Рождение ребенка — долгожданное событие в семье. Родители готовятся к нему заранее, ведь нужно многое предусмотреть.
Наступает час X, и малыш появляется на свет. Он активно растет и развивается, каждый месяц приобретая все больше новых навыков и превращаясь из беспомощного комочка в маленькую личность со своими потребностями, желаниями и эмоциями. О том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, расскажем в статье.
Полезная информация о пятимесячном малыше
Ключевой навык | Хватание и удерживание предметов |
Речь | Длительное певучее гуление, отдельные слоги |
Слух | Распознавание голосов родителей, интонаций, источников звуков |
Зрение | Длительная фиксация взгляда на предметах, узнавание родителей |
Зубы | Прорезывание первых нижних резцов |
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
Первый год — важный этап в жизни крохи. Внимательному и заботливому родителю и врачу показатели физического развития малыша дадут много информации о темпах роста ребенка, состоянии его здоровья, наличии серьезных отклонений, на которые нужно срочно отреагировать.
Сколько весит грудной ребенок
Согласно данным ВОЗ, девочки в 5 месяцев весят примерно 6,9 кг, а мальчики — 7,5 кг (1, 2). Это усредненные показатели, на которые можно ориентироваться, чтобы оценить развитие малыша.
Какой рост у ребенка в 5 месяцев
В этом возрасте девочки вырастают в среднем до 64 см, а мальчики до 65,9 см (3, 4). Различия между детьми пока малозаметны, но постепенно у малышей разного пола появляется все больше характерных особенностей.
Окружность головы
У девочек она составляет примерно 41,5 см. У мальчиков этот показатель равен в среднем 42,6 см (5, 6). Точные данные, сколько весит, какой рост и какая окружность головы у ребенка в 5 месяцев, скажет педиатр во время планового приема.
Начинает ползать
Ползание — ключевой навык для дальнейшего психического и физического развития крохи. Это и совершенствование координации движений, и включение в работу левого и правого полушарий мозга, и укрепление мышц, и будущее здоровье позвоночника.
Не все малыши начинают ползать в этом возрасте. Кто-то пока научился только переворачиваться с живота на спину или тянуться раскрытой ладонью за игрушкой. Другой уже может поворачиваться по кругу, а третий способен проползти несколько сантиметров (7). Все это — варианты нормы.
Что может делать ребенок в 5 месяцев
Малыш умеет:
- долго лежать на животе;
- брать и удерживать игрушку;
- приподниматься на вытянутых руках с опорой на ладони;
- переворачиваться;
- следить взглядом за перемещением взрослого;
- исследовать предметы;
- распознавать голоса родителей.
Психическое развитие ребенка в 5 месяцев
Каждый новый день жизни приносит крохе массу ярких открытий. То, что является для нас обыденным, для малыша будет захватывающим приключением. Например, разнообразные звуки окружающего мира — пение птиц, шум дождя и машин, голоса людей — помогают развивать психику. А обычная погремушка, благодаря зрительной и тактильной стимуляции, будет лучшей игрушкой в этом возрасте.
Эмоции
Малыш начинает проявлять интерес к миру вокруг, разглядывает и исследует предметы и себя — тянет в рот, трогает ладонью. Он уже умеет выражать радость и показывать недовольство, привлекая внимание взрослых.
Манипуляции крохи с игрушками и изучение своего тела развивают внимание, мышление и речь. А игры нужны не только для обучения новым навыкам, они эмоционально сближают малыша и родителей, формируют доверие грудничка к окружающему миру.
Слух
В 5 месяцев кроха распознает голоса родителей, различает и реагирует на интонацию, с которой к нему обращаются. Он понимает, откуда идет звук, и поворачивается на голос (8).
Зрение
Малыш уже узнает родителей, выделяя их из массы других людей. У ребенка развивается цветовое зрение (9).
Основной навык в 5 месяцев — хватание предметов. Это результат развития зрительно-двигательной координации (10). Малыш изучает игрушки, взаимодействует с ними, совершенствуя навык.
Социальное развитие ребенка в 5 месяцев
Для легкой социальной адаптации в будущем и формирования доверия к окружающему миру важны взаимоотношения ребенка с родителями, их любовь, забота и защита.
Общение
Пятимесячные малыши нуждаются в обмене впечатлениями со взрослыми. По мере роста интереса ребенка к предметам, растет и его желание поделиться переживаниями с мамой и папой, передать свои эмоции с помощью громкого смеха и активной мимики, получить поддержку, понимание и одобрение.
Взрослые, вовлекаясь во взаимодействие с малышом, дают ему обратную связь, показывая модель будущего социального поведения. Общение в начале способствует развитию познавательных навыков крохи в дальнейшем (11).
Речевое развитие ребенка в 5 месяцев
Этот процесс невозможен без взрослого. Залог формирования речи — повторение и подражание, поэтому так важно вовлекать кроху в диалог, вызывать его ответную реакцию на ваши реплики. В 5 месяцев это будет смех и активное гуление.
Гуление
Для пятимесячных малышей характерно длительное певучее произношение отдельных слогов: «бааа», «мааа», «пааа». Кроха слушает собственный голос, подражает себе и взрослым. Он произносит цепочки звуков, тренируя дыхание. Постепенно в речи появляются гласные «я» и «и» (11).
Малыш еще не понимает значение слов, но хорошо различает эмоции, заложенные в обращенной к нему речи взрослого.
Здоровье ребенка в 5 месяцев
Родителям необходимо следить за питанием, режимом сна, физической активностью малыша и гигиеной. Чаще гуляйте на свежем воздухе и не пропускайте приемы врача.
Режутся зубы
Как правило, первыми появляются нижние центральные резцы — один из или сразу оба. Понять, что у малыша режутся зубы, можно по нескольким признакам:
- припухлость и болезненность десен;
- слюноотделение;
- раздражительность;
- вялость;
- проблемы со сном;
- потребность что-нибудь кусать и грызть;
- плохой аппетит;
- повышение температуры.
Облегчить симптомы можно с помощью специальных прорезывателей из силикона или массажа десен.
Прививки
В 5 месяцев малышу ставят вакцину от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита (12). Перед тем, как сделать прививку, педиатр проверит состояние ребенка, а родитель подпишет согласие на процедуру.
Массаж
Он помогает не только укрепить мышцы и суставы, но также способствует формированию эмоциональной связи между родителями и крохой, становится способом общения. Ребенок чувствует прикосновения взрослых, их заботу и внимание.
Если родители хотят скорректировать с помощью массажа какие-то проблемы, например, тонус мышц, делать это нужно только по назначению доктора и обращаться к профессиональным детским массажистам.
Режим сна ночью и днем
Налаженный режим дня позволяет и взрослым, и малышу отдыхать и восстанавливать силы.
В 5 месяцев кроха спит в среднем 15 часов в сутки — это 3-4 дневных сна и ночной сон (13). С возрастом время бодрствования увеличивается, но малышу пока не хватает сил не спать дольше двух часов подряд, поэтому важно вовремя укладывать младенца.
В этом возрасте можно формировать у ребенка привычку на сон с помощью разнообразных действий: купания, кормления, легкого массажа, колыбельных, белого шума. Одни и те же повторяющиеся ритуалы настроят малыша на сон и облегчат процесс засыпания.
Почему ребенок в 5 месяцев просыпается ночью
Малышу трудно спать в ночное время суток по 10 часов подряд. Он может просыпаться, чтобы поесть, пообщаться с родителями, поиграть.
Плохой прерывистый сон может быть вызван разными причинами:
- переутомлением;
- прорезыванием зубов;
- перевозбуждением;
- мокрой одеждой;
- нарушенным режимом;
- некомфортной температурой в спальне;
- ярким светом.
Сколько ест грудной ребенок
В 5 месяцев малыш съедает около 1000 мл грудного молока или молочной смеси.
Как наладить кормление
Пятимесячный ребенок ест в среднем 5-6 раз днем и 1-3 раза ночью. Кроха может в процессе отвлекаться на окружающие звуки и предметы, поэтому важно кормить малыша в спокойной обстановке.
При грудном вскармливании младенец обычно ест раз в 2-2,5 часа, при искусственном — раз в 3-4 часа. Режим питания, как и сна, устанавливается исходя из индивидуальных особенностей и биоритмов ребенка (14).
Что можно давать в прикорм ребенку в 5 месяцев
Это оптимальное время, чтобы познакомить младенца с разными вкусами. Пищеварительная система малыша готова к приему новых продуктов, а для активного роста и физического развития нужно больше калорий и витаминов.
— Если ребенок хорошо прибавляет в весе, у него все прекрасно с желудочно-кишечным трактом, он ходит в туалет по-большому 2-3 раза в день, у него нет никаких проблем, тогда выбор прикорма остается за родителем. Если он скажет, что ему проще начинать с каши, то, конечно же, я поддержу. Если ребенок маловесный и ходит часто в туалет, плохо прибавляет в весе — я тоже скажу, что нужно начинать с каш. Если малыш — толстячок, а в туалет сходить для него проблема — я бы рекомендовала попробовать овощи, — рассказывает о прикорме Галина Фефилова, врач высшей категории, заведующая отделением педиатрии многопрофильного медицинского центра «Философия красоты и здоровья».
Комментарий педиатра
Рассказывает Анна Осипова, врач-педиатр, детский хирург, заведующая педиатрическим отделением филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— Время летит быстро, и малыш, который только недавно знакомился с родителями и домом, в 5 месяцев уже активен и пытается узнать как можно больше. В этом возрасте ребенок каждый день открывает для себя что-то новое. Родителям надо следить и помогать ему в освоении навыков и знаний.
В связи с тем, что младенец становится намного активнее, его уже нельзя оставлять одного, надо постоянно приглядывать за ним. С целью профилактики падений и травмирования не следует оставлять малыша на пеленальных столиках, кровати и диване, лучше создать игровую зону на полу. Так кроха начнет активнее переворачиваться, из положения на животе приподниматься на вытянутых руках и даже ползать по-пластунски.
Рекомендуется также окружить малыша яркими игрушками, но не в легкой доступности на расстоянии вытянутой руки, а чуть подальше, чтобы был стимул двигаться. Не стоит забывать, что для младенца это только начало активности, поэтому он быстро устает. Через пару минут, если ребенок сам не достал игрушку, дайте ее ему.
Эмоции малыша становятся более четкими и целенаправленными. Кроха может по-разному реагировать на любые ситуации: смеяться, удивляться, радоваться, злиться, требовать игрушки капризным лепетом и, не получив что-либо, плакать. Малыш старается повторять звуки, интонации родных, любит слушать музыку и подражает мимикой старшим.
В целом, пятый месяц не менее важен, чем другие, и общее развитие ребенка следует оценивать в комплексе физических, неврологических, психоэмоциональных и социальных показателей.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы родителей о том, что должен уметь и делать грудной ребенок в 5 месяцев, отвечают наши эксперты.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
— Родители обязательно должны общаться со своими детьми и вести здоровый образ жизни. Я думаю, что обязателен массаж, плавание, лечебная физкультура, — добавляет педиатр, врач высшей категории Галина Фефилова.
Что входит в питание ребенка в 5 месяцев?
Если ребенок не переворачивается в 5 месяцев, это норма?
Почему ребенок в 5 месяцев часто плачет?
Не стоит игнорировать плач младенца, думая, что быстрой реакцией вы можете избаловать. Произойдет обратная ситуация, и ребенок станет капризным и плаксивым. Если кроха не будет чувствовать защиту и поддержку в виде быстрой реакции родителей на крик, это может сказаться на его психоэмоциональном развитии.
В случае, если малыш хнычет, по мнению родителей, беспричинно, или плач длится более трех часов, следует обратиться к врачу-педиатру для исключения патологии.
Что понимает ребенок в 5 месяцев?
Ребенок осознает, когда начинается прикорм, что нужно взять ложку в рот. Может быть, он не всегда снимает пищу губами, но понимает, что ему дают что-то другое.
Если у вас есть родные или знакомые дети старшего возраста, они могут играть с младенцем, и тот будет улыбаться, возьмет предложенную игрушку. Так начинается социализация.
Что должно насторожить в развитии ребенка в 5 месяцев?
Источники
- Weight-for-age Girls. World Health Organization.
URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/weight-for-age/sft-wfa-girls-z-0-5.pdf?sfvrsn=6606c085_11 - Weight-for-age Boys. World Health Organization.
URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/weight-for-age/sft-wfa-boys-z-0-5.pdf?sfvrsn=c735bc54_16 - Length-for-age Girls. World Health Organization.
URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/length-height-for-age/sft_lhfa_girls_z_0_2.pdf?sfvrsn=6b77f3cd_9 - Length-for-age Boys. World Health Organization.
URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/length-height-for-age/sft_lhfa_boys_z_0_2.pdf?sfvrsn=ebd98e93_9 - Head circumference-for-age Girls Birth to 5 years. World Health Organization.
URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/head-circumference-for-age/sft_hcfa_girls_z_0_5.pdf?sfvrsn=6cd18216_8 - Head circumference-for-age Boys Birth to 5 years. World Health Organization.
URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/head-circumference-for-age/sft_hcfa_boys_z_0_5.pdf?sfvrsn=afcf1b35_7 - Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев. ЮНИСЕФ Казахстан.
URL: https://www.unicef.org/kazakhstan/Новостные-заметки/двигательное-развитие-ребенка-от-0-до-6-месяцев - Нервно-психическое развитие детей первого года жизни. Бородулина Т. В.
URL: https://ds8-ros.edu.yar.ru/mip_detyam/obshchaya_informatsiya_nervino-psihicheskoe_razvitie_detey_pervogo_goda_zhizni.pdf - Развитие двигательных функций у здоровых детей первого года жизни. Петрухин А. С., Созаева Н. С. // Русский журнал детской неврологии. 2008.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dvigatelnyh-funktsiy-u-zdorovyh-detey-pervogo-goda-zhizni - Лекция «Общая характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте». Белорусский Государственный педагогический университет имени Максима Танка.
URL: https://bspu.by/blog/churilo/article/lection/lekciya-obshaya-harakteristika-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-v-mladencheskom-vozraste - Семчук Л. А., Янчий А. И. Возрастная психология. Учебно-методический комплекс. 2006.
URL: https://ebooks.grsu.by/semchuk/tema-2-razvitie-rebenka-v-mladenchestve.htm - Приказ от 21 марта 2014 года N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
URL: https://docs.cntd.ru/document/499086215 - Режим дня для ребенка до 1 года. Дмитриенко Т. Г. Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей.
URL: https://nczd.ru/rezhim-dnja-dlja-rebenka-do-1-goda/ - Питание детей грудного и раннего возраста. Всемирная организация здравоохранения.
URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding