Всемирный день без автомобиля 2025: история и традиции

Как проводят День без автомобиля 2025 в России и мире: рассказываем про самый масштабный флешмоб по отказу от машин на одни сутки
Всемирный день без автомобиля 2025: история и традиции
Всемирный день без автомобиля: история и традиции. Фото: pixabay.com

Жители мегаполисов долго испытывали эйфорию от массового распространения машин. Они стали доступны большинству, выучиться и сдать на водительские права во многих странах могут даже несовершеннолетние. Но в мире стало слишком много авто: когда все получили доступ к комфортному транспортному средству, то из-за пробок все равно лишились привилегии быстрого перемещения. К тому же двигатели внутреннего сгорания наносят вред экологии, а значит и нашему здоровью. Так в мире, а затем и в России было решено проводить День без автомобиля. Состоится он и в 2025 году.

Когда проводится День без автомобиля в России и мире

Всемирный день без автомобиля проводят 22 сентября. В эту дату проходят просветительские мероприятия, главная цель которых, донести до автовладельцев идею альтернативных способов передвижения по городу.

История акции

Считается, что в мировом экологическом сообществе идея Всемирного дня без автомобиля зрела с 70-х годов. Тогда случился масштабный нефтяной кризис, который заставил задуматься не столько о вреде машин для природы, а скорее поставить вопрос: «Как нам жить по-другому?». Однако ни в какую масштабную волну активизма это не вылилось.


К широкому обсуждению проблемы вернулись спустя 20 лет. Принято считать, что в 1994 году американский политолог, специалист по урбанистике и транспорту Эрик Бриттон впервые рассказал на конференции об идее провести День без автомобиля в мире. В первые годы она не возымела должного эффекта, лишь пару городов в Европе объявили о том, что проведут акцию. Однако это скорее напоминало следование новому тренду, пиар, а не экологический активизм.

Все изменило создание объединения World Car Free Days («Всемирные дни без машин»). После этого в 1997 году Великобритания на государственном уровне объявила 22 сентября Днем без машин. В следующем году к акции присоединилась Франция. Надо понимать, что это были не отдельные прецеденты в городах, а полномасштабная рекламная кампания с пропагандой идеи. В 2000 году программу распространили на всю Европу.

Удивительно, но Москва — не первый город страны, власти которого поддержали идею. В столице он прошел в 2008 году, но еще за три года до этого об акции объявляли в Белгороде, а потом и в Нижнем Новгороде. Традиция не ушла и ежегодно о ней напоминают накануне 22 сентября. Были попытки проведения и в других городах. Самые успешные — в Уфе и Екатеринбурге. В остальных российских мегаполисах иногда пытаются напоминать автовладельцам о важной дате, но какого-то эффекта это не приносит.

Традиции акции

Формально День без автомобиля — это один масштабный флешмоб. Наиболее интересна акция в Москве, поскольку в столице ведомства более прогрессивны, готовы общаться с людьми и устраивать эксперименты. Например, вводили скидки на проезд в общественном транспорте. Или запускали законсервированную трамвайную ветку. Присоединяется к событию и бизнес, некоторые заведения дают велосипедистам скидки именно 22 сентября. В остальных российских городах дело, в лучшем случае, ограничивается велопробегом по центральным улицам. Наверняка придумают новые акции и в 2025 году.

Как в мире борются с тотальной автомобилизацией и можно ли сделать свой вклад в экологию

Сначала казалось, что День без автомобиля это просто чудачество, экологический фарс. Но год от года представления людей меняются. В 2025 году многие стали понимать, что машина как доступное средство личного передвижения — это не совсем хорошо. На фоне засилья авто теряется главная привилегия — быстрое перемещение с комфортом.

  • В современные модели авто добавляют функцию Eco — машина глушит мотор, когда стоит больше 5 секунд, например, на светофоре. Но пока таким могут похвастать только относительно дорогие авто.
  • Регулярный техосмотр двигателя и замена отслуживших комплектующих поможет снизить процент вредных выбросов в атмосферу.
  • В крупных городах мира в выходные перекрывают центральные улицы. Это увеличивает пешеходный трафик, а бизнес на первых этажах получает дополнительных покупателей.
  • Во время проведения акции Всемирный день без автомобиля некоторые города отменяют плату за проезд в общественном транспорте. К сожалению, это очень дорогостояще, поэтому решаются не все.
  • Необходимо решать проблему пробок, поскольку двигатели машин вносят существенный негативный вклад в качество воздуха. Однако застраивать все дорогами, до бесконечности расширять их, также бессмысленно. Нужна грамотная работа специалистов в транспортной среде.