Количество электрокаров в России ежегодно растет и к 2024 году уже превысило отметку в 50 тыс. единиц (данные Минэкономразвития). Увеличивается и спрос на зарядные станции, что открывает новые возможности перед инвесторами. Вместе с экспертом пошагово объясняем, как запустить прибыльный бизнес со средней маржинальностью 20-22% на зарядных станциях для электромобилей в 2025 году.
По планам правительства, к 2030 году в стране будут работать почти 30 тыс. быстрых зарядных станций для авто 1. Государство уделяет особое внимание этому рынку, вводя различные меры поддержки. Так, владельцы электрокаров освобождаются от уплаты транспортного налога, а водители отечественных авто могут бесплатно передвигаться по платным федеральным трассам 2. Кроме того, при покупке и технологическом присоединении зарядных станций отечественного производства можно получить внушительные субсидии. Технические требования к субсидируемым станциям указаны в постановлении Минпрома №1776 3. Открытие собственной зарядной станции или целой сети объектов привлекательно не только льготами. Подробнее расскажем о требуемой сумме вложений, сроках окупаемости и потенциальной прибыли бизнеса на зарядных станциях для электромобилей.
Зарядная станция представляет собой автозаправку, где вместо бензина или газа используется ток (постоянный или переменный). В отличие от классических заправок, зарядная станция не требует много места. Ее можно разместить на придомовой территории или парковке. Различают медленные (AC) и быстрые (DC) зарядные станции. Их установку регламентирует свод правил Минстроя России «СНиП Стоянки автомобилей 7.10» 4. Кроме того, на уровне муниципалитетов могут быть приняты дополнительные правила размещения электрозарядных станций, как это сделано, например, в Москве 5.
Собрали в таблице всю важную информацию о зарядных станциях и открытии бизнеса.
Типы станций | AC (медленные, переменного тока) с мощностью от 3,5 до 22 кВт на один коннектор; DС (быстрые, постоянного тока) с мощностью от 22 до 150 кВт на один коннектор. |
Стоимость открытия бизнеса по франшизе (капитальные и операционные расходы) | от 1,5-2 млн рублей |
Срок окупаемости станции | от 1 года |
Потенциальная прибыль | 50-150 тыс. в месяц |
Льготы (только отечественные станции мощностью не ниже 149 кВт) | компенсация части затрат на покупку станции — до 1,8 млн рублей, на технологическое присоединение — до 900 тыс. рублей; возможность оформления инвестиционного налогового кредита. |
Зарядные станции для электромобилей бывают двух типов — быстрые и медленные. Подробно расскажем о каждом из них.
Такие станции питают батареи электрокаров переменным током, мощностью от 3,5 до 22 кВт•ч на один коннектор. Они заряжают электромобиль в течение 6-8 часов. Установка медленных станций оправдана на парковках вблизи многоквартирных домов или у отелей, где машину можно оставить на всю ночь. Кроме того, только такой тип станций разрешено ставить на подземных паркингах в торговых центрах ниже -1 этажа.
Более подходящий бизнесу тип зарядных станций для электрокаров. Их мощность может достигать 400 кВт•ч, но обычно составляет 22-150 кВт•ч на один коннектор. Такие станции используют постоянный ток и подают его напрямую в батарею авто. Это отличает их от медленных станций, где переменный ток «выпрямляется» и стабилизируется инвертором электрокара, и только потом подается в батарею. У быстрых станций процесс зарядки занимает до 1 часа.
Грамотный запуск бизнеса на зарядных станциях состоит из нескольких этапов. Перечислим основные шаги.
Необходимо составить подробную экономическую модель: рассчитать общую стоимость проекта и расходы после запуска (аренда земли, электроэнергия, обслуживание станции). Также нужно рассчитать нужный для окупаемости ежемесячный поток электромобилей. После того, как бизнес-план будет готов, можно приступить к поиску места размещения станции.
От правильного выбора места для станции напрямую зависит будущая прибыль. Необходимо рассматривать локации с большим потоком водителей, где нет или работают всего несколько зарядных станций. Важно, чтобы объект обладал нужной мощностью для установки станции.
AC станциям подойдут: открытые парковки вблизи многоквартирных домов, парковки бизнес/деловых центров, отелей/гостиниц, подземные паркинги ТЦ ниже -1 этажа.
DC станции можно разместить на парковках торговых центров, вблизи кафе, ресторанов, кино- и театров, фитнес-центров, на территории оборудованных АЗС (с кафе и магазинами), на трассах вблизи крупных развязок.
С выбором подходящего места могут помочь профессиональные компании, развивающие собственную сеть станций.
От места размещения зависит выбор станции. Медленные, мощностью до 22 кВт•ч, подойдут площадкам, где люди проводят много времени — многоквартирные дома, гостиницы, бизнес-центры. Быстрые зарядные станции (свыше 22 кВт•ч) актуальны для мест с большим потоком — торговые центры, рестораны, стоянки в центральной части города. Монтажом станций и их дальнейшим обслуживанием часто занимаются сами производители, поэтому сложностей с установкой не будет. Стоимость медленных станций с учетом технологического присоединения начинается от 300-500 тыс. рублей за единицу, а быстрых — от 1,5-2 млн.
Для эффективной работы зарядным станциям для электромобилей необходимо качественное программное обеспечение. Оно может поставляться как с самой станцией, так и подключаться сторонними компаниями. Программное обеспечение позволяет управлять станцией удаленно, собирать статистику и формировать отчеты, следить за состоянием объекта, управлять тарифами и поставлять клиентов по франшизе.
Для запуска бизнеса предпринимателю потребуются следующие документы: сертификат на станцию от производителя, договор аренды и согласие собственника площадки, разрешение и технические условия от управляющей компании на выделение или транзит электричества, проект подключения станции. Если мощность станции превышает 150 кВт•ч, также потребуется разрешение Ростехнадзора (только для физических лиц).
Стоимость услуг должна соответствовать рынку, но на первых порах цены можно немного опустить, чтобы набрать клиентскую базу. В Москве, где сосредоточена большая часть электромобилей и соответствующей инфраструктуры, средняя стоимость зарядки составляет 17-20 рублей кВт•ч. Также не стоит забывать об акциях и бонусах для клиентов. Некоторые производители станций вместе с оборудованием предоставляют мобильное приложение, где водители электрокаров могут копить баллы и расплачиваться ими за заряд.
Расходы на открытие бизнеса на зарядных станциях делятся на капитальные (единоразовые) и операционные, объясняет Николай Самохин, коммерческий директор Sitronics Electro.
Капитальные включают в себя:
Операционные состоят из оплаты:
По словам эксперта, сумма инвестиций для открытия бизнеса на зарядных станциях для электромобилей начинается от 1,5–2 млн рублей. В нее входят капитальные и первоначальные операционные расходы. Для разных локаций стоимость отличается и зависит от сложности и стоимости технического присоединения.
«Бывает и так, что техническое присоединение выходит дороже стоимости самой станции. Именно поэтому важно обращаться к проверенным операторам ЭЗС с широкой географией, разными кейсами и банком локаций, которые смогут подобрать идеальный вариант для каждого бизнес-клиента. Средняя окупаемость такого бизнеса — три года. Но в портфелях операторов есть примеры, когда начальная сумма инвестиций вернулась за год».
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru.
Вместе с Николаем Самохиным перечислим основные аспекты, влияющие на успешность бизнеса.
Основным фактором роста является трафик локации, где расположена станция. Выбор места играет важнейшую роль. Территория расположения ЭЗС должна быть общедоступной без проблем с подъездом. Поскольку сам процесс заряда электромобиля занимает время, то водители отдают предпочтения локациям с удобствами — рядом с магазинами, кафе, торговыми центрами и на территориях АЗС, на которых есть кафе, туалеты и супермаркеты.
Владельцу бизнеса нужно следить за хорошим состоянием локации, на которой расположена его ЭЗС. Уделять внимание:
Рынок ЭЗС пока отличается низкой конкуренцией. Несмотря на это, изучить конкурентов и проанализировать загруженность локации стоит. Как и в любом бизнесе, конкурентный анализ поможет в построении стратегии и определении преимуществ. Оценку трафика локации и конкурентов лучше всего доверить оператору ЭЗС. Он поможет не только определиться с идеальной локацией, но и приведет клиентов своей сети. Выбор верного оператора предопределяет успешность бизнеса. Стоит обратить внимание не только на успешные кейсы по развитию франшизы, но и на отзывы клиентов сети. Электромобилистам важно удобство приложения и самый короткий пользовательский путь для старта заряда.
Привлекать клиентов на зарядную станцию по франшизе проще всего «руками» оператора-партнера. Стоит обратить внимание не только на надежность сети ЭЗС, но и на работу маркетинга.
Своим мнением об открытии такого бизнеса поделился Николай Самохин, коммерческий директор Sitronics Electro.
«Бизнес на электрозарядных станциях (ЭЗС) сегодня — это одна из наиболее перспективных ниш. Средняя маржинальность составляет порядка 20-22%, но многое зависит от выбора места установки и стоимости технологического присоединения. Если у вас уже есть бизнес (кафе, ресторан, магазин), то установка ЭЗС в их близи может привлечь новых клиентов, а сама ЭЗС приносит больший доход и быстрее окупается благодаря хорошей инфраструктуре и недорогому подключению к электрическим сетям.
Несмотря на активное развитие рынка, конкуренция остается низкой. По данным Автостата, на одну публичную ЭЗС в Москве приходится 57 электромобилей, в Санкт-Петербурге — 23, в среднем по России — почти 18. При том, что среднегодовые темпы роста рынка электромобилей впечатляют: от 45,05% по России и до 77,54% в Москве. И это без учета заряжаемых гибридов, которые по итогам года приросли на 35 тыс. штук (с первого квартала 2022 года по конец третьего квартала 2024 года).
Успех бизнеса во многом зависит от выбора правильной локации. Решить эту задачу без опыта — сложно. Так, стоимость технологического присоединения может различаться десятками и сотнями тысяч рублей в пределах радиуса 500 метров. А модернизация распределительного щита и вовсе обойтись в миллионы рублей. Второй по важности риск — трафик локации. Важно, чтобы станции находились на удобных развязках, со свободными парковками, а поблизости были кафе, магазины или отели.
Среди ключевых преимуществ в открытии бизнеса на зарядных станциях для электромобилей можно выделить низкий порог входа, минимальную конкуренцию, высокие темпы роста рынка электромобилей и гибридов, а также минимальное участие в операционном управлении. При правильном выборе партнера или накопленной собственной экспертизе, бизнес приносит стабильный пассивный доход».
Попросили Николая Самохина ответить на самые популярные вопросы по теме.
Источники