Как быстро продать дачу без посредников

Пошаговая инструкция, как быстро продать дачу без посредников, и характерные ошибки тех, кто никак не может найти покупателя на свои шесть соток
Как быстро продать дачу без посредников
Как быстро продать дачу без посредников. Фото: Мария Ленц

Специалисты пугают: продать дачу стало сложно. Спрос упал, и, если фазенда не вписывается в какие-то особо расхожие предпочтения покупателей, предложение может зависнуть на годы.Хотя из-за пандемии напротив наметился четкий тренд на желание людей жить за городом. Впрочем, не все зависит только от экономической ситуации. Действия самого продавца также могут как отдалить сделку, так и ее приблизить.

Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Рекомендации по корректировке статьи вы можете прислать по адресу family@kp.ru.

Пошаговая инструкция для продажи дачи

1. Проверьте, есть ли у вас в наличии все необходимые документы на дом и землю

Это важно, потому что из-за необходимости что-то дооформить вы можете потерять покупателя. Не все бумаги получаются за день-два — процедуры могут затянуться, а покупатель не захочет ждать все лето, пока вы с ними наконец справитесь и будете готовы заключить сделку.

Обратите внимание: у вас должен быть отдельный комплект документов на землю и на сам дом. Права и на то, и на другое должны быть зарегистрированы в ЕГРН (единый госреестр недвижимости), участок — стоять на кадастровом учете. Имейте в виду, что покупатель может оказаться грамотным и, воспользовавшись электронными сервисами Росреестра, самостоятельно проверить, все ли у вас с правами на недвижимость хорошо с юридической точки зрения.

2. Заплатите долги

Недоимка по земельному налогу и налогу на имущество в виде ваших дачных строений может оказаться препятствием для сделки. То же касается долгов за электричество и прочие коммунальные услуги, которые присутствуют у вас на даче.

3. Приценитесь

Параллельно с подготовкой документов можно провести небольшое маркетинговое исследование — почем сейчас реально продать аналогичную дачу в вашем районе. Самый простой способ — обзвонить несколько риелторских агентств и затем сверить их показания.

Только не надо в разговоре приукрашивать ситуацию и рассказывать, что у вас шикарный двухэтажный дом, в котором можно жить даже зимой, в то время как вы продаете щитовой домик. Вы ведь пока не с потенциальным покупателем торгуетесь, а хотите получить максимально адекватную оценку.
Не стоит слишком ориентироваться на цены в объявлениях — во многих случаях они завышены и что-то продать в соответствии с этими «хотелками» нереально. Тем более — еще в этом сезоне.

4. Приведите дачу в порядок

Фото: pixabay.com

Уберите весь хлам с участка, приведите его и сам дом в презентабельный вид (см. ниже основные ошибки продавцов). Не откладывайте это дело до того, как вам кто-то позвонит. Вполне вероятно, что дачу надо будет показывать срочно — и у вас уже не будет времени что-то там улучшить.

5. Готовим объявление

Объявление о продаже — это первое, что видят потенциальные покупатели. И если оно не вызывает интереса, то и последнее. Главное, на что советуют обратить внимание специалисты, — фотографии. Чем их больше, тем лучше. Снимки должны свидетельствовать о достоинствах вашей фазенды, а вовсе не наоборот. Как ни странно, хотя это вроде бы все понимают, на практике многие публикуют что-то из серии «ну как смогли, так смогли». Вполне пристойные фотографии сейчас действительно можно сделать и любым мобильником. Но для этого все-таки надо приложить некоторые усилия. Итак…

  • Фото должны быть четкими и правильно отражать цвета. У покупателя не должно складываться ощущения, что вы специально снимали дом в потемках, чтобы скрыть какие-то изъяны.
  • В кадре не должно быть лишних деталей, отвлекающих внимание от достоинств вашего объекта. На фотографиях не нужны люди, одежда, сложенные друг на друга пластиковые стулья и т. п. Тем более туда не должны попадать мусор или грязная посуда (чистую тоже лучше убрать в шкаф).
  • Попробуйте разные позиции для съемки. Одно и то же помещение может выглядеть как просторным и светлым, так и клетушкой — в зависимости от ракурса.
  • Заранее сложно угадать, на что именно может запасть покупатель. Вполне вероятно, вовсе не на то, что нравится на вашей даче лично вам. Поэтому пусть на фото будет как можно больше интересных деталей. Кому-то важна веранда, на которой можно поставить самовар и пить чай, а для кого-то самое главное — хорошая баня.

Готовое объявление стоит развесить на максимальном количестве ресурсов, популярных в вашем регионе.

Не стоит игнорировать и социальные сети — пост на личной страничке, перепощенный «френдами» с их рекомендациями, может оказаться более действенным, чем стандартное объявление на портале недвижимости.

На заборе вокруг своего дачного участка также не забудьте повесить надпись «Продается» с номером своего сотового телефона.

6. Будьте вежливы, но снимите «розовые очки»

Показ — один из самых важных этапов подготовки продажи. Не затягивайте переговоры — постарайтесь, чтобы потенциальный покупатель сразу же мог посмотреть ваш объект.

Рекомендуется быть дружелюбными. Однако это не значит, что покупателю надо рассказывать всю историю семьи и вообще донимать излишней болтливостью и информацией, которая по большому счету отношения к делу не имеет. Соблюдайте обычный этикет.

Также не стоит оказывать излишнее давление или пытаться отвести глаза от недостатков, которые сложно не заметить. Ваша задача — показать себя человеком честным и адекватным, с которым можно иметь дело.

В свою очередь, не смотрите на потенциального покупателя сквозь «розовые очки». Первое впечатление, как правило, не обманывает. Если вам по каким-то причинам кажется, что «что-то тут не то», лучше поверить себе и проявить бдительность. Мошенничества на дачном рынке — до сих пор не редкость. Будьте осторожны и в том случае, если покупатель без явных на то причин сразу набивается вам в друзья — это не очень хороший признак.

7. Заключаем договор купли-продажи и регистрируем сделку

Это можно сделать как через нотариуса (обойдется дороже), так и в простой письменной форме. Образец простой формы договора легко найти в интернете. Однако если вы в своей юридической грамотности не уверены, лучше все-таки обратиться за помощью к нотариусу.

Договор нужно составить и подписать в трех экземплярах — для покупателя, продавца и Росреестра.

Есть случаи, когда возможна только нотариальная форма договора. Например, если среди собственников земли и дома есть несовершеннолетние.

Важный момент: если дача покупалась в браке, потребуется нотариальное согласие на сделку от супруги (супруга) продавца.

С заключенным договором и документами на дачу продавцу и покупателю надо прийти в Росреестр — для регистрации перехода прав собственности. Если сделка заключается через нотариуса, больше никуда ходить не надо — нотариус вправе сам передать документы на регистрацию.

Но в любом случае стоит помнить: полноправным собственником покупатель станет только после того, как переход прав собственности пройдет госрегистрацию в Росреестре. Если каких-то документов не хватает, они неправильно оформлены или вызывают сомнение, регистратор вправе приостановить сделку и потребовать проделать «работу над ошибками».

Характерные ошибки

Разбираем самые характерные заблуждения, которые мешают продать свою дачную недвижимость

Ошибка 1
«Пять лет назад было дороже — дешевле не отдам!»

Это, по словам риэлторов, самая расхожая ошибка продавцов. Завышенная — по нынешним понятиям — цена сразу отпугивает покупателей. Раньше многие придерживались тактики: вот когда найдется заинтересованный человек, тогда и поговорим с ним о скидках. Но сейчас она уже не работает, большинство покупателей даже не смотрят предложения, которые изначально не соответствуют их бюджету.

А насколько расходятся желания продавцов и желания покупателей, говорит хотя бы пример Московской области. За среднестатистическую подмосковную дачу просят 5,3 млн рублей. Покупают же в основном, по словам риэлторов, то, что не дороже 3 млн. В других регионах ситуация аналогичная — с поправкой на уровень цен.

Если ваше объявление вывешено на достаточно приличных ресурсах, а звонков нет вообще — очевидно, что цену надо снизить.

Конечно, психологически тяжело смириться с тем, что еще несколько лет назад недвижимость можно было продать дороже. Но ждать возвращения прежних времен — не лучшая стратегия, ожидание может сильно затянуться.

Отдельный случай — если ваша дача далеко не суперсовременная и находится в неудобном с точки зрения транспорта месте. Большинство нынешних покупателей недвижимости, хоть и не в состоянии заплатить много, в то же время не готовы к удобствам на улице и к тому, что воду надо носить ведрами из колонки. Или к тому, что до фазенды нужно добираться три часа на электричке. Если не случится каких-то совсем уж неожиданных катаклизмов, цены на такую недвижимость, по прогнозам, будут только падать.

Ошибка 2
«Нашу купят ради яблонь и огорода»

Фото: pixabay.com

— Если раньше дачный участок был, как правило, местом, где люди занимались огородом и садом, то сегодня большинство дачников использует его для отдыха, — делятся наблюдениями в «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости».

То есть плодоносящие яблони — это, конечно, хорошо. Но только в том случае, если это не единственное достоинство фазенды. Основное значение все-таки имеет дом — можно ли там более-менее комфортно ночевать и проводить время.

Вообще один из советов риэлторов: участок и постройки надо хотя бы внешне привести в такой вид, чтобы они вызывали ассоциации с отдыхом от городской суеты, а не с необходимостью еще и в выходные много и тяжело трудиться. Пусть при входе взгляд падает на клумбу с цветами, а не на ржавую бочку и в беспорядке разбросанные грабли-тяпки-лопаты. Уберите весь мусор, спилите засохшие ветки, скосите траву. И выкиньте из дома разваливающуюся «бабушкину» мебель, привезенную 20 лет назад из городской квартиры. Пусть лучше в комнатах будет пусто и создается ощущение простора, чем они окажутся забиты хламом, который явно не пригодится новым владельцам.

Ошибка 3
«Чинить ничего не буду»

Как мы уже говорили, нынешние покупатели не готовы тратить лишние деньги. Потому в первую очередь расходятся объекты, которые не требуют серьезных вложений. Полностью перестраивать дом, вложив туда большую сумму, чем та, за которую его реально продать, конечно, не стоит. Но очень желательно привести его в жилой вид. Заменить разбитые стекла, покрасить рамы, поправить покосившееся крыльцо, ликвидировать протечки крыши, починить забор.

Ошибка 4
«Ну и пусть без удобств, зато большая»

Сейчас логика обратная: больше спрос на дома небольшие (легче протопить, дешевле обслуживать, меньше налог), но хотя бы с минимальными удобствами. Понятно, что специально проводить водопровод и делать канализацию, чтобы успешнее продать свой домик, вы не будете. Но стоит помнить об этом, когда вы выставляете цену: лишние метры — гораздо меньшее конкурентное преимущество, чем туалет и горячая вода в доме.

Ошибка 5
«Документы — формальность, договоримся»

Лет десять назад такое сходило с рук. Но сейчас покупатель пошел более грамотный, да и выбор большой. При прочих равных условиях гораздо легче продать участок с «современными» документами на землю и постройки и установленными границами (сделано межевание).

Еще один момент. Некоторые думают: вот найду покупателя — тогда все и оформлю, чего заранее дергаться. Стоит иметь в виду: конкуренция сейчас велика, процесс оформления может затянуться, и не факт, что покупатель будет готов ждать.