Что такое договор долевого участия
Договор долевого участия (ДДУ) заключается между компанией-застройщиком и человеком, который покупает у нее жилье в строящемся доме. Покупатель вместе со своими будущими соседями в долях вкладывают деньги в возведение многоэтажки. За это по окончании работ застройщик должен будет передать каждому дольщику заранее определенную квартиру.
ДДУ нужен, потому что застройщику пока еще нечего продавать – он только строит свой товар. Обычный договор купли-продажи не учитывает всех нюансов.
В ДДУ прописывают, когда застройщик обязан сдать дом. Если он свои обязательства нарушит, дольщики будут иметь право на неустойку. Также в договоре описано, какой именно будет несуществующая пока квартира.
Отметим, что с июля 2019 года в России при долевом строительстве используются эскроу-счета. Если в классическом ДДУ дольщики сами финансируют постройку дома, то в эскроу-схеме этим занимается банк. Деньги застройщик получает после сдачи дома.
Регистрация договора долевого участия
Еще один плюс ДДУ – он защищает от двойных продаж. Поскольку дом еще только строится, въехать в купленную квартиру человек сразу не может. А пока она существует только на бумаге, ее – теоретически – можно продать и второй, и третий раз.
ДДУ от этого защищает. Договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. И если застройщик принесет туда еще одну бумагу на ту же квартиру, договор не зарегистрируют, то есть провернуть сомнительную, мягко говоря, сделку, не удастся.
Ниже мы расскажем, как проходит сам процесс регистрации.
Подготовка документов
По словам начальника юридического отдела «Строительной холдинговой компании» Ольги Татауровой, пакет документов для ДДУ зависит от конкретной ситуации. В любом случае понадобится паспорт, а вот дальше возможны варианты:
- если дольщик в браке, а заключает договор на себя, то согласие супруга;
- если двое супругов заключают, то свидетельство о заключении брака или брачный контракт;
- если дети участвуют в покупке, то свидетельства о рождении детей (паспорта);
- если используется материнский капитал, то сертификат для внесения в ДДУ, заключение органа опеки;
- если социальные выплаты, то сертификаты либо иные документы в зависимости от программы.
Подписание договора с застройщиком
В первую очередь запросите у застройщика проект ДДУ. Это документ, который сама компания предлагает подписать своим покупателям. Уже по этому предварительному варианту многое может статья ясно. В ДДУ, даже его проекте, обязательно должны быть указаны следующие пункты:
- строительный адрес дома;
- кадастровый номер участка, на котором идет строительство;
- этаж и номер квартиры, которую вы покупаете;
- общая площадь жилья, планировка, высота потолков;
- дата сдачи дома.
Если их нет, или они вызывают у вас вопросы и непонимание, это повод насторожиться. Если все в порядке, и вы готовы купить квартиру в этом доме, вместе с менеджером застройщика составьте настоящий договор.
Подписывать его тут же вовсе не обязательно. Вообще не нужно ничего подписывать не читая. Тем более документ о, вероятно, главной покупке в вашей жизни. Вы можете взять пару дней, чтобы хорошенько все изучить. Сравните финальный вариант документа с проектом. Не лишним будет показать его стороннему юристу. А главное помните, договор, который кладет перед вами менеджер компании-застройщика, — это не какая-то неоспоримая аксиома. Если вам что-то не нравится, скажите об этом менеджеру. Вы не обязаны соглашаться на условия продавца.
Предложите свои формулировки, если вас не устраивают готовые. Лучше их проработать с юристом.
Часто камнем преткновения тут становится вопрос компенсаций. Не всегда получается построить именно то, что продавали на этапе котла. Это не значит, что дом ненадлежащего качества, просто стену поставили чуть не там, и вот у вас уже одна квартира больше, а другая меньше. Если вы случайно окажетесь обладателем пары лишних квадратов, застройщик непременно захочет получить за них с вас деньги – и включит в договор соответствующий пункт. А вот если ваша квартира окажется чуть меньше, чем планировалась, должны заплатить строители – вернуть деньги за потерянную площадь. Об этом при составлении договора менеджеры застройщиков иногда «забывают».
— Как правило, подписание ДДУ происходит в офисе застройщика, и сразу после этого сотрудники компании подают его на регистрацию в Росреестре. Для этого у будущего дольщика попросят оформить доверенность на подачу документов. Тут важно, чтобы в доверенность не вписали право на операции по отчуждению недвижимости, — предупреждает директор компании «Новый мир» Светлана Панькова.
Регистрация договора в Росреестре
Крупные застройщики часто берут этот этап на себя. С дольщика попросят доверенность на регистрацию ДДУ (ее нужно заранее оформить у нотариуса). Через 5 дней представитель застройщика получит готовый ДДУ, и дольщику передадут его экземпляр.
Но опять же, это ваше право, соглашаться на такой вариант или нет. Если есть время и не хочется лишних беспокойств, все можно сделать самому. Для этого дольщик вместе с представителем застройщика отправляется в МФЦ или отделение Росреестра.
Там проверят, нет ли уже хозяина у этой квартиры, и если все в порядке, договор зарегистрируют. После этого вы официально владелец недвижимости, даже если она пока еще на стадии котлована.
За регистрацию ДДУ нужно заплатить пошлину. Для физических лиц это 500 рублей.
Популярные вопросы и ответы
Можно ли подписать ДДУ удаленно?
Что меняется в ДДУ, если его заключают супруги?
На что обратить внимание в ДДУ?
Кто должен подписывать ДДУ со стороны застройщика?
На каком этапе нужно передавать деньги застройщику?
Заключается ли договор долевого участия при покупке квартиры в ипотеку?
Хорошо, если у застройщика есть ипотечный брокер – человек, который как раз и должен помогать людям брать ипотеку на жилье своей компании. Брокер расскажет все про ипотеку, поможет оформить заявку и отправить ее в банки, которые сотрудничают с этим застройщиком, а также сориентирует по необходимым документам. Если такого человека нет, обращаться в банки придется самостоятельно.
Для пакета документов в каждую кредитную организацию понадобятся:
• анкета-заявление по форме конкретного банка, куда вы отправляете заявку;
• копия паспорта;
• копия свидетельства о браке или его расторжении;
• копия трудовой книжки;
• копия справки о доходах по форме 2-НДФЛ.
Список документов может меняться в зависимости от требования того или иного банка.