Расскажем, что означает этот день по Евангелию, какие церковные службы были приняты на него в храмах и как отмечали праздник в народе.
Красная горка в церкви: что это за день
Другое название Красной горки — Фомино воскресенье. Оно отсылает нас к евангельскому рассказу о неверующем апостоле. Когда Христос предстал перед своими ученикам после того, как воскрес, среди них не было Фомы, который поэтому в чудо и не поверил. Через неделю Спаситель явился Фоме, и тот убедился в воскрешении Иисуса. «Неверующий Фома» стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры — как гласит Библия, он основал церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже в Индии.
Еще одно церковное название Красной горки — Антипасха (от греческого «вместо»), в данном случае название можно перевести примерно как «подобная Пасхе» и означать оно будет своего рода «повторение» праздника. То есть отмечается этот день так же радостно, как и само Светлое воскресенье.
В церквях последний раз служат литургию по пасхальному чину. Тексты богослужений посвящены как самому событию Христова воскрешения, так и апостолу Фоме.
А ещё в этот день после перерыва на время поста возобновляют венчания, поэтому Красная горка на Руси издавна была порой свадеб. На этот счёт ходила даже поговорка: «Кто на Красную горку женится, вовек не разведется». Был в этой пословице, правда, и практический момент — свадебные гулянья желательно было провести весной до посевной, чтобы потом не отвлекаться от полевых работ.
Вся неделя после Красной горки также называется Фоминой неделей. А во вторник, на девятый день после Пасхи, верующие отмечают день поминовения усопших, Радоницу.
Сватовство и «закликание весны»: народные традиции и приметы
Это один из тех праздников, где христианский смысл наложился на древнюю, ещё языческую основу. На Красную горку встречали весну, а гулянья проходили на возвышенностях, пригорках, которые раньше всего освобождались от снега и становились таким образом красивыми — то есть «красными».
Один из обычаев как раз и связан был с «закликанием» (призывом) весны. Молодежь, опять же на высоком месте, встречала рассвет и водила хороводы под особые песни-«веснянки». Потом веселье переходило и на деревенские улицы, причем отлынивать от игр и танцев парням и девушкам считалось зазорным, а кое-где и вовсе сулило несчастье и одиночество в будущем. Гулянья были и своего рода смотринами потенциальных женихов и невест, так что все старались на них одеться понаряднее. Ну а те, кто пару себе уже выбрал, отправлялись в этот день свататься — по примете, сосватанных на Красную горку ждет счастливый брак.
«Закликали» не только весну. Толпа парней и девушек ходила в дома к молодым парам — тем супругам, кто обвенчался на прошлую Красную горку. «Колядующие» пели им песни с пожеланиями здоровья и благополучия (но иногда и дразнили), а взамен получали угощение — пироги и крашеные яйца. Муж и жена в этот день старались не ругаться друг с другом, чтобы не навлечь в семью ссоры и беду.
На праздник катали крашеные яйца с пригорков. Считалось, что чем ровнее и дальше яйцо покатится вниз, тем благополучнее будет жизнь гадающего. А еще задумывали желания и бросали в колодец монетку — считалось, что ни попросишь таким образом в этот день, исполнится.
Было также принято ходить в гости к родне, но обязательно не с пустыми руками — требовалось одарить родственников.
Красное платье и игра в «поймай невесту»: пять фактов о свадьбах на Руси, которые вы наверняка не знали
Во время сватовства родители невесты первый раз должны были обязательно отказать сватам жениха. Тем полагалось поуговаривать, и только после этого можно было соглашаться. А в некоторых северных регионах невеста вообще пряталась. Подругам следовало ее «найти» и привести к родителям на «заручины». Причем, было неважно, хочет ли сама девушка замуж или против венчания. После сговора и публичного объвления о нем расстроить помолвку могли только исключительные обстоятельства.
Большое значение имело время свадьбы. Не считая Красной горки, которая в любом случае считалась самым удачным днем, жениться старались в нечетные даты. И желательно, чтобы это была среда (женский день), четверг (мужской) или воскресенье (праздничный). А вот свадеб во вторник избегали — он почему-то считался неблагоприятным.
Изначально свадебное платье в русских традициях вовсе не было белым. Собственно, нарядов было два. Первый — венчальный и скромный. Зато второе, праздничное, платье шили яркое — как правило, красного цвета. Вес наряда невесты мог доходить до 15 кг. Одежду расшивали парчой и жемчугом, и, соответственно, чем выше был достаток в семье, тем богаче выбиралось украшение.
Функцию ведущего-распорядителя (говоря современным языком, «тамады») на празднике выполнял дружка — неженатый родственник (брат) или приятель жениха. Дружек могло быть несколько. Их задача — веселить гостей и следить, чтобы свадебный обряд шел, как положено по всем канонам. А вот гостям предписывалось дружек на чем свет стоит ругать и оскорблять — считалось, что необруганный «тамада» принесет молодым несчастье. Он, в свою очередь, должен был все насмешки сносить стойко и отвечать на них шутками.
По одной из версий, когда-то на Руси обручальные (свадебные) кольца носили не на безымянном пальце, как сейчас, а на указательном. Сами украшения были разные: у мужа — золотое, у жены — серебряное. При этом традиция выбирать для их ношения правую руку осталась до наших дней — это характерно для православия, именно справа налево принято креститься.