День инженера-механика в 2025 году: история и традиции праздника

День инженера-механика в 2025 году в России является праздником для людей, профессия которых очень многогранна. Их задачей является проектирование, создание, тестирование и ввод в эксплуатацию различных устройств
День инженера-механика в 2025 году: история и традиции праздника
День инженера-механика: история и традиции праздника. Фото: shutterstock.com

Когда отмечается День инженера-механика

День инженера-механика в России отмечается 30 октября. Праздник не является официальным выходным. Однако благодаря приказу главкома ВМФ, у всех причастных к данной профессии на протяжении многих лет существует свой профессиональный день.

История праздника

Инженер-механик – это специалист технического склада ума, изобретатель, готовый непрерывно генерировать идеи в области конструирования объектов, механизмов, устройств в различных сферах производства.

Основоположником данной профессии можно назвать древнегреческого ученого Архимеда. Благодаря ему было сделано множество открытий и спроектировано немало изобретений.

В 1712 году Петром I был издан указ о создании Инженерной школы, обучающей людей разных сословий. Однако исторически появление этой профессии относят к 1854 году, когда с легкой руки военного деятеля Александра Меньшикова был создан флотский корпус инженеров-механиков. Подготовкой этих специалистов занималось техническое училище морского ведомства в Кронштадте.

Морских инженеров поздравляли зимой, выделив им свой праздник, а сухопутные инженерные мастера остались в стороне. В 1996 году, решив устранить данную несправедливость, круг празднующих расширили и перенесли день инженера-механика на осень.

Традиции праздника

День инженера-механика 2025 отмечают конструкторы, проектировщики, сотрудники заводов, преподаватели и студенты профильных учебных заведений. В этот день звучат поздравления и слова благодарности данным специалистам. Организовываются праздничные мероприятия, проходят концерты и чествование отличившихся сотрудников. В торжественной обстановке происходит вручение грамот и благодарственных писем и денежного поощрения. На семинарах и конференциях можно узнать о новинках и достижениях в современном мире.

Как стать инженером-механиком

Для получения профессии изначально необходимо иметь знания в области технических наук. Разбираться в математике, физике, начертательной геометрии, черчении и т.д.

После школы нужно поступить в технический вуз. Наиболее известные из них:

  • Московский технический университет им. Баумана;
  • Политехнический университет г. Санкт-Петербург;
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
  • Российский технический университет – МИРЭА;
  • Московский автомобильно-дорожный технический университет.

В качестве вступительных экзаменов принимаются результаты ЕГЭ. Обучение длится от 4 до 6 лет, в зависимости от вуза и формы обучения.

Получение диплома – лишь первая ступень на пути будущего специалиста. Чтобы быть востребованным и высокооплачиваемым работником необходимо регулярно совершенствовать навыки, проходить курсы повышения квалификации, наращивать знания в данной области.

Инженеры-механики обычно специализируются в определенной сфере производства. Это может быть машиностроение, авиация, станкостроение, сельское хозяйство. С годами профессионалов становится крайне мало.

В обязанности инженера-механика входит проверка технической документации, диагностика оборудования, составление технического задания, контроль производственного процесса и все ремонтные работы.

Инженер-механик должен обладать стойким характером, усидчивостью, выдержанностью, определенным складом ума, настроенным на точные науки, аналитическими способностями.

Из минусов данной профессии можно выделить ее опасность, поскольку есть возможность получить травмы на производстве. Шум и вибрация, исходящие от станков также негативно влияют на здоровье. Однако существует и ряд положительных моментов. Данный выбор всегда связан с непрерывной работой мозга, генерацией идей, отсутствием скуки на рабочем месте.

Интересные факты

  • Во времена Римской империи существовало много великих умов. Римские инженеры придумали и внедрили центральное отопление, водопровод, разработали первый таксометр. Устроен он был таким образом, что пока человека перевозили в назначенное место, в специальную урну сыпались камешки. На основании этого производился конечный расчет с владельцем экипажа;
  • Лифт впервые изобрели в Древнем Египте. Но его создателю крупно не повезло. Чтобы сохранить устройство данного механизма в тайне, инженера попросту казнили;
  • Во времена Александра II инженеры после того как отстроили мост, должны были стоять под ним в момент прохождения первого поезда. Если мост рушится, то тем самым виновные получают наказание за халатность;
  • При строительстве Исаакиевского собора в России один из инженеров изобрел механизм, облегчающий труд строителей. Однако вместе с похвалой получил строгий выговор, что не изобрел его раньше и тем самым ввел казну в излишние расходы.