Экологичная упаковка в 2024 году

Существует ли экологичная упаковка, как ее опознать и чем ее использование поможет природе — подробный разбор «Комсомолки»
Экологичная упаковка в 2024 году
Экологичная упаковка. Фото: Jiawei Zhao, unsplash.com

Рост осознанности и принятие ответственности за окружающую среду способствуют переходу к новому образу жизни, в котором есть место заботе о планете. Один из его аспектов — использование экологичной упаковки, в 2024 году все больше производителей размещают на своих товарах пометку «эко». Вместе с экспертами-экологами разбираемся, какую упаковку можно считать экологичной, что такое гринвошинг и почему в супермаркете на вопрос «Пакет нужен?» стоит сказать решительное «Нет!».

Что такое экологичная упаковка

Новые решения призваны притормозить все увеличивающееся количество мусора на планете. Давайте разбираться, из чего должна быть сделана экоупаковка.

Есть несколько критериев, с помощью которых определяется экологичность упаковки (1). И чем большему количеству из них соответствует тара, тем лучше, поскольку добиться 100% безопасности для природы попросту невозможно.

Критерии экологичной упаковки

  1. Затрата ресурсов. Здесь важно то, сколько ресурсов необходимо для изготовления упаковки и как сильно ее производство вредит окружающей среде.
  2. Возобновляемость сырья. А именно, есть ли у человека и природы возможность «вернуть» природе то, что было у нее взято. Например, нефть относят к невозобновляемому сырью, поскольку человек не может возместить этот ресурс. А вот дерево — другое дело. Различные акции по озеленению и лесовосстановлению помогают поддерживать баланс между потребностями человека и возможностями природы.
  3. Использование вторичного сырья. Создавать упаковку из переработанных упаковок  — более экологичный подход, чем тратить на их изготовление новые ресурсы.
  4. Возможность повторного использования. Шоперы — оптимальный вариант для похода в магазин, а пластиковые или бумажные пакеты — совсем неподходящий. Общее правило таково: если упаковку можно использовать повторно, то она наносит меньший вред окружающей среде. 
  5. Безопасность. Экологичной, помимо прочего, считается тара, которая не вредит человеку. Например, не выделяет вредных веществ при нагревании и разложении. Также для экологичной упаковки важно, чтобы она сохраняла качество помещаемого в нее продукта.
  6. Возможность переработки. Экологична та упаковка, которая сможет подарить новую жизнь какому-то другому товару, поэтому она должна быть изготовлена из перерабатываемых материалов.

Полезная информация об экологичной упаковке

Узнаем, сколько людей готовы отказаться от неэкологичной упаковки и как понять, что тара соответствует критериям.

Влияние на продажиЭкологичная упаковка — это фактор, который влияет на продажи. Использование такой упаковки благоприятно влияет на покупательский спрос.
Мнение россиянПо результатам опроса компании Ipsos, в России 31% покупателей готовы отказаться от упаковки, которую нельзя переработать (2).
Оригинальные вариантыСуществуют попытки использовать альтернативные натуральные материалы, из которых можно сделать упаковку, а впоследствии переработать: из грибов, водорослей, рыбных отходов, из кукурузных листьев.
МаркировкаПетля Мебиуса означает, пригодна ли упаковка для переработки. Это треугольник из стрелок и цифра внутри: 1, 2, 4, 5 — перерабатывается в России; 3, 6, 7 — почти нет.

Из каких материалов может быть изготовлена экоупаковка

Не существует универсального на 100% экологичного материала, использование которого решило бы все глобальные проблемы нашей планеты. Выше мы описывали критерии, которым должна соответствовать экоупаковка. Они верны и для материалов, из которых изготовлена тара.

Исходя из этого, более экологичной будет упаковка, которая отвечает ряду требований.

  • На нее было потрачено меньше ресурсов. Например, использовано вторичное сырье — макулатура, или переработанный пластик, или переработанный алюминий. 
  • Ее можно использовать многократно. Вспомним советскую оборотную тару: раньше это касалось бутылок из-под кефира, сейчас такой же принцип используется при доставке воды в кулерах. Также нельзя забывать про современные многоразовые ланч-боксы, термокружки или сумки-шоперы.
  • Ее можно легко сдать на переработку в регионе использования.

    Для этого упаковка должна быть произведена из мономатериала: картон, бумага, стекло, алюминий, жесть, пластик 1 типа (PET), пластик 2 или 4 типа (HDPE и LDPE — полиэтилен), пластик 5 типа (PP — полипропилен).

    И не должен использоваться пластик, почти не принимаемый в переработку — 3 типа (PVC), 6 типа (PS) и, особенно, пластик 7 типа, С/PAP (MIХ). Он представляет собой композит, смеси разных полимеров или пластик + картон/бумага. Например, «как бы» бумажные стаканчики для кофе и чая (бумага + пластиковая ламинация внутри) или вакуумная упаковка для сыра и сосисок.

В мире также существуют экзотические варианты материалов, из которых производят упаковку.

  1. Из грибов. Достаточно популярный вид упаковки, который часто используется в Северной Америке, Азии и Европе. Производитель утверждает, что это абсолютно чистый и безопасный материал, который быстро разлагается. И, что особенно важно, сырье вырастает всего за неделю.
  2. Из водорослей. Пищевая упаковка, которая подходит для продуктов: бутербродов, бургеров, растворимых саше.
  3. Из рыбных отходов. Инновационный материал, который изготавливается из отходов и разлагается за 6 недель. Утверждается, что он прочнее некоторых видов пластика, а использовать можно для создания скотча, пакетов или одноразовых упаковок (3).
  4. Из кукурузных листьев. Интересный проект родом из Мексики. Для борьбы с одноразовой неразлагающейся посудой была предложена альтернатива из остатков кукурузы. Пока делают только пакеты и тарелки (4).

Экологичная упаковка товаров

Правильная обертка — важная составляющая сохранности продукта, и зачастую без нее никуда. Но мы можем приложить усилия и сделать ее более безопасной для окружающей среды.

1. Упаковка продуктов питания

Здесь все довольно очевидно: использовать многоразовую тару вместо одноразовой. Вместо привычного пластика продукты питания можно помещать в стекло, нержавеющую сталь, бамбук, переработанные органические материалы, желатиновую пленку, переработанный картон. 

На кухню можно купить контейнеры с крышками разных размеров, чтобы отказаться от использования пищевой пленки. В офис на обед ходить с ланч-боксом. Завести привычку класть в сумку термокружку на случай, если захотите купить кофе или чай по пути — к слову, многие заведения делают скидку, если вы предоставляете свою емкость для напитков на вынос. Так работает всемирное движение My cup please.

Упаковка продуктов питания
Фото: Sarah Chai, pexels.com

Для весовых продуктов в магазинах использовать экомешочки или взвешивать крупные и чистые плоды вовсе без упаковки — все равно вы будете мыть их дома. С собой носить шопер на случай, если по пути надо будет заскочить в супермаркет. При покупке товара смотреть, во что он упакован, и отдавать предпочтение материалам, которые можно будет сдать в переработку. Постараться сократить в рационе количество продуктов в индивидуальной упаковке — например, вместо чайных пакетиков выбирать рассыпной чай для заваривания.

Еще один лайфхак (который позволит еще и сэкономить) — покупать товары в больших упаковках. Условно, взять 5-килограммовый мешок сахара выгоднее, чем 5 раз купить по килограммовой пачке. И количество использованной упаковки тоже сократится.

Так или иначе, мусор все равно образуется: не хочется отказываться от творожков, которые вы любите есть на полдник, сложно найти молоко на разлив в городских условиях. Бизнес предлагает компромисс для этой ситуации. 

2. Упаковка косметики

С одной стороны, это не продукты питания, и, пожалуй, не так важно, в чем их хранить. С другой — это товар, который соприкасается с нашей кожей и может вызвать аллергические реакции, воспаления и другие проблемы, если будет содержать микробы или бактерии. В упаковке косметики часто используется пластик, но, покупая такие продукты, обращайте внимание на то, есть ли возможность его переработать. Понять это поможет размещенная на таре цифра внутри треугольника из стрелок. В России к переработке принимают пластик, маркированный цифрами 1, 2, 4, 5, а вот 3, 6, 7 почти не подлежат переработке в нашей стране. Однако их собирают в рамках различных экологических акций в качестве эксперимента.

Упаковка косметики
Фото: unsplash.com

Помимо прочего, обращайте внимание на то, что пишет сам производитель. Многие используют для изготовления флаконов перерабатываемые материалы или изготавливают тару из вторсырья. А у некоторых брендов есть собственные экоинициативы по приему пустых упаковок.

К тому же, как и в случае с продуктами питания, здесь действует принцип «больше — значит лучше»: шампуни, жидкое мыло, гели для душа и другие предметы гигиены можно выбирать в крупной таре — как в целях экономии, так и в целях заботы о природе. Такой подход особенно актуален для больших семей.

3. Упаковка питьевой воды и других напитков

Здесь нужно присмотреться к емкостям из стекла или пластика, который можно сдать в переработку. А лучше перейти на многоразовые кружки, бутылки и стаканы. Главное — хорошо их мыть, чтобы не допустить размножения микроорганизмов внутри посуды и не навредить себе. Не лишним будет оставить дома многоступенчатый фильтр для воды. Также можно заказывать доставку артезианской воды в оборотной таре. 

4. Упаковка одежды

Это совершенно не тот товар, которому необходима упаковка. Поэтому спокойно можно отказаться от пакетов и коробок, которые вам предлагают в магазине, а купленные вещи складывать в свою сумку, рюкзак или шопер. Если вы покупаете вещь онлайн, то попросите продавца уменьшить количество упаковки в комментариях к заказу.

Гринвошинг

Сегодня производители понимают свою ответственность перед природой и будущими поколениями, и поэтому стараются приложить все усилия, чтобы сделать упаковку своих товаров более экологичной. Однако встречаются и недобросовестные компании, которые позиционируют себя как экологичный бренд, таковым по сути не являясь и не предпринимая никаких действий по охране окружающей среды. Такой подход получил название «гринвошинг» (green washing), что можно перевести как «зеленое отмывание».

Гринвошинг
Фото: unsplash.com

Наиболее заметный пример гринвошинга — использование пометки «эко» на упаковке товара. Происходит это исключительно из корыстных побуждений — в качестве маркетинговой уловки, на самом деле в такой упаковке нет ничего экологичного. Как отличить настоящую экоупаковку и не попасться на уловки нечестных производителей? Ответьте на несколько вопросов:

  • упаковка функционально необходима для этого продукта? 
  • вы легко можете разобрать ее на составные части? 
  • вам понятно, из какого материала изготовлена каждая такая часть? 
  • вы знаете, куда можно сдать все части этой упаковки на переработку или компостирование?

Если вы ответили «да» на все эти вопросы — упаковка экологичная.

И, конечно, не забываем, что любая многоразовая упаковка будет экологичнее одноразовой. При этом возможны варианты как повторного использования упаковки производителем (собрать у населения, обработать и повторно заполнить), так и другого применения потребителем (например, приспособить глиняные горшочки от молочной продукции для комнатных растений или запекания). 

Также набирают популярность форматы рефилов и целых рефил-станций, когда жидкий продукт (моющее средство, воду, молоко) можно залить в свою многоразовую тару — столько, сколько нужно. Да, яркие бидоны для молока и стеклянные трехлитровые банки снова в тренде.

Возможно, в вашем городе даже есть магазин без упаковки (zero waste), загляните в него — это рай для тех, кто ценит возможность снизить свой личный мусорный след.

Отзыв эксперта об экологичной упаковке

Эколог Адам Калиматов рассуждает:

— Экологическая упаковка создана с использованием современных технологий, которые позволяют сократить вредные воздействия на окружающую среду. Она может быть выполнена из биоразлагаемых компонентов, таких как крахмал, бамбуковые волокна, конопля или другие натуральные материалы. Экологичная упаковка имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной, которые включают:

  • сокращение использования нефтепродуктов и других невосполнимых ресурсов;
  • отсутствие вреда здоровью человека и окружающей среде;
  • снижение количества отходов, которые попадают на свалку.

Однако экологичная упаковка имеет и некоторые недостатки, которые могут включать более высокую стоимость и ограничения на ее использование в определенных условиях.

Упаковка косметики
Фото: pixabay.com

Популярные вопросы и ответы

На частые вопросы об экологичной упаковке и ее преимуществах отвечаем вместе с экспертом.

Как упаковать подарки экологично?

— Экологичной будет упаковка, которую можно будет использовать повторно, а не просто выбросить в урну, — объясняет региональный руководитель движения ЭКА Владислав Иванов. — Например, подарок можно завернуть в ткань, которую потом можно будет применить в хозяйстве. В Японии даже существует отдельная техника для этого — фуросики. Можно положить подарок в многоразовый шопер, красивый цветочный горшок или декорированную стеклянную баночку. И, конечно, использовать повторно подарочные пакеты. Также экологичной будет упаковка из перерабатываемых материалов, например, крафтовой бумаги или картона, без использования типографских красок. Ее важно сдать в макулатуру.

Какие глобальные проблемы может решить повсеместное внедрение экологической упаковки?

Эта мера позволит:

• сократить использование природных ресурсов,
• устранить появление одноразового мусора и уменьшить мусорное загрязнение,
• снизить производственные выбросы и отходы,
• сократить выбросы парниковых газов,
• внести свою лепту в общую борьбу с изменением климата.

— Сегодня 54% от всего объема отходов, которые попадают на полигоны России, — это именно одноразовая упаковка различных продуктов, в том числе и подарков. Меньше мусора — меньше полигонов, которые возмущают горожан, и меньше выбросов углерода в атмосферу, — добавляет Владислав Иванов.

Разлагается ли экоупаковка? За какой срок?

Упаковка из компостируемого биопластика разлагается быстрее (за несколько месяцев), но только при определенных условиях (тепло, доступ кислорода и бактерии). К сожалению, на свалках в России подобных условий нет, там все просто гниет с выделением свалочных газов. Для такой упаковки нужно, чтобы органические отходы отделялись от остальных и обрабатывались методом промышленного компостирования. Поскольку в России почти нет сбора пищевых отходов на компостирование, то такой пластик для упаковки товаров пока нет смысла использовать.

Бумага/картон — интересный пример перерабатываемого и одновременно с этим биоразлагаемого упаковочного материала. Экологичнее — перерабатывать.

Такие материалы для упаковки, как стекло, металл, пластики 1 PET, 2 HDPE, 5 PP подходят для упаковки, срок их разложения исчисляется сотнями и тысячами лет. Хотя надо заметить, что разложение пластика — это гипотеза. Почти весь произведенный на планете пластик до сих пор существует. Но зато упаковку из таких материалов можно многократно перерабатывать и тратить на ее производство меньше ресурсов.

Нужно ли бизнесу переориентироваться на выпуск товаров в экологичной упаковке?

Постепенно наш мир, хоть и медленно, но все же двигается в сторону ответственности перед обществом и природой, все популярнее становятся ESG-стратегии (формат деятельности компании, учитывающий природоохранную и социальную ответственность бизнеса). И бизнесу рано или поздно придется перейти на экологичную упаковку, даже если он сейчас про это не думает.

Некоторые шаги по экологизации упаковки будут выгодными. Например, если убрать лишнюю избыточную упаковку, пластиковую пленку, то на этом можно и сэкономить. Стоит убрать рекламные печатные буклеты и разместить на упаковке QR-код, перейдя по которому на сайт производителя покупатель может получить всю необходимую информацию. Это сэкономит большие суммы на печатных материалах. Важно убрать пластиковые одноразовые столовые приборы и трубочки, которые можно обнаружить порой в купленном йогурте. Покупатель использует свои многоразовые столовые приборы, а производитель сэкономит и произведет меньше пластика.

Ответственные производители должны совершить следующие действия:

1) убрать у своей выпускаемой продукции лишнюю, избыточную упаковку, которая не является функциональной, а нужна больше «для красоты» и маркетинговых целей;

2) позаботиться о полной и понятной маркировке типа материала на упаковке, добавить надпись «Сдайте в переработку» на упаковке;

3) использовать максимально удобные для переработки материалы: бумагу, алюминий, стекло и перерабатываемые виды пластика — 1 PET, 2 HDPE и 5 PP;

4) выбирать для производства материалы, которые изготовлены из возобновляемых источников сырья и/или имеют в своем составе вторичное сырье;

5) сделать все возможное, чтобы упаковка использовалась многократно, а в конце жизненного цикла попала на переработку. Например, производителям моющих средств продавать продукцию в том числе в 5-литровых канистрах из пластика 2 типа HDPE, запускать рефил — продажу экосредств на разлив. Как это уже делает BioMio, Synergetic, GRASS и ряд других брендов.

Для достижения больших результатов важно, чтобы не единичные, а все производители осознали важность проблемы и активно включились в ее решение. И чтобы это было поддержано на законодательном уровне: например, поправками в статью 481 ГК РФ «Тара и упаковка» (5).
  1. Definition of Sustainable Packaging.
    URL: https://sustainablepackaging.org/wp-content/uploads/2017/09/Definition-of-Sustainable-Packaging.pdf
  2. Принцип минимакса. Новая роль упаковки в жизни потребителя. Исследование Ipsos. 2020.
    URL: https://flair.ipsos.ru/ru/flair2020/princip_minimaksa 
  3. This university student created a plastic alternative out of fish waste. 2019.
    URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/11/tipping-the-scales-briton-develops-fish-waste-plastic
  4. Проект Malteria.
    URL: https://www.tainacampos.com/malteria
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ. Раздел IV. Глава 30. § 1. Статья 481. Тара и упаковка.
    URL: https://gkrfkod.ru/statja-481/