3pl-логистика в 2024 году

Комплексные логистические услуги позволяют бизнесу не думать о хранении, перевозке и маркировке груза. Рассказываем, что представляет собой 3pl-логистика и на что обратить внимание при выборе провайдера.

3pl-логистика. Фото: shutterstock.com
Вадим Топоров Директор департамента стратегического консультирования Михаил Горюнов Журналист КП
Содержание
  1. Что такое 3pl-логистика
  2. Полезная информация
  3. Как работает 3pl-логистика
  4. Преимущества
  5. Недостатки
  6. Рекомендации эксперта
  7. Вопросы и ответы

В процессе доставки товаров может участвовать не только поставщик и получатель, но и третья сторона. Такие провайдеры берут на себя организацию полной логистической цепочки: упаковку и маркировку товара, его хранение, подбор транспорта для перевозки и так далее. Компании владеют собственными складами и автопарком, поэтому могут оказывать услуги в комплексе. Вместе с экспертами объясняем, что такое 3pl-логистика, какие преимущества и недостатки она имеет и как выбрать подходящего провайдера.

Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Что такое 3pl-логистика

Для начала следует дать определение понятию 3pl. Буквально это звучит как Third-Party Logistics, что в переводе значит – «сторонняя логистика или логистика с участием третьей стороны». 

По сути речь идет об услугах компании, действующей от имени поставщика и формирующей цепочку для успешной доставки продукта потребителю. Перевозка, хранение, упаковка – все это берут на себя третьи лица. Свои активов у 3pl-компаний может не быть, но они имеют обширную географическую сеть, что может быть полезно тем, кто задумывается о расширении рынка сбыта. Как пример 3pl-организации – это интернет-магазины с собственными складами, автопарками и распределительными центрами.

Полезная информация о 3pl-логистике

Для удобства собрали все, что нужно знать о 3pl-логистике, в небольшую таблицу.

Зачем нужна 3p-логистикаОна позволяет снизить затраты и оптимизировать процесс доставки, хранения или, например, упаковки товара
Кто оказывает услуги 3plК 3pl-провайдерам можно отнести компании, владеющие складами и автомобилями для перевозки товаров, а также программным обеспечением для приема товара, отслеживания водителей, постройки маршрута и так далее
Какие услуги относятся к 3pl-логистикеПодобная мера включает в себя большую часть логистических операций без участия подрядчика: хранение, транспортировка, маркировка, упаковка. Все это передается стороннему исполнителю, фактически, аутсорс 
Взаимодействие с покупателем3pl-провайдеры берут на себя также функцию взаимодействия с покупателем и готовы ответить на возникающие у него вопросы по товару
Как рассчитывается стоимость услуг при 3pl-логистикеТочную стоимость нельзя назвать, она зависит от нескольких факторов: тип продукции, доставка, хранения, подключение и обслуживание технологий 3pl
это интересно
Упаковка товара на складе
На что в первую очередь обратить внимание
подробнее

Как работает 3pl-логистика

Система работы 3pl-логистики представляет собой определенный порядок действий. Рассмотрим эти шаги подробнее со стороны того, кто обращается за услугами.

  1. Первым делом предприниматель находит подходящую стороннюю организацию, выполняющую логистические услуги, через знакомых или, например, в сети, и заключает с ней договор, где оговариваются условия взаимодействия, в том числе цена и сроки.
  2. Запуск процесса. 3pl-провайдеры получают продукцию и обрабатывают ее на своих складах, используя системы учетов.
  3. Организация доставки товаров. 3pl-компания получает заказы, упаковывает продукцию и поставляет ее покупателю.
  4. Обратная связь. Заказчик получает от 3pl-провайдера отчеты и статистику товарооборота, которая способна показать реальную картину бизнеса и помочь улучшить логистические процессы. 

Преимущества 3pl-логистики

3pl-логистика имеет ряд преимуществ. Иначе бы эта деятельность не пользовалась спросом на рынке. К основным можно отнести:

Экономия средств. С помощью стороннего участника процесса получится избежать затрат на оборудование, склады, доставку и другое;

Эффективное выполнение заказов. 3pl-логистика увеличивает скорость доставки товара к покупателю, а также позволяет чувствовать себя комфортнее в случаях, если ситуация на рынке меняется. Например, растет или снижается спрос. Провайдер помогает с адаптацией;

Опыт 3pl. Предприниматели, обращаясь в соответствующие компании, получают доступ к технологиям поставщика и возможность получить некоторые знания от него;

География работы. Благодаря таким организациям можно охватить больше регионов для реализации своих товаров;

Больше времени для бизнеса. Переложив логистику на чьи-то плечи можно сосредоточиться на других направлениях деятельности. 

Недостатки 3pl-логистики

При всем кажущемся удобстве есть у 3pl-логистики и недостатки. К ним можно отнести следующие:

Потеря контроля. Очевидно, что если логистика передается третьим лицам, то и держать все в своих руках не получится. Здесь же образуется зависимость от третьей стороны;

Риски сбоев у третьей стороны. По независящим от бизнесмена причинам качество услуг 3pl-провайдеров может быть не на должном уровне;

Утечка коммерческой информации. Это также можно отнести к пункту выше. В договоре прописывается конфеденциальность, но риск потери корпоративной или коммерческой информации все рано присутствует;

Расходы. Да, если нет своей инфраструктуры для масштабирования логистики, 3pl-логистика будет выходом, но в любом случае – это дорогостоящая услуга. 

это интересно
Сертификация услуг
В каких случаях она требуется и сколько стоит получение сертификата
подробнее

Рекомендации эксперта по работе с операторами 3pl-логистики

Директор департамента стратегического консультирования консалтинговой компании «НЭО» Вадим Топоров поделился советами по взаимодействию с операторами 3pl-логистики.

«Уделяйте внимание выбору 3pl-провайдера. Нужно изучать и выбирать 3pl-компанию, обращая внимание на ее репутацию, опыт и предложения. Также не забывайте про договорные отношения. Нужно заключать четкие договоры с определением обязанностей и SLA (Service Level Agreement) в котором прописаны показатели уровня сервиса и механизм их гарантирования.

Кроме того, нельзя забывать о мониторинге, следует регулярно следить за работой 3pl-провайдеров и оценивать ее. А еще сотрудничество, важно поддерживать открытое и конструктивное взаимодействие для решения возникающих проблем».

Популярные вопросы и ответы

На актуальные вопросы по теме 3pl-логистики отвечает руководитель департамента стратегического консультирования консалтинговой компании «НЭО» Вадим Топоров.

Какому бизнесу подходит 3pl-логистика?

Такая логистика может подойти малому и среднему бизнесу, компаниям, у которых нет ресурсов для создания собственной логистической инфраструктуры. Также он актуален для электронной коммерции, например, интернет-магазинов, требующих эффективной доставки товаров. Сюда же можно отнести сезонный бизнес, компании с колебаниями спроса, которые нуждаются в гибких логистических решениях. И глобальные компании, работающие на международных рынках и нуждающиеся в комплексных логистических услугах.

Какие услуги входят в 3pl-логистику?

Она включает в себя ряд предоставляемых услуг. В первую очередь речь идет о транспортировке, причем любым видом транспорта, по воде, земле или воздуху. Также хранение товаров на складах и контроль над запасами. Кросс-докинг, быстрая перегрузка товаров с минимальным временем хранения. Сборка и упаковка заказов. Доставка продукции покупателю. Оформление возврата. Консультации владельцев товара по возникающим у них вопросам.

Чем 3pl-логистика отличается от 1pl, 2pl, 4pl, 5pl-логистики?

1pl – это логистика, которая управляется непосредственно владельцем товаров. При 2pl возможно использование стороннего транспорта для перевозки и экспедиторов, ее осуществляющую. 4pl – это управление всей цепочкой поставок, в том числе и 3pl-провайдерами. Такие услуги могут предоставлять глобальные логистические компании, например DHL или Kuehne+Nagel. 5pl-компании предлагают интегрированные решения по управлению логистическими сетями и цепочками поставок. Фокус здесь делается на автоматизации процессов, использовании современных технологий. Клиенту могут предоставить, например, доступ к онлайн платформе, оператором которой является провайдер 5pl услуг.
КП КП Финансы
Реклама О проекте