Что такое Единая информационная система (ЕИС), какую роль она играет в сфере закупок и как зарегистрироваться в ЕИС в 2025 году.
Единая информационная система представляет собой масштабную базу данных, где размещаются все данные о торгах в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Она призвана повысить прозрачность госзакупок и исключить коррупционные риски. В ЕИС заказчики публикуют сведения о тендерах, а поставщики предлагают свои услуги или товары. Только после регистрации в системе бизнес может участвовать в госзакупках. Вместе с экспертами подробно рассказываем об особенностях ЕИС и порядке регистрации.
Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Рекомендации по корректировке статьи вы можете прислать по адресу money@kp.ru.
Аббревиатура ЕИС расшифровывается как Единая информационная система. Она государственная, официальный сайт — zakupki.gov.ru. Система содержит все сведения о государственных и муниципальных закупках, а также тех, что проводят государственно-корпоративные заказчики (госкомпании и госкорпорации). Исключение составляют лишь информация, относящаяся к государственной тайне.
В системе можно найти данные о закупках по 44-ФЗ (для государственных и муниципальных учреждений, например, закупка мебели для школ), по 223-ФЗ (закупки госкомпаний) и по 615-ПП — тендеры фондов капремонта. Также регистрация там открывает доступ к восьми основным электронным торговым площадкам, на которых проходят аукционы, конкурсы, запросы котировок: АГЗ РТ, РТС-тендер, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, Росэлторг, Российский аукционный дом (РАД), Сбербанк-АСТ, Электронные торговые системы («Фабрикант»).
Для бизнесменов, которые планируют участвовать в государственных тендерах, регистрация в ЕИС обязательна. Она действует бессрочно, данные синхронизируются с порталом Госуслуг. Система же выступает агрегатором информации.
Для работы с ЕИС важно ознакомиться с некоторыми фактами о системе. Собрали их в удобной таблице.
Основные функции ЕИС | сбор сведений о торгах и автоматизация этапов (размещение тендеров, поиск, подача заявок, подведение итогов). |
Пользователи ЕИС | госорганы, бюджетные учреждения, госкомпании; юридические лица, ИП, самозанятые. |
Сроки регистрации в ЕИС | до 16 рабочих дней. |
Стоимость пользования | все данные в ЕИС доступны бесплатно и открыто (за исключением закупок с гостайной). |
Интеграция с другими системами | ЕИС взаимодействует с электронным бюджетом, торговыми площадками в сети, региональными системами закупок. |
Без регистрации в ЕИС поставщики не смогут участвовать в госзакупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП. Заказчики же обязаны публиковать в системе сведения о о планируемых и проводимых торгах. ЕИС позволяет контролирующим органам следить за соблюдением закона в сфере закупок.
На основе сведений в ЕИС поставщики могут прогнозировать спрос на свои товары и услуги, участвовать в торгах. Заказчики — размещать тендеры и заключать контракты. Все данные формируются в режиме реального времени, обеспечивая прозрачность и эффективность процесса госзакупок.
Регистрация в ЕИС автоматически дает доступ к основным электронным торговым площадкам. Кроме того, это еще и доступ к планам закупок, отчетам и реестру заключенных договоров заказчиков.
Подготовили пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС.
Получите квалифицированную электронную подпись (КЭП). Ее выдают в одном из аккредитованных удостоверяющих центров. Руководитель компании должен получить подпись в налоговой. Создайте аккаунт на Госуслугах и добавьте организацию к личному профилю. Установите программу «КриптоПро» для работы с электронной подписью. Настройте плагин для работы с электронной подписью на Госуслугах 1.
Перейдите на сайт zakupki.gov.ru. Во вкладке «Регистрация» выберите пункт «Регистрация нового участника закупок». Заполните анкету, прикрепите необходимые документы, подпишите их с помощью КЭП.
Сведения о новом поставщике проверяются налоговой и Росстатом. Полный процесс регистрации в ЕИС может занять до 16 рабочих дней, но если профили руководителя и компании на Госуслугах и ЭЦП оформить заранее, можно сократить его до 1-3 дней. После завершения процесса регистрации информацию о поставщике внесут в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Данные будут автоматически переданы в базы основных электронных площадок.
Для регистрации в ЕИС понадобится установить браузер с поддержкой протокола защиты Transport Layer Security (Яндекс Браузер, Internet Explorer начиная с версии 11.0, Chromium-Gost), программу «КриптоПро», плагин для работы с электронной подписью на Госуслугах. После установки этих компонентов с официального сайта ЕИС необходимо скачать файл для автоматизированной настройки рабочего места и следовать инструкциям.
Кроме того, необходима регистрация руководителя и его компании на Госуслугах, учредительные документы компании, квалифицированная электронная подпись. Для ИП и физлиц обязателен также сертифицированный токен — устройство для хранения закрытого ключа КЭП и записи сертификата. А тем, кто работает в ЕИС от имени директора, обязательна машиночитаемая доверенность (МЧД).
Советами поделились Анастасия Жмурко, генеральный директор АО «Центр развития электронных торгов», и Роман Чибисов, главный эксперт ЭТП «ТЭК-Торг».
Роман Чибисов:
«Для регистрации в ЕИС советую использовать только поддерживаемые браузеры — Яндекс.Браузер или Chromium-gost. Для своевременной регистрации рекомендуется: заранее получить КЭП, подготовить подтвержденный аккаунт на Госуслугах, проверять актуальность всех данных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП».
Анастасия Жмурко:
«Планируя начать работу с закупками, учитывайте сроки, необходимые для прохождения всех этапов регистрации в ЕИС и подготовьтесь заблаговременно. До интеграции данных ЕИС с ЕРУЗ ни на одну федеральную электронную торговую площадку зайти не получится, поэтому регистрацию в ЕИС рекомендуется проходить за одну или две недели до планируемой первой закупки».
На актуальные вопросы по теме работы с ЕИС ответила Анастасия Жмурко.
Источники