Усекновение главы Иоанна Предтечи в 2025 году: история и традиции праздника

Для православных день 11 сентября — один из главных церковных праздников осени. Какова история и традиции этого торжества?
Усекновение главы Иоанна Предтечи в 2025 году: история и традиции праздника
Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и традиции праздника. Фото: commons.wikimedia.org

Казалось бы, событие, о котором вспоминают в этот день — печальное и даже скорбное: в темнице был казнен величайший из пророков. Церковь называет святого Иоанна «Пророком, Предтечей и Крестителем Господним». Сам Христос засвидетельствовал о нем в Евангелии от Матфея: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Наверное, поэтому имя «Иван» испокон веков было самым любимым и распространенным на Руси.

https://www.youtube.com/watch?v=H96waarZpXc

Когда отмечается в 2025 году

Стал большим церковным торжеством и день 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи, отметят его и в 2025 году. Этот праздник не относится к числу самых главных, но в народе нашем он почитался и проводился по-особому, торжественно и чинно. Строгий пост в этот день налагают на себя даже те верующие, кто не особенно склонен воздерживаться от животной пищи на протяжение года. В этом обычае самоограничения — дань уважения к аскетической жизни Иоанна Крестителя. Известно, что, обитая в пустыне, пророк питался диким медом да чахлой растительностью. И еще: отчасти пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи направлен также против греха чревоугодия и пьянства, поскольку убит Креститель Иисуса был по приказу царя Ирода во время хмельного пиршества.

История

Что же произошло тогда, чуть менее двух тысяч лет назад?

Казнь Иоанна Крестителя стала следствием семейной драмы, длительное время нагнетавшейся в доме Ирода Антипы, правителя Иудеи (в Евангелии именуется царем). У него был родной брат Филипп, который незадолго до тех роковых событий продал свою часть наследства — четверть территории Иудеи — Ироду Антипе, после чего уехал вместе с женой Иродиадой в Рим. Там Филипп купил богатый дом и начал жить в свое удовольствие как частное лицо. Но Иродиада, успевшая вкусить на родине царских почестей, не могла смириться с ролью обычной, хотя и очень богатой, горожанки. И когда в Рим приехал по своим делам Ирод Антипа и поселился в доме у брата, Иродиада ухитрилась соблазнить деверя. Ведь в глазах этой тщеславной женщины Ирод Антипа был хоть и маленьким, полностью зависимым от Рима, но — царем. И безвольный Ирод Антипа тайком взял жену брата с собой в Иерусалим.

Случившееся обсуждалось в Иудее на всех перекрестках, и громче всех обличал греховный поступок царя не кто иной, как уважаемый в народе Пророк — Иоанн Предтеча. Ирод Антипа под давлением Иродиады арестовал Иоанна и заключил его в дворцовую темницу, но при этом не перестал почитать Крестителя как умного и святого человека. Он часто беседовал со своим гостем-пленником в саду, и, конечно, все это очень беспокоило Иродиаду. Положение ее при особе царя не могло быть прочным, пока Иоанн Креститель имел влияние на Ирода Антипу.

И вот наступил день рождения Ирода Антипы, гости собрались на пир в его хоромах. Иродиада замыслила и осуществила коварный план: когда царь и другие пирующие опьянели, она выпустила перед ними свою дочь Саломею, которую привезла из Рима. Двенадцатилетняя девочка принялась танцевать перед Иродом Антипой, и тот, разомлев, пообещал ей за такое развлечение любую награду. «Проси голову Иоанна Крестителя», — велела дочери Иродиада. Услышав от ребенка столь дикую просьбу, царь, как сказано в Евангелии, опечалился, но, не желая уронить достоинства перед гостями, приказал стражнику отрубить Иоанну Крестителю голову и принести ее в пиршественный зал на блюде. Так свершилось самое большое в истории человечества преступление «по пьяному делу».

Можно, конечно, упомянуть о том, что мать и дочь жестоко поплатились за содеянное — они оказались в ссылке в горах Испании, где и сгинули в нищете. Но важный урок, который вынесли верующие из того далекого и грустного события — тот, что человеку надо все время следить за собой, не терять контроля над своими поступками, жить собственным разумом и уметь признавать и исправлять свои ошибки — в том числе и публично.