Люди всегда стремились покорить небо. Сначала это была мечта романтиков, с которой носились герои мифов, взять хотя бы Дедала и Икара, а затем и гении эпохи Возрождения. Но когда прогресс дошел и первые конструкторы-испытатели все-таки взмыли к солнцу, развитие авиации пошло семимильными шагами. Сегодня жизни без самолетов и вертолетов мы не представляем. Они стали таким же рядовым транспортом, как автобус или поезд. В этом материале мы хотим рассказать о профессиональном празднике людей, которые заняты в перевозках грузов и пассажиров — все про День гражданской авиации в России, его истории и традициях в 2025 году.
Когда отмечается День гражданской авиации России
Этот праздник имеет фиксированную дату. В 2025 году, как и ранее, День гражданской авиации в России будут отмечать 9 февраля. Хотим предостеречь читателей от фактической ошибки: вы можете встретить утверждение, что специалисты этой отрасли отмечают свой праздник 7 декабря. Все так, однако с оговоркой — праздник в начале зимы имеет приставку «международный». Российское торжество назначено на февраль.
История праздника и становление гражданской авиации в России
Историки приводят цифру в 1000 самолетов, которые были в Российской Империи накануне революции 1917 года. Появились даже первые частные авиакомпании. Непосвященному человеку может показаться, что это солидный парк, наверняка, один из крупнейших в то время. Тут смотрят с чем сравнивать. Если с Азией, тогда страна была сильно впереди. А вот европейским державам проигрывали. В Великобритании начала XX века самолетов было в 20 раз больше, а во Франции в 60!
Гражданская война не давала авиаделу развиваться и наоборот — губила его. Но с окончанием конфликта молодая страна Советов принялась активно вкладывать в отрасль, и не только военную ее часть. Уже в 1922 году создали Инспекцию гражданского флота, которая начала работу в своем направлении. А через год появилась новая структура, с образованием которой и связывают праздник День гражданской авиации России. Она получила название — Совет по гражданской авиации. Дата учреждения — 9 февраля 1923 года. Скоро вековой юбилей. Отметим, что сам праздник утвердили лишь в 2013 году. Тогда вышел Указ президента, который и закрепил дату.
Традиции праздника
День гражданской авиации не отмечен каким-то особенными традициями. Возможно, это связано с тем, что у работников этой сферы существуют и другие подобные торжества, например, День воздушного флота. По сообщениям пассажиров, известно, что 9 февраля командиры воздушных судов иногда поздравляют людей в салоне во время рейса. Отдельные авиакомпании или аэропорты могут устраивать на своей территории торжественные мероприятия. Однако все же есть в России регион, где регулярно отмечают День гражданской авиации — Ульяновская область. Ее называются авиационной столицей страны, так как здесь находятся авиастроительный завод и институт гражданской авиации. В них обязательно проводят праздничные собрания, концерты, встречи с ветеранами и посвящение молодых курсантов и сотрудников.
Интересные факты о гражданской авиации в России
- Первая авиакомпания называлась «Добролет» и была основана в 1923 году. Но как развиваться предприятию, которое появилось в стране, где не существует рынка и при этом не так давно закончилась война? У государства просто не было лишней копейки. Выход придумал Лев Троцкий — тот самый отец революции, которого потом убьют в Мексике. Он велел учредить «Общество друзей воздушного флота». Его задачей стала популяризация первой авиакомпании и сбор пожертвований на ее развитие. Развернулась агитация. С плакатов гремели лозунги: «Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер». К кампании перо приложил и Маяковский, а логотип общества нарисовал авангардист Казимир Малевич. Меры сработали: в казну общества потекли миллионы пролетарских и крестьянских рублей.
- Если говорить о первом пассажирском рейсе в стране, то им можно считать маршрут «Москва — Нижний Новгород». Взлетел он с Ходынского поля в июле 1923 года. И если сегодня самолеты взмывают на высоту в 10 км от земли, чтобы совершить перелет, то тогда летчик Яков Моисеев поднялся лишь на 200 метров — в этом эшелоне летали еще долгое время. Кстати, время в пути тогда занимало семь часов. На маршрут поставили немецкий планер «Юнкерс F13», который вмещает четверых пассажиров.
- Гражданская авиация начиналась с активной эксплуатации западных наработок и даже пилотов. Своих спецов в молодой стране Советов еще не воспитали. Но уже через десять лет после первого полета 90% судов в авиапарке составляли отечественные разработки. Здесь начинается инженерный подвиг легендарных конструкторов Илюшина, Туполева, Антонова.
- Самыми длинными рейсами из России считаются «Москва — Лос-Анджелес» (12 часов) и «Москва — Канкун» (14 часов). Внутри страны самим продолжительными считаются перелеты из Сочи или Москвы на Дальний восток (8,5 часов).
- Чем больше пассажиров вмещает судно и чем меньше времени оно проводит на земле, тем рентабельнее оно для авиакомпании. Поэтому фирмы и стремятся загружать свои рейсы на максимум. Мечта бизнеса — сверхзвуковые пассажирские самолеты. Всего их было разработано два — наш Ту-144 и французский «Конкорд». Первый образец летал всего семь месяцев, второй — 27 лет. Оба сейчас не используют в пассажирских перевозках по одной и той же причине: высокий расход топлива. Рейс получается таким дорогим, что позволить купить билет за полную стоимость рядовой пассажир не в состоянии. Однако инженеры пытаются разработать следующее поколение сверхзвуковых самолетов, которые будут более экономичными и менее громкими для людей в салоне.