Проекты Danone: с заботой о Планете

Компания Danone на протяжении многих лет следует принципам устойчивого развития: коммерческий успех должен идти рука об руку с социальной и экологической ответственностью. Расскажем подробнее о проектах Danone и о том, как они меняют мир к лучшему
Проекты Danone: с заботой о Планете
Проекты Danone: с заботой о Планете. Фото: Matthias Zomer, pexels.com

Добросовестные производители, такие как Danone, понимают, что у них есть определенные обязательства перед будущими поколениями. Поэтому компания разделяет и пропагандирует ценности устойчивого развития — эта концепция подразумевает гармонию трех составляющих: экономического роста, социальной ответственности и бережного подхода к окружающей среде. Перечисленные принципы еще называют концепцией ESG (Environment, Social, Governance). 

ESG — не новый, но все сильнее набирающий обороты тренд среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса. Одним из флагманов этого направления в нашей стране стала компания Danone, которая уже на протяжении более 30 лет реализует значимые ESG-проекты в России.

ESG-повестка от Danone

Принципы ESG, разделяемые компанией Danone, расшифровываются следующим образом:

Environment / Экологические принципыКомпания сокращает негативное воздействие на окружающую среду: уменьшает сбросы загрязняющих веществ в воду и атмосферу, минимизирует отходы, сокращает интенсивность углеродного следа
Social / Социальные принципыDanone Россия заботится об интересах своих сотрудников, партнеров и потребителей, несет социальную ответственность, реализует благотворительные и образовательные инициативы
Governance / Принципы корпоративного управленияКомпания повышает эффективность управления и оптимизирует внутренние процессы, чтобы реализовать экологические и социальные принципы

История ESG-проектов Danone

Путь Danone в устойчивом развитии начался в далеком 1972 году, когда впервые был анонсирован дуальный подход к бизнесу: важны не только результаты бизнеса, но и польза для общества. Эта концепция положила начало пути, по которому компания движется и сегодня: Danone и ее экосистемы строят свою деятельность так, чтобы заботиться о здоровье планеты и людей сейчас и в будущем.

Татьяна Ткаченко, директор по связям с государственными органами Danone Россия, комментирует:

— Более 50 лет назад прозвучала знаменитая речь Антуана Рибу, соучредителя и бывшего генерального директора компании Danone о том, что социальная ответственность не может быть чем-то отдельным от самого способа ведения бизнеса, «надстройкой» над основными операциями. Экономические и социальные цели бизнеса должны быть взаимозависимы, а коммерческий успех — всегда идти рука об руку с социальным прогрессом. На заре возникновения общества потребления это звучало действительно революционно: впервые работодатель во Франции подчеркнул необходимость уделять внимание гуманистическому аспекту бизнеса.

В Россию Danone пришла в 1992 году, став одним из первопроходцев в области экологичного подхода к ведению бизнеса и организации производств. И с самого начала работы в нашей стране компания ведет свою деятельность в соответствии с принципами корпоративной социальной ответственности, задавая тренды и становясь примером для других предприятий.

Какие ESG-проекты реализует Danone

Одно дело — осознавать свою ответственность перед будущим планеты, но совсем другое — принимать реальные меры и находить все новые пути сохранения баланса между собственной выгодой и социальной ответственностью. За время своей деятельности в России Danone успела реализовать не один крупный проект в области устойчивого развития: какие-то — самостоятельно, какие-то — в сотрудничестве с партнерами, разделяющими ценности компании.

1. DanPrint

Многие инструменты, которыми пользуется Danone для отслеживания влияния на окружающую среду, придумываются внутри самой компании. Специалисты создают новые методологии с опорой на свежие исследования и международные стандарты.

Фото: Jakob Cotton, unsplash.com

Один из таких корпоративных инструментов называется DanPrint, он создан в головном офисе Danone. Эта методология позволяет рассчитывать объемы парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Оценка оставляемого углеродного следа происходит на всех этапах: от заготовки сырья, его транспортировки на завод и производства продукта до его реализации, потребления и утилизации остатков.

Точная оценка объемов выделяемых парниковых газов позволяет продумывать пути их рационального сокращения. Конечно, такой подход приносит свои плоды: с 2015 по 2021 годы интенсивность углеродного следа компании снизилась на 26%.

2. «Сельское хозяйство для будущих поколений»

Danone выступает в роли флагмана для фермерских хозяйств, помогая последним вести свою деятельность в соответствии с принципами бережного отношения к природе. Проект «Сельское хозяйство для будущих поколений» — одна из инициатив компании в этой области, реализуемая совместно с партнерами. Ключевая задача — определить набор технологических решений, которые помогут производить качественную продукцию и при этом минимизировать вредное воздействие на окружающую среду.

3. «Молочная бизнес-академия»

В 2012 году Danone запустила полноценный образовательный проект для производителей молочной продукции. Принять участие в нем могут все заинтересованные: «Молочная бизнес-академия» реализует 10 обучающих программ, фермеры выбирают наиболее близкую им тему. Глобальная цель этого проекта — больше высококачественной молочной продукции на рынке и меньше ущерба окружающей среде благодаря развитию компетенций производителей.

4. VIP Milk

Одно из направлений деятельности Danone — создание разветвленного коммьюнити молочных фермеров. И проект VIP Milk играет здесь ключевую роль. Он представляет собой портал, где производители могут найти полезную информацию, пообщаться с экспертами отрасли, выстроить коммуникацию с коллегами и партнерами для обмена опытом и знаниями.

5. «Гиппократ» 

Устойчивое и регенеративное сельское хозяйство

Проект, посвященный здоровью животных и улучшению качества получаемого молока, реализуется совместно с фармацевтической компанией MSD с 2019 года. Специалисты исследуют в том числе причины заболеваний коров, при которых фермеры вынуждены использовать антибиотики для их лечения. Промежуточные результаты таковы: в 80% случаев коровы болеют, потому что процессы на ферме не всегда выстроены оптимально. А значит, практики устойчивого сельского хозяйства важно внедрять еще и для заботы о благополучии животных.

Задачи, которые решают проекты Danone

В своей деятельности компания выделяет 4 основных вектора, по которым ведется работа: 

  1. помощь людям,
  2. развитие сельского хозяйства,
  3. производство продуктов для здорового питания для всей семьи,
  4. забота о планете.

Остановимся подробнее на каждом.

1. Помощь людям

Любой бизнес — это, в первую очередь, люди. От их навыков, знаний и самоощущения зависит то, насколько успешным будет предприятие. Потому помощь людям — один из важнейших аспектов ESG-стратегии Danone.

Сотрудники

Более 6,5 тысяч сотрудников обеспечивают деятельность Danone Россия. Компания регулярно входит в рейтинги лучших работодателей, занимая в них верхние строчки. Повышение квалификации сотрудников, развитие их талантов, поддержка в сложных жизненных ситуациях — центральные направления внутренней деятельности Danone.

Сотрудники

Помимо конкурентоспособной заработной платы трудоустройство в Danone означает:

  • равные возможности для работы и развития в компании независимо от пола, возраста или физических особенностей,
  • льготы, компенсации, программы добровольного медицинского страхования,
  • непрерывное обучение и развитие в рамках корпоративного университета Danone Academy,
  • возможность участия в продуктовых программах Danone,
  • и многое другое.

Фермеры

Компания Danone Россия взаимодействует с местными фермерами по всей стране — а это более 200 поставщиков молочной продукции. Причем это сотрудничество выходит далеко за пределы стандартной закупки сырья. 

VIP Milk

Важнейший инструмент, направленный на создание профессионального сообщества молочных фермеров, где каждый может задать вопрос эксперту, поделиться своими наработками или обменяться опытом с коллегами. Помимо возможности прямого общения, на портале VIP Milk собрана обширная база знаний в области устойчивого сельского хозяйства. Взаимодействие с единомышленниками, доступ к теории и последним новостям индустрии позволяют создать крепкое сообщество, найти партнеров и получить ответы на интересующие вопросы.

«Молочная бизнес-академия»

Обучаться на протяжении всей жизни — непреходящий тренд последних десятилетий и одна из важнейших задач профессионалов в любой сфере. Для фермеров, специализирующихся на производстве молочной продукции, компания Danone запустила масштабный образовательный проект «Молочная бизнес-академия» (МБА). 

Фото: pixabay.com

На выбор — 10 программ. Например, «Технологический аудит молочной фермы». По итогам этого курса специалист сможет оценить ситуацию в собственном хозяйстве по комплексу критериев и предпринять необходимые для оптимизации внутренних процессов действия. 

За время существования МБА обучающие курсы и тренинги прошли более 2400 специалистов из разных уголков России и ближнего зарубежья.

Кластеризация ферм и индивидуальный план развития поставщиков

У компании Danone Россия существует собственный пул ферм-поставщиков разной величины: как небольшие «домашние» хозяйства, так и крупные производства индустриального типа. Эффективное сотрудничество предполагает индивидуальный подход к каждому партнеру — этого удается добиться благодаря кластеризации.

Это обязательная для всех поставщиков процедура, по итогам которой каждой ферме присваивается «статус поставщика» — золотой, серебряный или бронзовый. Статус зависит от уровня развитости производства, соответствия принципам устойчивого развития, безопасности поставок и множества других факторов. По каждому поставщику принимается решение о необходимости технологической поддержки, а также формируется индивидуальный план развития. В этом плане — рекомендации для настройки управленческих процессов таким образом, чтобы достигать поставленных целей и оценивать полученные результаты.

Общество

Важная часть политики Danone — социальные и благотворительные проекты.

— На территориях присутствия компании в России мы ведем продуктовые программы, сотрудничаем с банками продовольствия и благотворительными фондами, помогая людям в трудной жизненной ситуации, — рассказывает Татьяна Ткаченко. — Кроме того, Danone Россия инициирует обмен знаниями и ведет активную просветительскую деятельность среди широкой аудитории по продвижению идей ЗОЖ и осознанного потребления через ряд образовательных инициатив, среди которых: 

  • проект «Три молочных продукта в день», 
  • проект «Здоровое питание от А до Я», 
  • поддержка грудного вскармливания и экосистема NutriClub, 
  • проект «Ноль отходов»,
  • и многие другие.

2. Развитие сельского хозяйства

Ответственный подход к ресурсам планеты — важнейшее решение, которое должен для себя принять как каждый отдельный человек, так и любой бизнес. Сельское хозяйство — сфера, которая оказывает огромное влияние на природу. И поэтому все мы — от дачников до фермеров — должны задуматься о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы минимизировать ущерб от нашей деятельности.  

Устойчивое и регенеративное сельское хозяйство

Центральный принцип ESG-стратегии компании Danone — развитие устойчивого сельского хозяйства с акцентом не только на получение прибыли, но и на поддержание и улучшение состояния окружающей среды. И начинать этот процесс необходимо на самом первом этапе производства — на ферме.

Современное сельское хозяйство должно быть осознанным и регенеративным, то есть, не только бережно относиться к природе, но и возрождать поврежденные ранее биосистемы. Такой подход — залог сохранения и приумножения ресурсов планеты для будущих поколений. Danone сформулировала основные принципы регенеративного сельского хозяйства на основе международных стандартов, новейших исследований и собственных экспериментов. К этим принципам относятся, в том числе, забота о почве, бережное отношение к расходуемым природным ресурсам и сохранение биоразнообразия.

Danone делится с партнерами не только рекомендациями, но и инновационными продуктами собственного изобретения для улучшения работы ферм. Например, программы Water Toolbox и Energy Toolbox помогают оценить количество затрачиваемой воды и энергии и понять, какие процессы можно оптимизировать, чтобы его сократить. Более осознанный и экологичный подход к ресурсам позволяет не только внести свой вклад в заботу об окружающей среде, но и минимизировать производственные расходы.

Благополучие животных

Благополучие животных
Фото: pixabay.com

От условий жизни коровы напрямую зависит качество и количество молока, которое она дает. И речь здесь не только про хороший корм и доступ к чистой воде. Если животное находится в стрессе, ему больно или оно испытывает какой-либо дискомфорт, то надои падают, а качество молока снижается. Потому один из важнейших пунктов в концепции устойчивого сельского хозяйства — благополучие животных. Danone пристально следит за условиями содержания коров как на партнерских фермах, так и на своих собственных.

Проект «Гиппократ» 

Коровы, как и любые животные, могут болеть. Для их лечения фермеры нередко используют антибиотики. Речь может идти о самых разных заболеваниях, но наиболее распространенное, с которым фермеры сталкиваются чаще всего, — это мастит коров. И, как показало совместное с фармкомпанией MSD исследование в рамках проекта «Гиппократ», появляется мастит чаще всего из-за неправильно выстроенных процессов на ферме.

Поэтому Danone на своей собственной ферме «Вербиловское» провела реорганизацию работы с животными, внедрив новые практики — специалисты сменили схемы вакцинации, скорректировали технику доения и т. д. Результаты налицо: количество животных, заболевших маститом, сократилось с 5% до 2% от общего поголовья дойных коров в месяц.

Благодаря этому исследованию удалось снизить количество используемых антибиотиков в собственном хозяйстве и на партнерских фермах на 34%. 

3. Производство продуктов для здорового питания всей семьи

Компания Danone занимается изготовлением молочных продуктов, высокое качество которых напрямую зависит от используемого сырья. Молоко, закупаемое у российских фермеров, оценивается по ряду критериев:

  • достаточное содержание жиров,
  • достаточное содержание белка,
  • отсутствие тяжелых металлов, токсинов, радионуклидов,
  • отсутствие следов ветеринарных препаратов.

Сырье, отвечающие жестким стандартам качества, используется в дальнейшей цепочке производства, превращаясь в знакомые и любимые россиянами продукты.

— Наша задача — вместе с поставщикам молока меняться к лучшему. Производить качественный, безопасный и доступный по стоимости продукт с минимальным воздействием на окружающую среду и сохранять природные ресурсы.
Константин СтуловскийРуководитель направления по развитию поставщиков Danone Россия

4. Забота о планете

Благополучие людей целиком и полностью зависит от благополучия планеты. Danone в полной мере осознает собственную ответственность перед окружающей средой и будущими поколениями. Поэтому значительная часть деятельности компании посвящена поискам путей минимизации вредного воздействия на экосистему.

Углеродный след и метан

Для начала разберемся с терминологией. Углеродный след — это количество парниковых газов, выделяющихся в атмосферу из-за деятельности человека. Основные составляющие парниковых газов — это углерод и метан. Чем больше парниковых газов в атмосфере, тем быстрее идут процессы глобального изменения климата, которые в перспективе могут привести к необратимым последствиям.

Каждый человек, организация, производство оставляют свои углеродные следы, избавиться от них полностью нельзя. Но можно сократить их «длину», пересмотрев собственные привычки и изменив подход к ведению бизнеса. 

DanPrint
Фото: pixabay.com

Компания Danone отслеживает интенсивность оставляемого ею углеродного следа с помощью уникальной методологии DanPrint. Согласно расчетам, за 5 лет компании удалось сократить углеродный след более чем на четверть. Благодаря каким действиям удалось добиться таких впечатляющих результатов?

  • Политика декарбонизации. Это внутренний документ компании, в соответствии с которым ведется работа по сокращению интенсивности выбросов углерода в атмосферу.
  • Снижение количества органических отходов. Метан в больших объемах выделяют гниющие пищевые продукты, которые были неправильно утилизированы. Подобная органика остается на любых производствах продуктов питания, и Danone нашел небанальное решение этой проблемы. В 2013 году компания запустила проект «Метанайзер»: на одном из производств было построено специальное устройство, которое превращает пищевые отходы в энергию, используемую для освещения территории завода. Такое решение позволило сократить количество пищевых отходов, вернуть то, что должно быть выброшено, обратно в производственный цикл и буквально превратить мусор в источник «зеленой» энергии. 
  • Сотрудничество с местными поставщиками. Транспорт — один из источников вредных выбросов в атмосферу. Закупки сырья у локальных фермеров позволяют сократить логистические цепочки, тем самым сократив интенсивность углеродного следа.
  • Контроль работы ферм и заводов. Danone предлагает собственные решения партнерам по сокращению выбросов углерода в атмосферу и регулярно оценивает следование хозяйствами принципам декарбонизации.
  • Отслеживание состояния животных. Чем лучше условия жизни коровы, тем больше надоя с нее можно получить. Соответственно, чем продуктивнее молочное стадо, тем меньше углеродный след, который оно оставляет.

Вода

Этот ресурс уже сейчас считается дефицитным во многих уголках планеты, потому его разумное расходование чрезвычайно важно.

Вода
Фото: Nathan Dumlao, unsplash.com

Danone стремится максимально рационализировать количество потребляемой воды на производствах и в хозяйствах. Этому способствуют контроль водозабора и водосброса, продвижение методов эффективного потребления, постройка очистных сооружений на заводах — 11 из 13 заводов Danone в России оборудованы собственными очистными сооружениями, еще на двух сточные воды передают на очистку водоканалу в соответствии с законодательством.

Компания выстроила полноценную система управления потреблением воды. В ее основе — 4 R: Reduce, Reuse, Recycle, Reclaim. Они означают: 

  • сокращение водопотребления,
  • повторное использование воды, 
  • возвращение воды в производственный цикл, 
  • регенерация воды (водоочистка).

В 2021 компания снизила показатель абсолютного водозабора на 10% и сократила потребление воды на тонну готовой продукции на 6%.

Почва

От здоровья почвы зависит здоровье людей: земля дает нам растительную пищу, а также служит первичным фильтром для воды, которой мы в конечном итоге наполним свои чайники. Поэтому важно заботиться о качестве почвы и сокращать уровень ее загрязнения.

Отказ от пестицидов  — первый шаг в этом направлении. Danone совершила его несколько лет назад и сегодня компания внимательно следит за тем, как фермы-поставщики работают с землей и чем ее удобряют. А рекомендации дает на опыте собственных исследований: на территории фермы «Вербиловское» разрабатываются методы экологичного ведения сельского хозяйства, исключающие использование химии и устаревшие подходы к возделыванию земли.

Биоразнообразие

Природа удивительным образом сбалансирована: все в ней находится на своем месте, растет и развивается в соответствии с изначальной задумкой. Поэтому необдуманное вторжение человека может привести к самым негативным последствиям, вплоть до гибели экосистемы.

Биоразнообразие
Фото: Krzysztof Niewolny, unsplash.com

Каждое действие должно быть соотнесено с тем, какой ущерб оно может нанести окружающей среде. Danone в зонах своей ответственности — на фермах и производствах — следит за соблюдением биологического разнообразия и восстановлением диких территорий, где может процветать природа. 

Одна из инициатив — сохранение части территорий вокруг хозяйств нетронутыми. Например, 10% территории фермы «Вербиловское» не возделываются: местность, которую не тревожит человек, остается домом для растений, птиц, животных, насекомых.

Результаты проектов в области устойчивого развития

Менять мир к лучшему не всегда просто, но когда видны результаты этой деятельности, сразу понятно, что все было не зря. Перечислим основные результаты ESG-деятельности компании Danone — главными цифрами поделилась Татьяна Ткаченко, директор по связям с государственными органами Danone Россия:

— Компания Danone демонстрирует впечатляющие результаты в области устойчивого развития:

  • 60% органических отходов было возвращено в экономику, 
  • на 7% снизился объем образования органических отходов, 
  • 58% отходов передано на переработку,
  • на 26% сократилась интенсивность углеродного следа с 2015 года, 
  • 35% электроэнергии потребляется из возобновляемых источников,
  • 75% продукции компании выпущено в упаковке, пригодной для переработки, 
  • 256 тонн продуктов питания на сумму более 33 млн рублей было передано партнерам по благотворительным проектам,
  • более 2400 специалистов молочных хозяйств из 49 регионов России и Казахстана прошли обучение в Молочной бизнес-академии с момента ее запуска,
  • более 400 тысяч детей и их родителей посетили семь тысяч уроков по здоровому питанию в 2 780 российских школах,
  • более 16 тысяч специалистов и студентов из разных областей медицины приняли участие в образовательных программах Danone.

Ключевые результаты за 2021 год

1 Не направлены на захоронение или сжигание
2 Подробнее см. на сайте
3 LTIRF (англ. Lost Time Injury Frequency Rate) — коэффициент частоты производственных травм с временной потерей трудоспособности
4 Подробнее см. на сайте

Кейс фермы «Вербиловское»

В Липецкой области расположена ферма «Вербиловское», принадлежащая Danone, где компания тестирует собственные разработки в области устойчивого сельского хозяйства перед тем, как передать их партнерам.

Это масштабный проект, существующий с 2017 года, где в режиме реального времени можно совершенствовать производственные процессы. За прошедшие годы благодаря практикам, выработанным на этой ферме, Danone смогла достичь впечатляющих результатов как сфере эффективности производства, так и в области бережного природопользования.

Кейс фермы «Вербиловское»

Подробнее о ферме «Вербиловское» рассказал Константин Стуловский, руководитель направления по развитию поставщиков Danone Россия:

— Наша ферма — экономически эффективная бизнес-единица, которая помогает отрабатывать решения в области устойчивого фермерства и земледелия. Также это база для образовательных программ. Мы постоянно совершенствуем процессы производства и заботимся о здоровье животных. И как следствие, за прошедшие пять лет нам удалось на 17% повысить эффективность надоя с одной коровы и на 25% увеличить объем производства молока на ферме.

За этими цифрами — долгий путь и, порой, коренные изменения многих привычных процессов.  

— Проводить изменения непросто, — делится Константин Стуловский. — Не все решения, которые мы пробуем, приносят очевидную экономическую эффективность. Поэтому мы выбираем то, что работает, и рекомендуем нашим поставщикам. Сложность заключается также в том, чтобы не «снижать» планку. Сельское хозяйство сильно зависит как от внешних факторов, например, погоды, так и людей, которые вовлечены в процесс. Важны качество проектной работы, любопытство, желание меняться, которые позволяют пробовать новые решения обдуманно и качественно. Поэтому главная сложность, с которой мы столкнулись в начале пути, — это готовность людей к переменам.

Планы на будущее

Амбициозные цели необходимы для формирования эффективного плана действий. О том, какую планку ставит себе компания и какие намерения рассчитывает реализовать, рассказывает Татьяна Ткаченко, директор по связям с государственными органами Danone Россия:

— Компания Danone Россия будет продолжать вести и развивать все уже реализуемые инициативы в области ESG. У нас есть долгосрочные и ежегодные цели по каждому из направлений охраны окружающей среды, снижению климатического воздействия и другим связанным аспектам деятельности. В числе целей, к которым мы стремимся:

  • к 2025 году: ноль пищевых и упаковочных отходов, направляемых на захоронение, 100% упаковки пригодно для повторного использования, переработки и компостирования;
  • к 2030 году: снизить потребление воды на тонну готовой продукции на 50%, сократить интенсивность углеродного следа на 30%, сократить энергоемкость производства на 14%.

Подписывайтесь на проект «Ноль отходов» в социальных сетях! Читайте больше ВКонтакте или в Telegram.

Популярные вопросы и ответы

Отвечаем на важные вопросы о сельском хозяйстве и производстве молочной продукции вместе с экспертами Danone Россия.

Как ответственный производитель обеспечивает качество и безопасность своих продуктов?

Татьяна Ткаченко рассказываем на примере компании Danone Россия:

— Мы выстроили прочную систему контроля качества и безопасности продукции. Многочисленная команда экспертов ежедневно работает над тем, чтобы потребители получали только свежие и полезные продукты. 100% продукции компании, выпускаемой на рынок, проходит проверку на качество и безопасность.

Также мы проводим непрерывную работу с нашими партнерами, чтобы поддерживать стабильность поставок безопасных ингредиентов с высокой пищевой ценностью. Наша компания внимательно следит за безукоризненным соблюдением стандартов на всех этапах производства и отгрузки продукции. Система управления позволяет отслеживать и оперативно устранять несоответствия стандартам компании в области качества и безопасности продукции на разных этапах — от поставок ингредиентов до выпуска готовой продукции.

Зачем помогать развиваться поставщикам молока?

— В компании Danone Россия считают, что объединение усилий с нашими партнерами по всей цепочке поставок поможет быстрее достигнуть целей в области устойчивого развития, — объясняет Константин Стуловский. — Именно поэтому мы проводим непрерывную работу со всеми нашими деловыми партнерами. Эффективная партнерская работа с поставщиками молока для нас — это не просто операционная необходимость, но возможность развивать устойчивую бизнес-среду и внедрять практики ответственного сельского хозяйства. 

У нас внедрены высокие стандарты качества молока. Поэтому мы строго отслеживаем состояние ферм, а также условия содержания и здоровье коров. Качество сырья, эффективность процессов и устойчивость развития поставщиков напрямую влияет на качество нашей продукции, которое должно быть на самом высоком уровне. Мы нацелены на популяризацию практик ответственного производства молока.

Какие точки пересечения могут быть между агрономией и молочным бизнесом?

— Для того чтобы корова дала молоко, ее надо накормить, — говорит Константин Стуловский. — Корм нужно произвести. Для этого бы работаем с почвой. Земля — это тоже ценный ресурс, плодородие которой нужно поддерживать. На земле есть естественная жизнь: насекомые, животные, растения и т. д.  — нужно оставлять им место для существования. Сельское хозяйство участвует в круговороте воды, этот факт тоже надо учитывать. Поэтому роль агрономии должна заключаться не только в том, чтобы вырастить доступные и качественные корма, но и в заботе о сохранении природных ресурсов: почве, воде и биоразнообразии. Это важно для будущих поколений, которые будут жить после нас.

Могут ли в молоке встречаться антибиотики?

— Антибиотики могут попадаться в молоке, — комментирует Константин Стуловский. — Это происходит в случае, когда молоко от коровы, получившей лечение антибиотиками, попадает в танк-накопитель сырья. Ответственная молочная ферма выдерживает сроки выведения лекарственного препарата и в этот период доит корову отдельно. Наши поставщики подходят к этому вопросу очень серьезно, а Danone всего отслеживает наличие следов антибиотиков в получаемом сырье.

Спасет ли природу регенеративное сельское хозяйство?

— Охрана окружающей среды — это целый комплекс мер, — объясняет Константин Стуловский. — И регенеративное сельское хозяйство — безусловно, одно из направлений. Поэтому мы видим в нем большую ценность. Мы стремимся по-новому взглянуть на принципы ведения сельского хозяйства, чтобы защитить почвы, сохранить биоразнообразие и обеспечить благополучие животных. Именно поэтому Danone Россия распространяет новые практики среди фермеров и тесно сотрудничает с ними в области перехода к ответственному фермерству и земледелию.