужно еще на этапе открытия бизнеса. Но иногда амбиции предпринимателя сильнее, чем желание следовать букве закона. Если системы еще нет, а предприятие работает, следует озаботится ее внедрением.
Со стороны государства контроль ведут все ведомства, в чьи полномочия входит надзор за предприятиями. Это прокуратура, Роспотребнадзор, ветеринарный надзор, Россельхознадзор. При этом за каждым из ведомств закреплен свой сектор предприятия, то есть в кафе Россельхознадзор не приходит, а в мясной цех – да.
Контроль выполнения также могут провести независимые аудиторы – по заказу владельцев бизнеса либо по требованию контрагента. Например, предприятие выпускает молочную продукцию и поставляет ее в сетевые супермаркеты. Сеть может потребовать провести аудит цеха на предмет внедрения и следования принципам ХАССП.
Всего их семь. Кратко разберем каждый. Принципы ХАССП нужно знать, чтобы грамотно разработать и внедрить систему на предприятии.
Выделим главные плюсы системы:
Но есть у ХАССП и минусы. К основным относятся:
Инструкция для тех, кто решил самостоятельно внедрить ХАССП на своем предприятии. Главным путеводителем для вас станет ГОСТ Р 51705.1-2001. Документ небольшой. К тому же в части приложения содержит образцы, которые помогут оформить все в соответствии с требованиями буквы закона.
Второй важный документ – методические рекомендации Роспотребнадзора (МР 5.1.00980-14 от 18.12.2014г.)1. Там ищите статьи 4 и 5, а также приложение.
То есть подбор сотрудников, которые займутся разработкой и внедрением системы. Четких требований к составу рабочей группы нет. Вы сами вправе решать, на кого возложить эту ответственность.
Первым делом описываете свою продукцию и сырье. Укажите название, состав, тип упаковки, условия хранения, как продаете товар, какой у него срок годности, какой у сырья срок годности. Этот этап должен быть всеобъемлющим, так как на его основе вы в дальнейшем будете расписывать риски того или иного процесса.
Немаловажный пункт плана: определение, как продукция будет использоваться. Очевидно, что ее будет употреблять в пищу потребитель. Только потребитель тоже может быть разным. Приобрести ваш товар может человек с аллергией, ребенок, беременная женщина.
Далее необходимо описать технологические процессы, которое ваше предприятие выполняет при выпуске продукта. Представьте ее в формате диаграммы или схемы: от поставки сырья и приготовления, до реализации готового продукта.
Все риски прописывают в системе ХАССП. Там также указываются сценарии противодействия им. Тут важно работать с учетом критических контрольных точек (ККТ), о которых подробнее мы рассказывали выше. Не забывайте о разработке минимальных и максимальных критериев допустимости рисков.
Вся система должна быть собрана в единой папке с документами. В ней должны быть:
Цена оформления зависит от нескольких факторов:
В стоимость обычно включаются: аудит текущих процессов, разработка системы ХАССП, обучение персонала, создание необходимой документации, поддержка и консультации на этапе внедрения. Прежде, чем выбирать подрядчика, рекомендуется запросить коммерческие предложения от нескольких компаний и ознакомиться с отзывами о них.
Для предприятий общественного питания разработка ХАССП стоит в пределах 15 000 – 150 000 рублей. Но может быть и дороже, в зависимости от процессов и масштабов. Для производственных предприятий стоимость еще выше. Для наглядности обозначим вилку цен в 120 000 – 300 000 рублей.
Рекомендациями по разработке стандарта поделился врач-организатор здравоохранения, директор по качеству компании «Добролов», эксперт по международной сертификации медицинских организаций и пищевых предприятий, аспирант Национальный НИИ организации здравоохранения Николай Дубинин.
«Так как система ХАССП обязательна для всех пищевых производств, за ее отсутствие предприятию грозят штрафы. И ее разработку и внедрение лучше доверить профессионалам. На самом предприятии ответственного за выполнение требований ХАССП лучше назначать из числа опытных сотрудников, которые знают все аспекты и процессы производства.
Система ХАССП позволяет вычленить основные риски и угрозы безопасности пищевой продукции. А затем влиять на них, нивелировать в процессе производства: исключить отравления, порчу оборудования и пищевых компонентов, и, как следствие, избежать убытков и штрафов. К сожалению, ХАССП не предъявляет конкретных требований к пищевым производствам и конкретных мер для достижения результата».
Попросили нашего эксперта Николая Дубинина ответить на ряд дополнительных вопросов, которые возникают при внедрении системы.
Источники: