Еврейский праздник Лаг ба-Омер или, как его еще называют, Праздник костров, отмечается на тридцать третий день между Песахом и Шавуотом. Омер — это устный счет в рамках сорока девяти дней между двумя вышеуказанными памятными датами. Рассказываем, чем еще известен Лаг ба-Омер.
Когда будет отмечаться Лаг ба-Омер в 2025 году
Праздник весны — Песах — отмечается в конце марта или в начале апреля. На Шавуот уже появляются первые дары природы. Значит, Лаг ба-Омер располагается во временном отрезке где-то посредине между этих двух дат. Канун праздника Лаг ба-Омер в 2025 году приходится на вечер четверга 15 мая. А само празднование будет в полном разгаре уже в пятницу, 16 мая. Если брать во внимание еврейское летоисчисление, то очередной Лаг ба-Омер наступит 18-го числа месяца ияра.
Лаг ба-Омер в Израиле не выделен в календаре красным цветом и является рабочим днем. Как и другие памятные даты Земли Обетованной и еврейского народа, Праздник костров, если принимать во внимание последние года, довольно широко разнесен по времени. Например, Лаг ба-Омер в 2013 году начинался с ночи субботы 27 апреля и продолжался весь следующий воскресный день. Как видим, расстояние между Лаг ба-Омером 2013 и 2025 весьма существенное.
История праздника Лаг ба-Омер
Его появление опутано тайнами и окутано различными легендами. По древнееврейскому преданию именно в этот день между Песахом и Шавуотом закончилась чума, свирепствовавшая во времена правления римского императора Адриана, жившего на рубеже первых двух столетий нашей эры. Чума стала причиной смерти 24 000 учеников Рабби Акивы, выдающегося и почитаемого иудейского богослова, одного из систематизаторов устной Торы. Среди умерших был и Шимон Бай Йохай, один из самых известных последователей Рабби Акивы, основоположник каббалистического учения и автор литературного творения еврейского народа — книги «Зоар».
Предание гласит, что после смерти Шимона Бай Йохая в 160 году нашей эры над его телом вознесся столб огня. Так появилась традиция в этот день разводить костры. Впрочем, некоторые исследователи связывают появление Лаг ба-Омера непосредственно с борьбой евреев против римлян. В добровольческой армии Бар-Кохбы также было немало учеников Рабби Акивы. Несмотря на заметное превосходство римлян, воины Бар-Кохбы, испытав горечь многих утрат, именно в Лаг ба-Омер нанесли противнику крупное поражение. Так что Праздник костров, вполне возможно, устраивается и в честь победных маршей.
Современное звучание древнееврейский праздник обрел уже в наши дни. Несколько лет назад в Израиле именно в этот день начал отмечаться День резервиста Армии обороны Израиля (День милуимника). Милуим — это месячные армейские сборы для резервистов, на которые они призываются каждый год. Кстати, в резервные войска Армии обороны Израиля с удовольствием идут и представительницы прекрасного пола. Как видно, историческая легенда и версия про воинство Бор-Кохбы получила подтверждение и в наши дни.
Традиции праздника Лаг ба-Омер
Исторические мотивы лежат и в основе традиций праздника Лаг ба-Омер. В память о рабби Шимоне и его сыне, питавшимися плодами рожкового дерева во время борьбы с римлянами, евреи в этот праздник также едят фрукты с этого дерева. Еще одно угощение — яйца, сваренные вкрутую и окрашенные луковой шелухой. Такова была любимая пища Шимона Бай Йохая. В этот день на его могиле, расположенной на горе Мерон возле города Цфат, принято угощать людей напитками и разводить костры. В последнее время пригородный поселок, где расположена могила древнееврейского богослова — центр паломничества тысяч туристов.
Праздник Лаг ба-Омер принято устраивать на открытых пространствах. Организовываются соревнования по стрельбе из лука. Лук похож на радугу, которая появляется после потопа. Однако поскольку Шимон Бай Йохай делал все, чтобы потоп не вернулся, из его последствия — радуги — сделали спортивный лук.
Ну и, конечно же, разведение костров — обязательная составляющая празднования. Сама эта традиция также идет из глубокой древности.
Еще в этот день принято устраивать свадьбы и устраивать праздничные шествия. Для особо религиозных евреев это означает прекращение или перерыв траура по Шимону Бай Йохаю.
Также Лаг ба-Омер можно назвать днем первой стрижки. У евреев мальчиков не стригут до трехлетнего возраста. Если день рождения ребенка выпадает на близкие к празднику дни, то необходимо обязательно дождаться наступления Лаг ба-Омера. Такая стрижка называется «халаке».