Многие современные компании используют CRM-системы. Большое количество обзоров и статей о них написаны сложным языком. Мы же расскажем, что такое CRM-система простыми словами, и объясним, для чего она нужна и как работает
CRM-система — это программа, которая хранит все данные о существующих и потенциальных клиентах (имена, контакты, история разговоров) и управляет этой информацией. Практически все современные CRM способны автоматизировать множество повседневных задач, собирать и анализировать статистику, сегментировать клиентскую базу, планировать действия и т. д.
CRM-система расшифровывается как Customer Relationship Management, что в переводе с английского языка означает «управление взаимоотношениями с клиентами». Но функционал программы гораздо шире, чем просто учет взаимодействий с потребителями. Образно говоря, CRM является кровеносной системой организации. Это непосредственно каталог контрагентов – клиентов, поставщиков и партнеров.
Универсальная CRM-система встречается редко. С некоторыми узкими задачами одни программы справляются лучше, чем другие. В зависимости от функционала и возможностей каждая CRM-система попадает в одну из следующих категорий:
Операционная | Помогает выполнять повседневные процессы компании и автоматизировать рутинные задачи |
Аналитическая | Хранит базы данных с подробной информацией о клиентах и бизнес-процессах |
Коллективная | Повышает эффективность взаимодействия и коммуникации между разными подразделениями компании |
Таким образом, операционная CRM-система – отличное решение для тех, кто занимается продажами и маркетингом, хочет автоматизировать рабочий процесс и доверить выполнение повседневных рутинных задач современным технологиям.
В свою очередь, аналитическая CRM оптимизирует рабочие процессы, которые не связаны с потребителями напрямую. Ее основной целью является анализ, улучшение развития и расширение возможностей работы сотрудников внутри компании.
Коллективная CRM-система направлена на удовлетворение потребностей клиентов путем взаимодействия между всеми подразделениями компании (техническая поддержка, отделы продаж и маркетинга). Программа позволяет обмениваться информацией, контролировать и улучшать путь клиента.
Основная функция CRM – грамотно структурировать бизнес-процессы. Внешне такая система напоминает стандартную электронную таблицу Excel, в которой хранится клиентская база. Программа автоматически записывает данные о посетителе, историю его визитов и контактов, и при дальнейшем обращении в организацию выводит эту информацию на экран. Таким образом, CRM позволяет любому сотруднику вести клиента, даже если с ним ранее общался другой менеджер.
Функции программы корректируются в соответствии с руководством отдела продаж. Основное же назначение системы – стандартизация и оптимизация работы оператора во взаимодействии с клиентами.
Любая CRM система направлена на помощь администратору и должна взять на себя часть мелких забот. Список задач программы выглядит следующим образом:
Внедрение CRM значительно увеличивает количество клиентов, повышает конверсию и приводит к росту повторных продаж. Преимуществ у программного обеспечения много.
CRM-система станет незаменимым помощником как для малого бизнеса, так и для большого холдинга. Соответствующее программное обеспечение может понадобиться для любого вида деятельности. В первую очередь, руководитель компании должен быть заинтересован в долгосрочных отношениях с потребителями. Шансы на дополнительные и повторные продажи увеличатся, если грамотно взаимодействовать с клиентом: вести историю коммуникаций и вовремя реагировать на недовольство.
Также ПО будет необходимо в любой компании, где появляется потребность в автоматической передаче электронной почты и SMS. Например, такой способ взаимодействия с покупателями подойдет для интернет-магазина или сети заправок, имеющей своих постоянных посетителей. Благодаря автоматизации система сможет поздравлять клиентов с днем рождения и другими праздниками, информировать их о предстоящих акциях или сезонных распродажах.
Кроме того, CRM использует клиентскую базу для создания индивидуальных предложений, таких как предоставление персональной скидки на основе предыдущих покупок или обсуждение новой услуги, о которой когда-то просил клиент. Такая функция будет востребована, например, как у небольших фитнес-студий, так и у крупных спортивных комплексов.
В целом программа позволяет любому руководителю ставить и корректировать задачи, контролировать их выполнение в соответствии с дедлайном и следить за эффективностью работы каждого сотрудника. И все это удаленно.
Иногда внедрение CRM-системы может не принести ощутимой пользы и помешать стабильной работе уже отлаженных бизнес-процессов. Порой затраты на внедрение и обслуживание такого ПО не оправданы и безрезультатны.
Например, программное обеспечение не понадобится предприятию, в котором всего несколько покупателей и поставщиков. Без CRM могут обойтись и монополисты – при отсутствии конкуренции нет необходимости составлять клиентскую базу, потому как она и так стабильна. Также существуют сферы бизнеса, в которых продажи ориентированы на проходящий и случайный клиентский поток. Например, придорожные кафе или закусочные.
Но многие современные компании, даже если они не заинтересованы в росте клиентской базы, хотят улучшить эффективность и лояльность потребителей, наладить взаимодействие между отделами и отслеживать важные показатели в режиме онлайн. В этом случае CRM-система станет хорошим комплексным решением.
Прежде всего CRM-системы предназначены для сбора личной информации. С помощью опроса или анкетирования в базу заносят контактные, демографические и географические данные клиентов, а также сведения, связанные с целями компании. Стоит отметить, что CRM-система является удобным и безопасным способом хранения персональной информации. При соблюдении всех мер предосторожности, вероятность утечки данных практически исключена.
Кроме того, система записывает и хранит историю обо всех транзакциях. Это позволяет контролировать доходы и расходы компании, а также следить за тем, насколько оперативно сотрудники выставляют счета и как быстро их оплачивает клиент.
Также CRM собирает коммуникационные данные. Она измеряет время ответа абонента на электронные письма, звонки и уведомления, а затем подсчитывает количество входящих и исходящих сообщений. Это помогает отследить, а в дальнейшем и проанализировать, какой способ взаимодействия клиенты выбирают чаще. Таким образом, система помогает найти индивидуальный подход к каждому. Например, интроверты чаще выбирают электронную почту или общение в чате, а занятые люди предпочитают телефонные разговоры. Это позволяет компании поддерживать с клиентами более комфортные, но в то же время, деловые отношения, и не превращать общение с ними в назойливый спам.
Сегодня существует большое количество сервисов как с облачным, так и с локальным хранилищем. Основными CRM-системами в России в 2024 году являются следующие программы:
Bitrix24 | Обладает огромным функционалом от 1С до CRM. Пять тарифов, вспомогательные каналы продаж через мессенджеры и соцсети, поддержка онлайн-касс и любых видов оплаты, интеграция с Яндекс Go (доставка) и складской учет. Отлично подойдет для среднего и большого предприятия. |
Мегаплан | CRM с простым и удобным интерфейсом. Четыре гибких тарифа с бесплатным пробным периодом сроком на 2 недели. В основной функционал входит: планирование и отслеживание продаж, коммуникации между сотрудниками (аудио/видео), интеграция с 1С. Для тех, кто работает через WhatsApp, система автоматически пополняет клиентскую базу, получив сообщение с нового номера. Такая CRM подходит для малого и среднего бизнеса. |
AmoCRM | CRM обладает простым и понятным интерфейсом, здесь нет лишних страниц, вся навигация состоит из восьми кнопок — не требуется время на обучение и адаптацию. Система оптимизирована под использование на планшетах и смартфонах. Три тарифа, в каждом из которых предусмотрено управление продажами, API и расширения. ПО подойдет для малого и среднего бизнеса, в частности, для B2B продаж. |
РосБизнесСофт CRM | Система охватывает все направления деятельности компании от первого контакта с клиентом до отгрузки товара. Также в ПО включен модуль маркетинга. Он позволяет планировать и оценивать эффективность маркетинговых кампаний, осуществлять рассылки по электронной почте и SMS. На выбор 3 вида лицензирования: аренда, покупка и подписка на 1 год. CRM предусмотрена для управления малым и средним бизнесом. |
RetailCRM | CRM рассчитана на интернет-магазины. Помогают в этом интеграции с популярными сервисами и услугами (их более 90+). В ПО предусмотрена настройка автоматической воронки продаж, раздел аналитики (какие товары лучше и чаще продаются, операционные показатели). Систему можно настроить индивидуально под свой бизнес, или же воспользоваться готовыми решениями, которые представлены на сайте интегратора. RetailCRM предлагает всего два тарифа: бесплатный с ограниченным функционалом и для профессионалов. |
CRM-система помогает решить многие задачи компании, автоматизирует отчеты и контролирует работу персонала. Перед тем как внедрять в бизнес современное программное обеспечение, необходимо пошагово провести полную подготовку:
Это является одним из самых важных этапов. Четкое понимание потребностей компании поможет выбрать наиболее полезное ПО. Например, целями могут выступать: активизация клиентской базы, повышение конверсии заявок на продажу продукта, автоматизация документооборота и отчетности, улучшение дистрибуции, увеличение повторных заказов, анализ текущих проектов.
Далее необходимо определить минимальные и максимальные затраты и, исходя из потребностей компании, рассмотреть предложение от поставщиков. Чтобы подобрать вариант, соответствующий бюджету, нужно учитывать стоимость ежемесячного обслуживания ПО и цену полной покупки лицензии. Не нужно забывать и о расходах на сопутствующую ИТ-инфраструктуру: серверы, дополнительное программное обеспечение, интеграции и т. д.
Необходимо собрать всю информацию о бизнес-процессах организации и определить те направления, которые нуждаются в автоматизации в первую очередь. Как только аудит будет проведен и станут известны проблемные места, специалист от компании-разработчика поможет с интеграцией.
После того как проведен анализ и выбран поставщик ПО, нужно определить количество пользователей системы. Это необходимо для подсчета приобретенных лицензий и настройки доступа. В список могут входить штатные или удаленные сотрудники, фрилансеры, менеджеры и технические специалисты.
После успешного прохождения всех этапов по внедрению CRM-системы, остается обучить ключевых сотрудников работе с ПО и использовать предоставленный функционал по максимуму. Стоит отметить, что у многих разработчиков существует служба поддержки, которая помогает в сложных вопросах.
На самые частые вопросы читателей о CRM-системах редакция КП попросила ответить Татьяну Газизуллину, исполнительного директора интегратора CRM-систем MOSC.