Бизнес-анализ предприятия

Бизнес-анализ следует использовать как при организации работы крупных холдингов и предприятий, так и в малом и среднем бизнесах. Ведь предприниматели хоть и используют чутье и надеются на удачу, но немаловажной гарантией результата будет системный подход к решению проблемы. Что же такое бизнес-анализ предприятия и каковы его основы, какие методы применяют эксперты и в чем заключаются задачи этого процесса — в материале «Комсомольской правды».

Бизнес-анализ предприятия. Фото:shutterstock.com
Андрей Абрамов Журналист КП Борис Кисов IT-эксперт компании Equipment7.com Инна Анисимова Генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Кирилл Плохих Директор института бизнеса университета «Синергия» Константин Замков Руководитель направления внедрения и поддержки корпоративных решений Sharesoft Лилия Саетгалиева Бизнес-тренер, специалист по антикризисному анализу, владелец онлайн-школы Capitalis Олег Гераськин Специалист в области бизнес-консалтинга, коуч

Что такое бизнес-анализ

Бизнес-анализ — это дисциплина распознавания потребностей бизнеса и решения его задач.

— Проще говоря, это набор задач и методов, которые работают как связующее звено между заинтересованными сторонами. Они помогают им понять структуру, политику и деятельность организации. Они также могут рекомендовать решения, которые помогут бизнесу достичь его целей, — объясняет IT-эксперт компании Equipment7.com Борис Кисов.

Вы можете провести бизнес-анализ, чтобы получить общее представление о текущем состоянии компании. Или использовать его для определения потребностей бизнеса. Чаще всего анализ проводится для того, чтобы констатировать и подтвердить решения, которые соответствуют бизнес-потребностям или целям.

Объясним бизнес-анализ на примере. На условном заводе увеличилось время производства продукта и склад начал переполняться материалами.

— Бизнес-аналитик проводит измерение времени на каждом этапе производства и выясняет, что один из станков регулярно ломается. Определяются альтернативы: заменить детали или купить новый станок. Стоимостной анализ показывает, что покупка нового дешевле. Его закупают, после чего скорость производства приходит в норму. Это типичный пример выполнения бизнес-анализа, который позволил определить потребность и решение, применение которого принесло пользу заводу, — делится руководитель направления внедрения и поддержки корпоративных решений Sharesoft Константин Замков.

Применять бизнес-анализ можно не только на предприятиях, которые выпускают материальный продукт. В сфере услуг он также работает. Представим, что у вас есть посадочная страница продукта, на которую идет интернет-трафик. Замечаете, что продажи мизерны.

— Выясняется, что люди заполняют форму контактов: указывают номер телефона, почту, а кнопку «купить» не нажимают. В итоге 300 контактов людей и ни одной продажи. Приходит время бизнес-анализа. Собираете рабочую группу, из IT-специалиста, верстальщика, провайдера банка. Понимаете, что кнопка «купить» не работает только с устройств Samsung или на определенном браузере. Начинаете переверстывать посадочную страницу, чтобы она была подстроена под все устройства, — объясняет директор института бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.

После устранения ошибок снова собираете рабочую группу и смотрите на выполнение KPI. Бизнес-анализ помогает, как в устранении ошибок, так и выбора курса. Например, продукт может быть хуже, чем у конкурентов, а стоит столько же. Тогда надо менять ценовую политику.

Бизнес-анализ предприятия — сложный и одновременно проектный процесс вынесение диагноза и назначение лечения.

— Он чем-то напоминает аудиторскую работу по выявлению слабых и сильных сторон организации с дальнейшей оценкой рисков неизбежности процесса постоянных изменений. Например, передо мной стояла задача предложить стратегическое видение дальнейшего развития бренда в условиях неопределенности и высокой конкуренции. Этого нельзя сделать без полного бизнес-анализ компании и ее подрядчиков, — рассказывает специалист в области бизнес-консалтинга, коуч Олег Гераськин

Главное

  1. Бизнес-анализ предприятия — анализ всех сфер его деятельности, чтобы выявить отклонения фактических показателей от плановых, либо от среднеотраслевых.
  2. Проводится путем исследования различных показателей бизнеса. На основе полученных данных принимаются управленческие решения для повышения эффективности деятельности фирмы.
  3. С помощью бизнес-анализа можно выявить недостатки финансово-хозяйственной деятельности, найти резервы улучшения финансового состояния организации, планировать финансовые результаты.
  4. Включает в себя анализ ресурсов, финансовый анализ, инвестиционный анализ, маркетинговый анализ, маржинальный анализ, анализ персонала.

Методы бизнес-анализа

Методов бизнес-анализа очень много. Самым известным считается SWOT-анализ.

  • Strengths (сильные стороны);
  • Weaknesses (слабые стороны);
  • Opportunities (возможности);
  • Threats (угрозы).

— Есть такой метод анализа маркетинга, как матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG). Товары фирмы делят на четыре группы в зависимости от темпов роста доли рынка и продаж. Группа с высоким темпом роста доли рынка и низким темпом роста продаж называется «трудные дети» .

Она требует большего вложения средств, так как это — наиболее перспективный товар. Товары с низкими темпами роста продаж и доли рынка называется «собаки». Их нужно постепенно снимать с производства, — рассказывает бизнес-тренер, специалист по антикризисному анализу, владелец онлайн-школы антикризисного анализа Capitalis Лилия Саетгалиева.

Чтобы сократить производственные расходы, применяют ABC-метод.

А — ресурсы, от использования которых компания получает наибольший доход (80%)
B — ресурсы, которые приносят средний доход 15%
С — наименьший доход 5%.

MOST или «Миссии, Цели, Стратегии» — позволяет аналитикам провести тщательный внутренний анализ того, что является целью организации и выяснить, как решать такие вопросы.
PESTLE — «политический, экономический, социологический, технологический, правовой и экологический». Модель помогает -аналитикам оценить все внешние факторы, которые могут повлиять на их организацию, и определить способы устранения.
MoSCoW — расстановка приоритетов, применяемых в управлении, бизнес-анализе, управлении проектами и разработке программного обеспечения для достижения общего понимания важности, которую они придают выполнению каждого требования.
5 Whys или «Пять почему» — техника является основой для методов бизнес-анализа. Она состоит из ведущих вопросов, которые позволяют аналитикам выделить первопричину проблемы, задав вопрос, почему такая ситуация возникает.

Среди более узконаправленных методов бизнес-анализа Олег Гераськин выделяет:

  • мозговой штурм;
  • анализ бизнес-данных;
  • моделирование потоков данных;
  • анализ и алгоритмы принятия решений;
  • анализ корпоративных документов;
  • интервью с сотрудниками;
  • метрики ключевых показателей;
  • моделирование процессов принятия решений;
  • проектная работа над задачей.

Задачи бизнес-анализа

По просьбе «КП» бизнес-тренер Лилия Саетгалиева представила совокупность задач, которые приходится решать бизнес-аналитику.

  • оценивать эффективность использования ресурсов;
  • определять перспективы развития предприятия;
  • рассчитывать возможные риски и предлагать варианты их страхования;
  • составление бизнес-плана предприятия на основе анализа прошлых периодов;
  • изучать, насколько были выполнены показатели плана и находить причины отклонений фактических показателей от нормативных;
  • оценка конечных финансовых результатов;
  • поиск резервов увеличения производства и продаж.
это интересно
Управление бизнес-процессами предприятия
Вместе с экспертами простым языком объясняем про BPM, его структуру, цели, методы и принципы
Подробнее

— Основной задачей бизнес-анализа считаю получение правдивой информации для принятия эффективных управленческих решений при должном уровне текущей эффективности и при грамотной оценке потребностей бизнеса. Стратегия определение путей достижения результата не может быть правильной без оценки и контроля рисков дальнейшего развития в целом и анализа работы всех подразделений организации, — отмечает Олег Гераськин.

По мнению Константина Замкова, задачи бизнес-анализа можно условно разделить на следующие группы:

  1. Анализ стратегии. Составление перечня возможных стратегий и выбор из них подходящих.
  2. Планирование и мониторинг. Определение порядка проведения анализа существующих процессов и контроля результатов.
  3. Выявление и совместная работа. Выявление требований к изменениям процесса или системы с привлечением заинтересованных сторон.
  4. Анализ требований и проектирование. Оценка требований к изменениям процесса или системы и проектирование решений.
  5. Управление жизненным циклом требований.
  6. Оценка решений. Определение наиболее оптимальных решений.

Основы бизнес-анализа

О принципах основ бизнес-анализа говорит бизнес-тренер Лилия Саетгалиева.

  • изучение любого предприятия, как системы;
  • оценка процессов на предприятии в целом;
  • выбор надежных методов и процедур;
  • анализ должен осуществляться с определенной периодичностью, которую каждое предприятие выбирает само;
  • выводы должны быть определены количественно;
  • возможность доказать выводы анализа;
  • определение воздействия выявленных фактов на результаты функционирования предприятия;
  • анализ за разные периоды можно сопоставить;
  • затраты на проведение анализа должны быть сопоставимы с эффектом, который он дает;
  • повышается ответственность работников за результаты анализа.

Борис Кисов рассказывает, что все проекты бизнес-анализа проходят базовый цикл. Проект — это набор шагов, которые чего-то достигают. Несмотря на то, что каждый проект отличается, задачи бизнес-анализа всегда следуют порядку:

  1. Планирование. Создайте рабочий план и продумайте подход к проведению анализа.
  2. Охват проекта. Определите и задокументируйте границы проекта и проанализируйте бизнес-задачу без принятия решения. Четкое определить возможности или проблемы, которые необходимо решить компании.
  3. Выявление и анализ требований. Важнейшая задача, которую профессионалы в области бизнес-анализа делают на уровне проекта. Понять реальные потребности бизнеса и найти первопричину бизнес-проблем, а также донести требования до целевой аудитории.
  4. Разработка решения. Бизнес-аналитики оказывают поддержку команде по разработке решения.
  5. Постройте решения. Бизнес и проектная команда принимают решение, основываясь на результатах деятельности прошлых шагов. Нужно обеспечить соответствие решения бизнес-потребностям, указанным в целях проекта и бизнес-требованиях.
  6. Тестирование решения. По мере проектирования и создания решения, требуется сотрудничество с командой тестировщиков, чтобы убедиться, что решение соответствует бизнес-потребностям.
  7. Внедрение решения. Убедитесь, что бизнес использует решение. Активная работа с заинтересованными сторонами проекта по мере развертывания решения. Можете работать в качестве агента изменений, отстаивая необходимость изменений, а также обучать новых пользователей системе.
  8. Проведение анализа после внедрения. После того, когда решение будет внедрено, вы должны убедиться, что оно соответствует целям, изложенным в проекте. Если нет, то это несоответствие может привести к появлению еще одного проекта, направленного на устранение этого пробела.

Главное

  1. В основе бизнес-анализа готовность всех заинтересованных сторон к изменениям. В процессе формируются этапы, цели и состав участников наиболее лояльных к получению результата.
  2. Проводится аудит деятельности предприятия в области оперативного управления, организационной структуры, мотивации персонала и т.д.
  3. В результате формируется адекватное понимание состояние компании. Проектируется желаемая модель развития компании с позиции собственника бизнеса.
  4. Сформированная команда структурных руководителей подключается к работе для выработки наиболее оптимальных и эффективных путей достижения поставленных задач. Определяется персональная ответственность и временные рамки выполнения задачи для каждого сотрудника компании за внедрения согласованных этапов структурных изменений.
  5. Воздействуя направлено на раскрытие глубинного управленческого потенциала, грамотный бизнес-анализ эффективно повышает осознанность и результативность видения постановки целей в формате конечного результата.

Результаты бизнес-анализа

В результате правильно выполненного бизнес-анализа организации могут создавать более хорошие продукты, принимать правильные решения и получать дополнительную выгоду от своей деятельности.

— Итогом работы бизнес-аналитика становится документ с оценкой одного или нескольких бизнес-процессов, подтвержденными или опровергнутыми гипотезами и рекомендациями по реорганизации, — говорит генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова.

Основным результатом анализа является оценка текущего состояния предприятия. В результате бизнес-анализа определяются причины роста или падения продаж или расходов.

— Изменение этих показателей влияет на конечный результат — прибыль. Полная диагностика предприятия дает возможность детально определить «узкие места» бизнеса. Знание ситуации позволяет принимать выверенные управленческие решения. Это должно приводить к увеличению конечного финансового результата и повышению эффективности использования ресурсов предприятия, — говорит Лилия Саетгалиева.

Популярные вопросы и ответы

Для чего нужен бизнес-анализ?

— Бизнес-анализ — анализ финансовых, управленческих и других показателей компании с целью поиска вариантов оптимизации деятельности и поиска решений имеющихся проблем, улучшения существующих процессов. Конечно, любому предпринимателю сложно говорить плохо о своем «ребенке», искать недостатки. Проще сказать, «у меня все прекрасно». Но это не поможет бизнесу расти. Поэтому чаще всего для бизнес-анализа привлекают людей со стороны: таких же предпринимателей, финансистов, экономистов, аналитиков, консалтинговые компании, — отвечает генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова.

В чем плюсы и минусы бизнес-анализа?

+ Процесс принятия решений становится обоснованным
+ Бизнес-аналитики выступают как источники информации, так как смотрят на функционирование бизнеса сразу в нескольких измерениях и могут найти инсайты.
+ Согласно исследованию McKinsey, компании, внедрившие инструменты бизнес-анализа, имеют ежегодный прирост в выручке 6%.
+ Диагностирование и отладка бизнес-процессов повышает операционную эффективность компании.

— Издержки на внедрение могут оказаться существенным — закупка ПО, поиск специалистов.
— Нанимать консультантов также дорого.

Бизнес-анализ следует проводить самостоятельно или привлекать специалистов со стороны?

— Большим компаниям приоритетнее заказывать бизнес-аналитику у профессионалов, передав им выстраивание бизнес-процессов. Стартаперам провести самому: тут приоритетнее вливать в бизнес максимальное количество средств и экономить их для собственной жизнеспособности, — считает директор института бизнеса университета «Синергия» Кирилл Плохих.

— Задача бизнес-аналитиков в анализе и синтезе информации, предоставляемой огромной группой людей, которые взаимодействуют с фирмой. Клиенты, руководители, сотрудники и IT-профессионалы посылают эту информацию. Аналитики не только сосредотачиваются на выраженных просьбах, но и выявляют реальные потребности заинтересованных сторон. Иногда аналитик облегчает коммуникацию между организационными подразделениями. Корпоративный бизнес-аналитик идеально подходит для понимания потребностей организации, помогает ей оставаться конкурентоспособной, находить креативные решения сложных бизнес-задач, вносить инновации и постоянно увеличивать ценность для клиента и получать прибыль в итоге, — говорит IT-эксперт компания Equipment7.com Борис Кисов.

С чего начать погружение в бизнес-анализ?

— Для начала я рекомендую изучать UML (Unified Modeling Language) – это язык моделирования, который позволяет разложить предметную область на составляющие элементы, посмотреть на нее с разных сторон и составить визуальные схемы аспектов этой предметной области таких как, изменений состояний, обмен сообщениями между элементами, последовательности выполнения действий, варианты использования и других, — отвечает руководитель направления внедрения и поддержки корпоративных решений, Sharesoft Константин Замков.

Какие учебники, пособия и работы по бизнес-анализу почитать новичкам, чтобы лучше вникнуть в суть процесса?

Этот вопрос мы задавали всем нашим экспертам. В результате получилась масштабная подборка книг, которые помогут лучше разобраться в бизнес-анализе.

• «Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса». 2-е изд. / Р. Абрамс
• «Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок» / Е.Р. Орлова
• «Азбука бизнес-планирования» / А.М. Сатаев.
• «Бизнес-анализ» / Дебра Пол, Джеймс Кадл, Дональд Йейтс.
• «Методы бизнес-анализа» / Пол Тернер, Джеймс Кадл, Дебра Пол.
• «Бизнес-аналитик: Карьера в бизнес-анализе» / Эдриан Рид.
• «Оптимизация бизнес-процессов» / Д. Харрингтон. Это инструкция с советами, техниками, инструментами и методиками для увеличения производительности, эффективности и рационализации. В книге описан моральный износ, бессмысленные двойные усилия, бюрократия, узкие места и как от этого всего избавиться.
• «Построение бизнес-моделей». / А. Остервальдер, И. Пинье. Настольная книга стратега и новатора. Рписаны подходы к анализу и бизнес-моделям, которые используются в Google и IBM, рассмотрены факторы, влияющие на процветание бизнеса: потребители, их сегменты, сбыт, ключевые партнеры, отношения с клиентами, доходы и т.д.
• «Голая статистика» / Ч. Уилан. С помощью книги можно научиться ориентироваться в статистических показателях и анализировать данные. В каждой главе есть приложение с формулами и графиками, а в конце книги — обзор приложений для работы со статистическими данными, который пригодится всем практикам.
• «Бизнес-анализ деятельности организаций» /учебник под редакцией профессора Л.Н.Усенко,
• «Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер» / Бернард Марр.
• «Управление финансами предприятия» / Савчук В.П.
• «Финансовый анализ» / Л.С. Васильева, М.В. Петровская
• «Финансовый анализ. Управление финансами» / Н.Н.Соловьева, А.Ф.Ионова
КП КП Финансы
Реклама О проекте